рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Свобода и воля

Свобода и воля - Реферат, раздел Искусство, Основы кантовской этики Свобода И Воля. Теперь Мы Лучше Можем Понять, Что Такое, По Канту, Свобода. В...

Свобода и воля. Теперь мы лучше можем понять, что такое, по Канту, свобода. В Критике практического разума он пишет Так как чистая форма закона может быть представлена только разумом, стало быть, не есть предмет чувств и, следовательно, не относится к числу явлений, то представление о ней как определяющем основании воли отличается от всех определяющих оснований событий в природе по закону причинности, так как в этом случае определяющие основания сами должны быть явлениями.

Но если никакое другое определяющее основание воли не может служить для нее законом, кроме всеобщей законодательной формы, то такую волю надо мыслить совершенно независимой от естественного закона явлений в их взаимоотношении, а именно от закона причинности. Такая независимость называется свободой в самом строгом, т. е. трансцендентальном смысле. В Критике чистого разума сказано Свобода в практическом смысле есть независимость воли от принуждения импульсами чувственности. Как видим, Кант определяет свободу как независимость от закона природной причинности, от принуждения со стороны чувственности.

Это отрицательное определение свободы. Здесь свобода выступает как негативная свобода, как свобода от. Кант это прекрасно понимает и пишет Но эта независимость есть свобода в негативном смысле, а собственное законодательство чистого и, как чистого, практического разума есть свобода в положительном смысле. Таким образом, позитивная свобода, свобода к, определяется Кантом как добровольное подчинение нравственному закону.

Это положительное определение свободы. Уместно проанализировать здесь довольно-таки таинственное понятие воли, которое я до сих пор не использовал оно встречалось только в цитатах. Но почему таинственное? На первый взгляд слово воля кажется вполне понятным и привычным. Однако когда начинаешь осмысливать его более тщательно, выясняется, что оно обладает какими-то с трудом уловимыми, ускользающими коннотациями.

Понятия воли и свободы соседствуют друг с другом. На русском языке одно из значений слова воля представляет собой синоним слова свобода. Основное значение слова воля? по-русски, по-немецки и на других языках - это, приблизительно говоря, способность принимать решения поступать так, а не иначе и, приняв решение, прилагать целенаправленные усилия для его выполнения.

Воля сознательна, она связана с разумом, с расчетом, в отличие от желаний, влечений, страстей, которые обусловлены чувственностью, эмоциями и зачастую бессознательны. При этом понятие воля чрезвычайно близко к понятию я. Мне кажется, что в большинстве контекстов можно совсем не пользоваться словом воля, без ущерба для смысла заменяя всюду выражения моя воля, наша воля, воля человека просто словами я, мы, человек. Лишь в специальных контекстах понятие воли необходимо, в таких, например, в которых воля исследуется как отдельная способность человека наряду с другими его способностями или когда она оценивается по степени и качеству в выражениях сильная воля, железная воля, безвольный человек и т. п. Видимо, прав Шопенгауэр, говоря, что подлинное зерно, единственно метафизическое и потому неразрушимое в человеке, есть его воля. Хотя, раз уж речь зашла о Шопенгауэре, следует заметить, что его понимание воли отличается от кантовского и от традиционного.

Как известно, он противопоставляет волю и разум, сближая первую с бессознательным стремлением и называя слепой, а второй трактуя чисто инструментально и считая покорным слугой этой слепой воли. Если взять приведенную цитату целиком, то хорошо видна и совершенно не кантовская трактовка вещи в себе, которую дает Шопенгауэр Между тем в кантовской этике, особенно в Критике практического разума, всегда заметна на заднем плане мысль, что внутренняя и вечная сущность человека состоит в разуме.

Я должен здесь, где вопрос затрагивается лишь мимоходом, ограничиться простым утверждением противного, именно что разум, как и вообще познавательная способность, представляет собою нечто вторичное, принадлежащее явлению, даже прямо обусловленное организмом подлинное же зерно, единственно метафизическое и потому неразрушимое в человеке, есть его воля. Разумеется, что для Канта вечная сущность человека, постольку поскольку он представляет собой вещь в себе, состоит в разуме.

Сутью кантовской философии является то, что мир вещей в себе разумен, что всякая вещь в себе есть нечто умопостигаемое.

Для Канта вещь в себе и ноумен - это синонимы. Поэтому утверждение, что разум есть что-то вторичное, принадлежащее только явлению, представляет собой с кантовской точки зрения просто нонсенс. Можно не пользоваться в философских текстах термином воля, но можно при желании и пользоваться им. Кант интенсивно использует данный термин в своих сочинениях по этике. При этом наряду со словом Wille воля он нередко употребляет слово Willkur произвол. Последнее применяется им тогда, когда воля выступает в роли неопределенной возможности совершать поступки.

Но Канта больше интересуют воля, каким-то образом уже определенная, и те основания, которые могут определять волю. Так, в самом начале Критики практического разума он пишет Практические основоположения суть положения, содержащие в себе общее определение воли, которому подчинено много практических правил. Они бывают субъективными, или максимами, если условие рассматривается субъектом как значимое только для его воли но они будут объективными, или практическими, законами, если они признаются объективными, т. е. имеющими силу для воли каждого разумного существа. Таким образом, воля всякого человека определяется максимами, которые либо остаются у него чисто субъективными, либо объективизируются, подчиняясь практическим законам.

В первом случае воля человека определяется в конечном счете принципом себялюбия и личного счастья и, следовательно, находится целиком во власти закона природной причинности, преследуя материальные цели, которые в изобилии ставятся перед ней способностью желания.

Во втором случае она определяется нравственным законом, основным законом чистого практического разума, который действует на нее как категорический императив в этом случае она освобождена от необходимости преследовать материальные цели, действуя не по закону причинности природы, а по закону причинности свободы. С точки зрения Канта, если воля разумного существа нормальна, то она просто по дефиниции должна определяться нравственным законом, законом чистого практического разума ведь коль скоро существо разумно, то и действовать оно должно в соответствии с разумом.

Если же оно действует в соответствии с принципом личного счастья, если максимы его воли определяются его естественными, природными склонностями, т. е. чувственностью, то волю такого разумного существа Кант называет чувственной, побуждаемой патологически.

Другое дело животные у них воля с необходимостью определяется их чувственностью, такую волю Кант именует брутальной. Нелюди не таковы. Поэтому поводу в Критике чистого разума можно прочесть В самом деле воля чувственна, поскольку она подвергается воздействию патологически мотивами чувственности она называется животной arbitrium brutum, когда необходимо принуждается патологически. Человеческая воля есть, правда, arbitrium sensitivum, но не brutum, а liberum, так как чувственность не делает необходимыми ее действия, а человеку присуще самопроизвольно определять себя независимо от принуждения со стороны чувственных побуждений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы кантовской этики

Как видим, Кант сопоставляет тут две житейские ситуации. В первой из них он имеет в виду именно обыденную похоть, как пример некоего… В годы репрессий тысячи людей не теоретически, а на практике стояли перед дилеммой оговорить требуемое количество…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свобода и воля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детерминированность мира
Детерминированность мира. Остановимся сначала на спекулятивных основах кантовской этики. Кант придерживался господствовавшей в умах подавляющего большинства ученых и философов нового времени предпо

Феномен и ноумен
Феномен и ноумен. В общую картину полностью детерминированного мира входил и человек, как существо природное. Детерминанты человеческих поступков именовались мотивами, побуждениями, импульса

Природа и свобода
Природа и свобода. Теоретический разум не дает положительного ответа на вопрос о том, существует или нет наряду с причинностью природы еще и причинность свободы. Но он не дает и отрицательного отве

Практический разум и стремление к счастью
Практический разум и стремление к счастью. Что понимает Кант под практическим разумом? Сфера действия этого разума - деонтика. Ведь помимо проблематических, ассерторических, аподиктических с

Формула нравственного закона
Формула нравственного закона. Мы добрались до сердцевины кантовской этики, до его знаменитого нравственного закона. На первый взгляд кажется, что Кант не говорит ничего нового. Его нравствен

Категории воли
Категории воли. Эта способность самопроизвольно определять себя является, по Канту, отличительной особенностью именно человеческой воли. Признание Кантом наличия у человека такой способности и дела

Свобода воли и совесть
Свобода воли и совесть. Сосредоточим внимание на человеческой воле. Предполагается, что воля свободна говорит Кант. Она актуально свободна, когда действует в соответствии с нравственным законом, но

Несвободная свобода
Несвободная свобода. Итак, человеческая воля абсолютно свободна. Человек абсолютно ответственен за свои поступки. Он не подчинен с необходимостью ни природе, ни даже божьей воле. Пусть, по К

Характер причинности
Характер причинности. Как мы помним, свобода воли, по Канту, заключается в том, что мы можем предпочесть причинность свободы причинности природы Казалось бы, это может означать только то, что мы вс

Причинность и свобода
Причинность и свобода. Этот вывод подтверждается тем, что, по Канту, именно на умопостигаемом характере и только на нем лежит ответственность за свободно совершаемые человеком поступки. В Критике ч

Оценка и развитие учения Канта
Оценка и развитие учения Канта. Шеллинг Свое учение о свободе, опирающееся, как он сам говорит, на кантовское понятие о ней, Шеллинг излагает в трактате Философские исследования о сущности человече

Нравственный закон Канта - общечеловеческая мораль
Нравственный закон Канта - общечеловеческая мораль. В заключение вспомним еще раз основной закон чистого практического разума, сформулированный Кантом, его нравственный закон Поступай так, чтобы ма

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги