Этическая мысль эпохи эллинизма

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ Кафедра философии КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине: «Этика» на тему: «ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ШКОЛ» Вариант № 8 Выполнил студент заочной формы обучения Специальности специализации финансовый менеджмент 1 курса группы № МФ3-2-2002/2 Проверил преподаватель МОСКВА 2003 г. ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. Учение Эпикура . 2.Школа стоиков 3.Скептики 4.Киники 5.Неоплатонизм 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8 ВВЕДЕНИЕ Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Римской империи, определяет и характер развития философской этики в тот период.

Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества.

Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека. Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев. Преимущественным успехом в эллинистическом мире пользова­лись возникшие на рубеже IV и III вв. до н. э. учения стоиков и Эпикура, вобравшие в себя основ­ные черты мировоззрения новой эпохи. 1. УЧЕНИЕ ЭПИКУРА. Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, принижают достоинство человека.

Для Эпикура критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Обоснованием учения о пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром.

Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью. Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью.

Мудрец различает три вида удовольствия: 1)природные и необходимые для жизни; 2)природные, но для жизни не необходимые; 3)не необходимые для жизни и не природные; Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа. Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аскетизмом образ жизни Эпикура, на которые не могла бросить тень даже резкая полемика, которую против учения Эпикура вели его противники.

Эпикур отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того, о чем свидетельствуют органы чувств, сами же органы чувств не судят и по этому не могут ошибаться. Даже иллюзии, галлюцинации не доказывают ложности ощущений. Эпикур не считает чувственные восприятия чем-то второстепенным, существующим лишь для «мнения», а не для науки.

Философия Эпикура в трактовке проблем бытия продолжала разра­ботку материализма Демокрита, но в ней также центральное место занимал человек. Свою задачу Эпикур видел в освобождении лю­дей от страха перед смертью и судьбой: он утверждал, что боги не влияют на жизнь природы и чело­века, и доказывал материальность души. Счастье человека он видел в обретении спокойствия, невозмути­мости (атараксии), которой можно достигнуть лишь путем познания и самоусовершенствования, избегая страстей и страданий и воздержи­ваясь от активной деятельности. 2.

Школа стоиков

Действия людей отличаются не по тому, свободно или не свободно они сов... Сблизившиеся с после­дователями платоновской Акаде­мии, они направили ... Заблуждения возникают лишь в суждениях – там, где высказывающий пытает... Основные положения Пиррона получили свое дальнейшее развитие в учении ... Иной, возвышенный человек поднимается от низшего состояния существован...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений.

В этот период философия, если можно так выразиться, более не является факелом, ведущим за собой искателей правды. Но, тем не менее, продолжается поиск решений этических проблем. Если Эпикур определяет критерий счастья человека удовольствием, степенью свободы его от всевозможных страхов и независимостью от судьбы, то стоики не принимают такой свободы, так как судьба человека предопределена, поэтому ему лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков, и у эпикурейцев на первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой.

Скептики не приемлют взглядов ни Эпикура, ни стоиков: мир непознаваем вообще и предпочитают за лучшее воздерживаться от всяких суждений. Киники отказываются и от духовных, и материальных устремлений. Неоплатонизм фактически обращается к Платону.

Иными словами, в этот период происходит финальный этап развития античной этики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Асмус В.Ф. История античной философии. М 1965. 2.Древняя Греция.// Под ред. Струве В.В. М 1956. 3.Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. М 1973. 4.Лурье С.Я. История Древней Греции. М 1990 (переиздано 1940г.). 5.Сергеев В.С. История древней Греции. М 1948, История древнего мира М 1952.