Административные здания

Административные здания. Наиболее распространенными типами административных зданий в уральских городах-заводах были учреждения, так или иначе связанные с горнозаводским делом конторы, заводоуправления, горные школы, училища.

Строились также и учреждения здравоохранения, горные аптеки. Значительные конторские здания первой половины XIX века в Екатеринбурге – здание Главного горного правления и госпиталь Верх-Исетского завода. Здание Главного горного управления. Горное правление уже к началу XIX века было могучим учреждением, которое контролировало работу свыше 150 заводов Урала. Здание Главного горного правления, построенное в 1736 году, было реконструировано архитектором М.П. Малаховым.

Он составил проект, который был осуществлен в 1833 – 1835 годах. Внутренняя планировочная архитектура изменилась незначительно, однако был существенно увеличен объем за счет надстройки третьего этажа, а также полностью модифицирован внешний вид здания в соответствии с принципами русского классицизма. Композиция главного фасада с двумя симметричными относительно центральной оси входами была дополнена двумя также симметрично поставленными портиками, как бы закрепившими углы здания.

Четыре колонны коринфского ордера увенчаны гладким фронтоном на высоком арочном постаменте. Постаменты вынесены вперед за плоскость фасада, что позволило придать портикам черты пространственности и воздушность, а также организовать на уровне второго и третьего этажей широкие балконы. Удлиненные пропорции портиков, крупный масштаб колонн, увенчанных коринфскими капителями красивого рисунка все это придавало фасаду черты могущественности, отвечающей назначению здания. Гладкая оштукатуренная стена, расчлененная ритмом оконных проемов, лишенных декорировки, служит фоном, на котором особенно выигрышно выделяются портики.

Дополнительный декоративный эффект зданию придают нарядные решетки каслинского литья. Здание Главного горного правления – один из самых значительных архитектурных и исторических памятников Екатеринбурга. Госпиталь Верх-Исетского завода. Это одна из первых построек М.П. Малахова в Екатеринбурге. Почти одновременно с разбивкой бульвара, соединившего город с поселком Верх-Исетского завода, в том месте, откуда он начинался, среди густого соснового леса был построен в 1824 – 1826 годах заводской госпиталь.

Следуя принципам классицизма, М.П. Малахов запроектировал госпиталь в виде ансамбля зданий с четко выраженной осью симметрии. Эта ось акцентирована центральным корпусом госпиталя – компактной двухэтажной постройкой с двумя боковыми крыльями, увенчанной плоским куполом. Симметрично по обеим сторонам от центрального объема расположены два корпуса, а со стороны двора по центральной оси еще один небольшой, хозяйственный.

Значительность главного корпуса подчеркнута не только его масштабом, но и постановкой в плане – он вынесен вперед, на красную линию бульвара, в то время как боковые корпуса отнесены в глубину двора и соединены с главной оградой изогнутой в виде плавной дуги. Подобная трехчастная симметричная композиция характерна для ансамблей русского классицизма для общественных сооружений, так и для жилых усадебных комплексов.

Симметрия, четко выраженная в плане, подхвачена и в фасадном построении ансамбля. Главный корпус выделен по высоте – он двухэтажный, тогда как боковые флигели – одноэтажные; при этом они также как и главный, имеют завершение в виде куполов одинаковых пропорций. В настоящее время утрачена большая часть декоративного убранства фасадов, что исказило их облик. Прежде фасад центрального здания был украшен крупномасштабным восьмигранным коринфским портиком со спаренными боковыми колоннами, а массив стен на боковых крыльях членился оригинальными тройными арочными окнами.

Более простое декоративное убранство боковых корпусов в виде четырехколонных дорических портиков с гладкими фронтонами служило фоном для главного корпуса, подчеркивая мажорное звучание центральной ордерной композиции. Компактность и гармоничное построение основных зданий, ступенчатое нарастание объемов по направлению к центру, подчеркнутое ритмом скатных кровель и куполов, строгий рисунок литой чугунной ограды, как бы увязывающей все постройки в единое целое все это создавало впечатляющий художественный образ ансамбля.

Выразительный силуэт госпиталя прекрасно вписывался ландшафт, выделяясь на фоне естественного лесного массива.