рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Работа сделанна в 2003 году

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки - Дипломная Работа, раздел Искусство, - 2003 год - Министерство Образования Ставропольского Краяставропольский Государственный П...

Министерство образования Ставропольского краяСтавропольский государственный педагогический институт Факультет искусств Кафедра общей и дошкольной педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки студента 5 курса И 5- М группы очного отделения Блужиной Юлии Вячеславовны Научный руководитель старший преподаватель, кандидат педагогических наук Сорокопуд Юнна Валерьевна Рецензент доцент, кандидат исторических наук Косов Геннадий Владимирович Ставрополь 2003 Содержание Введение 5 Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального про- изведения в трудах отечественных исследователей. 1. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие лич ности 2. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения 21 3. Анализ понятия катарсис в музыке 38 Глава II. Экспериментальное исследование механизмов достижения млад- шими школьниками катарсиса в музыке. 1. Цель и методика констатирующего эксперимента 2. Характеристика формирующего эксперимента 3. Результаты контрольного эксперимента 51 Заключение 53 Литература 56 Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства Глюк. Музыка откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка народная потребность Людвиг ван Бетховен.

Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его задачей является воспитание человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Задачи гуманизации педагогического процесса и аксиологический подход к нему требуют создание атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития.

Для этого важную роль отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств. Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.

Музыка переносит нас из сферы видимости в сферу чувств, из области предметных образов в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая жизнь души, интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл Р.М. Чумичева. Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве.

Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться.

После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духово восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор. Проблема достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения привлекает внимание исследователей в разных странах мира. Несмотря на многочисленные работы в этой области, все же перед педагогами встает целый ряд малоизученных вопросов, и среди них выделяется такой как исследование механизмов достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения.

Этот вопрос является остро актуальным и именно он лег в основу нашего исследования. Успех музыкального развития детей зависит в первую очередь от личности педагога, от использования им методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми, но прежде всего от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку это прежде всего классика и народная музыка, которые способствуют достижению необычайно сильных переживаний, которые, другими словами, Аристотель назвал катарсисом. Наша современная жизнь сделала слушание музыки доступным для всех. Она звучит не менее половины радиовремени с раннего утра до поздней ночи. На телевидении музыкой сопровождается едва ли не любая немузыкальная передача.

И как часто вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в нейтральный, практически не воспринимаемый шум. Старшим нравится, когда этот шум потише, младшим когда он погромче. Но в том и другом случаях результатов от длительного искусства никаких.

А то даже и отрицательные. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Сейчас учащиеся практически не слышат настоящей, серьезной музыки, которая трогала бы их сердца и души. Их привлекает в большинстве лишь музыка низкопробная, рассчитанная на человека с низкой культурой. И такая музыка звучит практически везде. Поэтому необходимо уделить этой проблеме больше внимания, а именно, построить свою деятельность так на уроках музыки, чтобы дети научились слышать, могли увидеть глубину музыкального произведения и понять те чувства, которые хотел передать композитор, а через это получить успокоение и художественное наслаждение.

Цель работы изучить пути и условия развития у учащихся младшего школьного возраста катарсиса при восприятии музыкального произведения. Объектом исследования является педагогический процесс формирования катарсиса у младших школьников при восприятии музыки. Предметом данного исследования является содержание и методика развития катарсиса у младших школьников.

Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы достижения катарсиса и данные собственных исследований позволили выдвинуть гипотезу исследования если проблема достижения пикового состояния при восприятии музыкального произведения на современном этапе столь глобальна, то, возможно, следует подойти к ее решению таким образом, чтобы разработать содержание художественно-эстетической деятельности, наполненное ценностями музыки, как вида искусств и отражающее мир знаний человека.

В работе поставлены и решаются следующие задачи ? изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов ? разработать содержание уроков по достижению катарсиса у детей младшего школьного возраста в процессе восприятия музыки. Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов o теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования o наблюдение за процессом достижения катарсиса младших школьников o тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса o анализ продуктов детской деятельности o протоколирование высказываний и пояснений детей o опытно-экспериментальная работа констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты. Экспериментальной базой исследования являлся лицей 16. В эксперименте принимало участие 20 человек - дети младшего школьного возраста.

Глава I. Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей.

I.1. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже формирует его вкусы и интересы. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде. Музыкальное искусство через общение, диалог втягивает растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими.

Музыкальное восприятие помогает осмыслить и приобрести жизненные ценности, содействует расширению интересов, выработке вкусов, побуждает к информационному обмену. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей.

Музыка рождает гармоническое единство, ее внутренний мир пробуждает в человеке наиболее высокие и тонкие чувства, которые выступают стимулом к изменению как в целом своей жизни, так и сиюминутных порывов. Встреча космической музыки с тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений. О огромном значении музыки мы можем найти уже в трудах античных философов. Так, например, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах.

Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как такт, античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах.

Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной.

Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция катарсиса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов.

По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем, и до настоящего времени, разрушается при наличии самых разнообразных конкретных мелодических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью.

Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный.

Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку, написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать. У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека.

В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов. Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях. В библейской истории также можно найти примеры воздействия музыки на человека.

Так, библейский пророк Давид вылечил царя Саула от уныния и тоски своим пением и игрой на кифаре. В китайской натурфилософии, представленной в литературном памятнике Люйши чуньцю 3 в. до н.э музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии, для гармонизации общественной жизни.

Причины, вызывавшие дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях двух видов - янь и инь. При помощи музыки достигалась гармонизация этих двух видов энергий, устранялся хаос и восстанавливался космический и общественный порядок. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа цзюнь-цзы как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства - знанием ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к человеку образованному.

Благородный муж никогда не расставался с музыкальным инструментом. Наличие такового считалось его видовым признаком. Известно, что Конфуций, например, играл на цине китайский музыкальный инструмент типа цитры в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание перед лицом смертельной угрозы.

В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. В оздоровительной системе Биджа Мантрас шесть звуков храам, хруум, хриим, храйм, храум, хра - и магический звук ом использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению. В истории человечества была эпоха, которая заложила основы современного искусства. Это эпоха, которую для краткости называют античностью, сформировала целый комплекс культурных предпосылок и современной музыки.

Наибольшую роль сыграли в этом отношении античная Греция и Древний Рим. Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Даже само слово музыка греческого происхождения. Музыка по-гречески - искусство муз. У греков была музы лирики и муза танцев, муза комедии и трагедии, муза истории и даже астрономии.

Но не было музы, которая отвечала бы за музыку. Все они, во главе со своим предводителем Аполлоном, занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю, травы и воды в единое гармоническое целое - космос. Музыка никогда не рассматривалась в античной культуре сама по себе, вне связей с другими искусствами, с другими сферами жизни. Изъятая из этих связей, она может показаться и однообразной и примитивной.

Но музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает нас к богам говорили греки. А через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово - с поэзией и красноречием. Удивительно ли, что в музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство? Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален.

Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. Так устанавливается единство между миром и человеком - созвучие симфония. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно и непрерывно звучать. Почему же люди не слышат этого звука? Может быть, они привыкли к нему с детства? Может быть, по невежеству не знают и не догадываются о его существовании? Или эту музыку заглушают для них шумы повседневной жизни? А может быть, просто их слух лишен необходимой остроты, а ум - сосредоточенности? Видимо, лишь тот, кто сумеет преодолеть все эти препятствия, сможет услышать эту гармонию, настроиться в соответствии с нею и жить с нею в лад. В этом состоит существо мудрости.

Обычный же человек лишь случайно или по научению может оказаться в ладу с миром, то есть в правильном настроении.

Главным средством такого научения и является музыка, созданная по законам Вселенной и советам мудреца. В повседневной жизни человек легко утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются плохо настроенной лире. Звуки ее становятся все фальшивее, пока она не приходит в полное расстройство. Задача врача, лечащего такое тело и такую душу, состоит именно в том, чтобы восстановить гармонию. Лечить - значит для каждого человека находить музыку, способную перевести его из разлада с миром в гармонию с ним. Живя в согласии с природой, греки лишь продолжали ее музыку в своей, когда пронизывали свою жизнь звуками лиры и флейты, поэзией и песней, танцами и плясками.

Истинная музыкальность состоит, по мнению Платона, не в том, чтобы одну струну подстроить под другую, а в том, чтобы подчинить свою душу и жизнь законам ритма и гармонии. Музыкально воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы говорил Платон. Нет, видимо не зря музыка рассматривалась в классической Греции не только как источник радости и наслаждения, но и как главная составная часть воспитания. Всего лишь столетие назад большинство русских людей росло под звуки деревни.

А сейчас и звуки эти стали иными, и большинство уже растет в звуковой атмосфере города. Непрерывный и напряженный шум моторов, лязг и скрежет железа, глуховатая, тонущая в этом хриплом хаосе речь взрослых, звонкие, еще пока прорезающие шум детские голоса. Чириканье и щебет городских птиц слышны разве что по утрам, а листва деревьев и вовсе давно утратила голос.

Вечером включаются телевизоры, приемники, магнитофоны. В дома и на улицы приходит музыка. Музыка, даже самая лучшая, стала доступней воды из крана. Вам классику пожалуйста. А вам рок или поп на соседней волне. Жаль, что, сталкиваясь в пространстве, даже две хороших музыки легко становятся простым шумом, а три или четыре - шумом невыносимым, рядом с которым куда музыкальнее даже деловитое гудение машин.

И только ночью наступают мгновения, когда город наслаждается музыкой тишины. Ах, если бы вокруг нас звучала только та музыка, которая музыки тишины! Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. После хорошего концерта оно хранится годами, а после исключительного - всю жизнь. И все же главное не в этом! Главное в том, что удовольствие это делает человека умнее и нравственнее, облагораживает его и возвышает. Конечно, это редко бывает сразу, хотя и такие случаи известны.

Конечно, этого может и вовсе не быть, если концерты посещаются не ради удовольствия, а ради престижа или эрудиции, но обязанности или в погоне за модой. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие и возникает редко, и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действовать. И в этом разворачивающемся светлом кругу ускоренным темпом идет саморазвитие, выявление и духовное возвышение личности.

Почему художественное, музыкальное удовольствие побуждает человека к творчеству? Да просто потому, что она на мгновение, на час или на день собирает в одно целое все его мысли и чувства, все его духовные и физические силы, а это и есть то состояние, в котором творчество становится желанным и простым делом. Многие художники, поэты и даже музыканты любят слушать музыку, готовясь к собственному творчеству. Помимо очеловечивания, возвышения и побуждения к творчеству, музыкальное удовольствие способно еще и объединять, сплачивать и сближать людей, начиная с танцующей под музыку пары молодых людей и кончая человечеством.

Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей. Наиболее активная часть потребителей музыки - молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки.

Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам. Поскольку радио и телевидение - неотъемлемые элементы современного музыкального быта, поскольку нельзя не видеть связи между репертуаром транслируемой музыки и состоянием бытовой музыкальной культуры.

Для слушания музыки как искусства недостаточно того, чтобы играли музыканты и пели певцы, нужны выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда каких-нибудь 30 минут звучания моцартовской симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет восприятия нейтрального музыкального шума. Наверное, есть и такая музыка, которая и рассчитана на рассеянное восприятие ее между прочим.

Во всяком случае, потребность в такой музыке есть. Композиторы XVIII века писали немало музыки для обедов и пиров или прогулок по парку. Музыканты, исполнявшие эту музыку, искусно прятались в кустах, заменяя соловьев и канареек для светской толпы, движущейся по аллее или плывущей по лону вод в украшенной цветами лодке. Теперь прогулки под музыку доступны всем. Только место музыкантов заняли мощные громкоговорители.

Такая садово-прогулочная и застольная музыка похожа на красивые обои и праздничное освещение. Она помогает создать атмосферу гуляния, и за это ей, разумеется, спасибо. Но это еще не та музыка, которая в полной мере является искусством. Хотя бы ее писали великие композиторы. Настоящее искусство - результат высшей концентрации духовных сил композитора и музыкантов, и оно требует такой же концентрации и от слушателей.

Такой способности напряженно и внимательно слушать не требует, но зато и не развивает никакое другое искусство. На мгновение отвлекшись от рассматривания картины или чтения стихотворения, вы можете вернуться и начать восприятие сначала. В музыке все мгновенно и необратимо. В этом смысле ее восприятие можно было бы сравнить с самыми душевными моментами человеческого общения. Если вы рассказываете о чем-то важном, а человек один раз зевнул и два раза отвлекся, то вряд ли вам захочется еще когда-нибудь поделиться с ним своими искренними чувствами.

Настоящий музыкант или певец в течение целого концерта ведет с нами беседу высочайшей задушевности. Воспринимать такую беседу по законам нейтрального фона или развлечения было бы бездушно, бесчеловечно. Разумеется, такие музыканты и певцы еще не составляют большинства, но именно они делают музыку искусством. Поэтому очень важно, чтобы при выборе музыка для слушания дома именно такие певцы и музыканты были в центре нашего внимания.

Конечно, можно увлекаться детективами, а Тютчева или Толстого читать в редкие минуты для души. Так и в музыке можно часами крутить какой-нибудь популярный шлягер. Главное, чтобы были и редкие минуты встречи с музыкой для души. А уж она постепенно все поставит на место. Такая музыка, правда, не преобладает ни на радио, ни на телевидении, и уже поэтому рано или поздно возникает потребность приобретать пластинки с записями любимых композиторов, исполнителей, любимых произведений.

Интерес к современной, к новой музыке в музыкальном быту семьи является одним из ключевых звеньев всей нашей музыкальной культуры. Интересуясь новой музыкой, понимая ее поиски и радуясь ее достижениям, поддерживая лучшие из ее результатов, простые любители музыки становятся подлинными соучастниками ее творческого развития. Как известно, во всяком деле труднее всего начало. Накопив опыт общения с серьезной музыкой, легче уже разобраться, что к чему, сталкиваясь с новым или с незнакомым произведением.

Но для первого знакомства опасно столкновение с непонятной, неудачной или просто плохой музыкой, особенно если за ней закрепилась завышенная по разным причинам оценка. Таких произведений и в современной, и в старой музыке немало. Но есть, конечно, и такие произведения, которые способны сразу захватить и самых начинающих любителей музыки. Это, например Полонез М. Огинского, Вальс-фантазия М. Глинки, Болеро М. Равеля, Лунная соната Бетховена, На тройке , Баркарола , Осенняя песнь П. Чайковского, Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса, Соль-минорная симфония В.Моцарта, Рассвет на Москве-реке М. Мусоргского, Шехеразада Н. Римского-Корсакова, первые части фортепианного и скрипичного концертов П. Чайковского, романс из музыки к кинофильму Овод Д. Шостаковича, Второй фортепианный концерт С. Рахманинова, музыка к пушкинской Метели Г. Свиридова.

Для приобщения детей к современной серьезной музыке С. Прокофьев специально написал симфоническую сказку Петя и волк. Помимо живого слова музыкантов и знатоков музыки, к ее пониманию нас приближает литература о ней. Для развития музыкальной культуры крайне важны работы, доступные любителям музыки, способные помочь формированию публики и музыкальному воспитанию детей. Таковы, например, работы Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева.

Ярко и интересно писали о музыке выдающиеся музыканты и исполнители. Достаточно назвать имена Ф.И.Шаляпина, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза.

К счастью, как правило, просто и доходчиво, образно и стилистически увлекательно писали о музыке сами композиторы А.Серов, П.Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, а из зарубежных - Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др. Бесценны для понимания музыкального творчества и музыкальной культуры в целом письма композиторов, из которых наряду с письмами Шумана, Берлиоза и Верди назовем письма М. Мусоргского, П. Чайковского. Разумеется, мы не собираемся исчерпать имена, нам хотелось бы только, чтобы первое знакомство с литературой о музыке не стало бы для любителя музыки и последним и чтобы это знакомство сделало слушание музыки глубже и разносторонней.

Хорошая книга о музыке в семейной библиотеке так же незаменима, как записи и пластинки. Осознание жизненных возможностей и задач музыки куда важнее, чем поверхностная эрудиция в именах, датах и произведениях. Легкомысленное отрицание легкой музыки ничуть не лучше равнодушия к музыке серьезной. Но музыкальная культура состоит не в том, чтобы понемногу потреблять и ту, и другую, а в том, чтобы ясно понимать незаменимые возможности и границы каждой из них. Изучение особенностей хотя бы основных жанров невольно приведет к необходимости исторических знаний о музыке.

Тогда оживут музыкальные биографии, а разрозненные факты и даты сложатся в нашем сознании в музыкально-исторический процесс. Для общей музыкальной культуры достаточно основных контуров, овладение которыми потребует не так уж много времени.

История музыки позволит по-иному, по-новому осмыслить и всю историю культуры, без знания которой было бы неверно считать себя культурным и образованным человеком. Итак, человек стремиться сделать свой дом уютным и красивым. Как часто он надеется достигнуть этого с помощью вещей! А между тем самый дешевый и доступный способ наполнить любое пространство красотой - музыка. Музыка занимает много меньше места, чем шкафы, зеркала и диваны, стеллажи и стенки с пыльными нетронутыми книгами.

Но она способна наполнить освобожденное пространство энергией живого движения, пением и танцами, встречами и домашними концертами. Музыка живет и внутри человека, и в глубине действительно необходимых ему вещей. Ее глушат лишние диваны и никчемные тряпки, ее портит дребезжание дорогой посуды и хрусталя, ее не дают услышать безвкусные аляповатые люстры и торшеры, а в мягкой мебели ее побеждают тяжелые сны. Необходимо помочь музыке выйти из глубины души и глубины вещей и объединиться в прекрасную, волнующую и благотворно воспитывающую и детей и взрослых гармонию, полную подлинной, свежей и прозрачной жизни.

Современная жизнь гоняет нас по необъятным просторам, и то, что еще недавно называлось родным домом, все больше становится временным пристанищем. Квартира, дача, бабушкин дом, пионерский лагерь или дом отдыха, гостиница или турбаза, клетушка в частном секторе или палатка в походе - мы с детства уже привыкаем к этим сменяющим друг друга формам жилья и быта. Но, сознательно или бессознательно, всюду, где судьба заставляет нас задержаться больше, чем на сутки, мы спешим хотя бы отчасти реализовать тот образ родного дома, который живет в нашем сознании.

И снова обнаруживаем, что легче всего перевозится и везде помогает расположиться как дома песня о родном доме, о родных людях, о родном крае. Музыка нужна человеку в пустыне и тайге, в океане и в космосе. Окружая нас красотой и уютом, она одновременно связывает нас с окружающим миром.

Она как бы напоминает нам о том, что родным домом человечества является Вселенная. I.2

Сущность и особенности восприятия музыкального произведения

Брунера детей из богатых и бедных семей просценировать на экране разме... Возрастает так же влиятельность этнофольклористических разработок, поз... Такой перестройкой можно считать, к примеру, формирование у ребенка ла... При обработке чувственных впечатлений в нем происходит процесс своеобр... Костюк, решая вопрос об элементарном восприятии музыки, приходит к мыс...

Анализ понятия катарсис в музыке

Еще Аристотель подчеркивал, что самым значимым элементом восприятия му... Н.Б.Берхин Художественный образ в искусстве, т.е. Интеллектуальные процессы в искусстве предваряют более сложные процесс... Слушая Лунную сонату мы сопереживаем образу лунной ночи или какому-то ... чувство совершенно явное, лежащее на поверхности всякого акта взаимоде...

Цель и методика констатирующего эксперимента

Сен-Санса. Инструкция Ребята, мы выяснили с вами, что все любят сказки. Их можно передавать из поколения в поколение не только словами, но и м... Результаты констатирующего эксперимента можно обозначить в таблице 2 В... Я каждому раздам анкету, в которой вы, после прослушивания ответите на...

Характеристика формирующего эксперимента

В гостях у известного композитора Шаинского В.В 2 Чудесные мелодии. 13. Секреты музыкальных инструментов Востока вина, хиджак и др Альманах по... 20. П.И.

Результаты контрольного эксперимента

Результаты контрольного эксперимента можно обозначить в таблице. Высокий Средний Низкий 60 25 15

Заключение

Заключение По окончании исследования подведены основные итоги работы и сделаны следующие выводы Проведенное исследование подтвердило гипотетические положения о том, что при создании определенных педагогических условий в общеобразовательной школе на основе культурологических и аксиологических подходов и использования по аналогии с разработанной серию уроков, возможно вызвать у учащихся катарсис в процессе восприятия музыкального произведения.

Все знания и умения, все то новое, что открывает школа детскому уму. Должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом.

Радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка. Та музыка, которой раньше не было доступа в школу. Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее, их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ. В данном исследовании обнаружена роль музыки как основы личностного становления школьников, способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности музыкального искусства как педагогического фактора формирования музыкального восприятия, и в ходе его достижения пикового состояния.

Исходя из вышеизложенного в курсовой работе был осуществлен поиск и разработка нескольких уроков, обеспечивающих достижение катарсиса в ходе восприятия 1 Музыкальный словарь в рассказах 2 О музыке и музыкантах 3 Какая разная музыка 4 Где звучит музыка 5 Путешествие в страну музыкальных инструментов 6 Я - композитор 7 Неповторимые мгновения 8 Музыкальное путешествие по Западной Европе 9 Далекая и близкая Америка 10 Восточные напевы. Проведенное исследование показало, что механизмы достижения пикового состояния зависят от ряда условий от возраста и накопленного в процессе слушания музыки опыта распознавания разнообразных эмоциональ- ных переживаний от типа восприятия музыкального произведения от уровня развития когнетивных процессов, от сформированности у учащихся эталона проявления способности сопереживания музыкальному образу от уровня развития процессов воображения, фантазии, а также от подготовки учителя музыки, т.к. воспитание восприятия может быть осуществлено лишь при постоянной руководящей роли учителя. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных зависимостях в механизмах достижения катарсиса при восприятии музыкального произведения младшими школьниками музыкальное произведение как культуросообразное средство, отражающее эмоционально-эстетические ценности человека, выступает достаточно сильным фактором для достижения катарсиса у учащихся младшего школьного возраста результативность в развитии процессов сопереживания музыкальному образу зависит от музыкального восприятия, сконструированного как целостно-логический процесс, стимулирующий учащихся к адекватному соотношению мира чувств, отраженных в искусстве и собственных чувств рефлексивное познание детьми своего эмоционального мира через призму музыкального искусства стимулировало к выявлению гуманно-эстетических ценностей в музыкальном произведении и проецировании их на свой образ Я , что повысило уровень достижения пикового состояния.

На основе прослушанного произведения.

Литература24. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.

М. Просвещение 1983 - 222 с. 25. Аристотель.

Поэтика. М. 1957. 56 с. 26. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки Вз-е искусств в пед. процессе Межвуз. Сб. науч. тр. Л. ЛГПИ, 1989 - 156 с. 27. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки.

М. Музыка , 1923 125 с. 28. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. Воспр. Психол. 1988 4. с.155-160. 29. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М. Просвещение, 1981. 280 с. 30. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л. Издательство ЛГУ, 1964 - 194 с. 31. Вендрова Т. Е Писарева И.В. Воспитание музыкой. М. 1991, 50 с. 32. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Дис. канд. псих. Наук. Л. 1983. 33. Восприятие музыки Сб. статей Под ред. В.Н. Максимова.

М. Музыка, 1980 - 256 с. 34. Гофман Э. Т.А. Мысли о высоком значении музыки. Иск-во в школе. 1992. 2. с. 51-54. 35. Дмитриева Л.В Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М. Просвещение, 1989 - 206 с. 36. Знаменская И.А. Музыкально-языковой словарь и его роль в формировании слушательской культуры школьников. Ростов Н Д Изд-во обл. ИУУ, 1990 - 19 с. 37. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. Н. Просвещение. 1984 204 с. 38. Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя.

М. Высш. Шк 1990 303 с. 39. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М. Сов. композитор , 1975. 340 с. 40. Коган М. Музыка в мире искусств Сов. музыка, 1987 3. С. 66-70. 41. Кулаковский Л.О. Восприятие музыки Сов. музыка, 1956 5 с. 53-55. 42. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. Л. Детская литература , 1969. 150 с 43. Мазель А.А. Вопросы анализа музыки. М. Сов. композитор, 1991 376 с. 44. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств Муз. воспит. В школе. 1984 1, с. 31-35. 45. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки.

Музыкальная академия. 1992. 3. с. 54-57. 46. Мой мир в диалоге искусств Ставрополь ИРО, 1996 208 с. 47. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания Сост. Л. Михеева. Л Музыка, 1970 340 с. 48. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Сб. ст. Сост. А.Г. Костюк. Киев Музична Украина, 1986 126 с. 49. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М. Музыка, 1988 254 с. 50. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.

М. Музыка, 1972 383 с. 51. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев Музична Украина, 1975 286 с. 52. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника Воспр. Психол. 1986. 1, с. 102-104. 53. Полунина В.Н. Искусство и дети М. Просвещение, 1982 191 с. 54. Полунина Е. Катарсис в музыке. Сов. Музыка. 1991. 11. с. 95-98. 55. Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990 158 с. 56. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции 2-е изд. М. Музыка, 1972. 168 с. 57. Рыцарева М.Г. Музыка и я Популярная энциклопедия для детей.

М. Музыка, 1994 367 с. 58. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома психотехнические упражнения и коррекционная программа. М. Новая школа, 1995 144 с. 59. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки Психол. журн. 1994 т. 15. 6 с. 130-132. 60. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми Автореф дис. канд. пед. наук. М. 1995 17 с. 61. Уколов В.С Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени.

М. 1988. 370 с. 62. Чернов А.А. Как слушать музыку. М Л. 1964, 60 с. 63. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошк. восп. 1992. 9-10. 39-42 с. 64. Юсфин А.Г. Живой организм музыки. О воспитании музыкальной культуры. Семья и школа. 1991. 8. с. 42-44.

– Конец работы –

Используемые теги: Механизмы, достижения, катарсиса, детей, младш, школьного, возраста, уроках, музыки0.115

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Механизмы достижения катарсиса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг ван Бетховен. Восприятие музыки - это познание самого себя Ф.Лист. Введение. Современное образование рассматривается как сложный…

азвитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. Музыка - народная потребность Людвиг Ван Бетховен. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение…

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с… Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях…

Разработка технологической части проекта предприятия по выпуску учебников для детей младшего школьного и среднего школьного возраста
Н = 20, Т = 150 тыс. экз пер. 7Б, (3000 т); 4. Учебники для среднего школьного возраста, 70Ч100/16, V = 18 ф.п.л К= 4+4, Н= 50, + 2 накидки Vн=… При традиционном способе офсетной печати с увлажнением, и изготовление форм … Основное назначение биметаллических офсетных пластин - печатание высоких тиражей, использование биметаллических…

Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей младшего школьного возраста
Решение этой задачи необходимо начинать в детстве.Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права… Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью… Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия,…

Влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия… Родительская установка и реакция - это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания…

Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста)
Валеология - эта наука о здоровье, о здоровом человеке. Валеологическое воспитание должно быть направлено на развитие валеологического сознания… Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей,… Зачастую у родителей отсутствует интерес к состоянию здоровья своих детей. Забота о больном ребенке вытесняет заботу…

Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста
В связи с этим задачей первостепенной важности является научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат… Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему… Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рациональной…

Коррекция СДВГ у детей младшего школьного возраста
На сайте allrefs.net читайте: "Коррекция СДВГ у детей младшего школьного возраста"

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет)
На сайте allrefs.net читайте: "В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный возраст (3-7 лет)"

0.042
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам