Основные идеи философии Швейцера

Основные идеи философии Швейцера. Исходный принцип мировоззрения Швейцера - факт жизни. Швейцер утверждал – что первую половину жизни человек должен посвятить себе, своему счастью, а вторую половину отдать нравственному подвижничеству (служить людям). Возражая Декартовскому « Я мыслю, следовательно, существую», Швейцер предлагает формулу « Я - жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Швейцер выводил основной принцип: «благоговение перед жизнью», требующий сохранения и совершенствования жизни.

Поэтому нравственность по Швейцеру не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно, по мысли Швейцера, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики.

Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Швейцер выступил против господства. Он противопоставлял два жизненных принципа: воля как выражение свободного и правильного существа человека; знание (понимание) как такое отношение к жизни, в основе которой лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Швейцера «понимающее отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему духовное банкротство цивилизации». Швейцер противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и «внешний прогресс». Согласно ему этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида.

Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Швейцер ставил своей задачей создание философии обоснованности и практически применяемого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность.