Башкирский народный эпос

Легенды и предания Башкирии Содержание Введение 3 Устное народное творчество башкир – легенды и предания 5 Основные виды башкирский эпосов 8 «Урал-батыр» - выдающееся создание башкирского народа 10 Легенда о «Акбузате», «Алдаре и Зухре» 16 Заключение 29 Литература 31 Введение Народное творчество хотя и уступает профессиональному по своему статусу и уровню обобщений, в отточенности поэтических и стилистических форм изложения, сакрализацией отношений людей с природой, фантасмагорическими сюжетами и т.д но в отражении событий реальной жизни имеет несомненные преимущества.

Во-первых, как нам кажется, именно народное творчество является первоисточником по изучению быта и видов деятельности общности, поскольку в нем находят отражение те или иные события, имевшие место в действительности; во-вторых, в простых и доступных формах излагаются отдельные страницы этнической жизни, что способствует его быстрому усвоению широким кругом потребителей; в-третьих, широкая распространенность устных или письменных произведений способствует их сохранению и трансляции из поколения в поколение; в-четвертых, являясь специфическим видом информации, оно позволяет глубже проникнуть в психологию, менталитет народа, оценить его духовные достижения; в-пятых, оно в символической форме стремится передать последующим генерациям те идеи и ценности, которые характерны для общности и которые способствовали ее вхождению в систему общественных отношений и адаптации в ней; в-шестых, именно народное творчество способствует формированию эстетической стороны этнического и исторического сознания и самосознания народов.

Можно и дальше перечислять преимущества и достоинства народного творчества, но несомненно одно — именно творчество народа является фундаментом и основанием профессиональной культуры и играет важную роль в воспитании и приобщении подрастающего поколения к неизменным ценностям каждой этнической общности. Не случайно поэтому и обращение представителей профессиональной культуры к мотивам народного творчества.

Во все времена произведения мастеров слова, сцены, кисти, основанные на творчестве народа, не только находили широкий отклик в самой разнообразной аудитории, но и обессмертили имена самих авторов.

Народное творчество — культурный феномен, вызванный к жизни стремлением зафиксировать и закрепить в исторической памяти последующих поколений деяния предков. Одновременно оно является и составной частью общекультурного достояния человечества.

В нем представлены специфические, единичные и общие, глобальные ценности, которые ставят духовные достижения общностей на общецивилизационный уровень. Подтверждением этого могут служить такие произведения, как “Урал-батыр”, “Манас”, “Слово о полку Игореве” и другие. Некоторые из них, являясь элементом народного творчества, в то же самое время предстают и как философские системы, в которых отражен уровень знаний об окружающем мире, его строении и структуре, хотя онтологические и гносеологические предпосылки данного процесса своими корнями уходят в мифы. В них представлено мировоззрение народов, в котором мифологическое и религиозное настолько переплетены с реальностью, что представляют собой нерасторжимое единство объективного с субъективным и фантасмагорическим.

Не случайно, что именно они (мифология и религия), преломленные через антропоморфические представления, выступают как универсальные начала в попытке объяснения природных (физических, химических, геологических, биологических и других), исторических и общественных процессов на определенной территории, в судьбе конкретного народа в тот или иной период его социального развития.

Устное народное творчество башкир – легенды и предания В народном творчестве находят отражение государственные, политические и правовые воззрения народов. Хотя они и выглядят архаичными, утопичными и наивными с точки зрения современных государственно-правовых отношений, но могут служить источником для изучения и анализа представлений и об этих сторонах общественной жизни у соответствующих общностей.

Кроме того, через народное творчество можно проследить развитие и трансформацию вышеуказанных представлений, поскольку изменения в сфере общественных отношений сказались и на нем. На наш взгляд, наиболее ярко и объемно представлены в различных формах народного творчества нравственные и эстетические представления народов. Добро и зло, жестокость и милосердие, любовь и ненависть, дружба и предательство, прекрасное и безобразное, гармония и дисгармония неизбежно выступают одним из основных лейтмотивов в характеристике взаимоотношений между людьми, народами, ценностями, в отношении людей к природе, к традициям и обычаям предков, к государственному строю и т.д. Они не только существуют рядом, одновременно, но находятся в состоянии постоянной борьбы между собой.

Такие диалектические представления, очевидно, восходят к древности, отражая сложную историческую обстановку, связанную с проблемой выживания, и сохранившиеся в архетипе народов.

Но как бы то ни было, стихийная диалектика в нравственных и эстетических представлениях народов иллюстрирует тесную взаимосвязь общественных явлений и характеризует народное творчество как один из важнейших источников в изучении общественного сознания тех или иных этнических общностей. Все охарактеризованные сферы общественной жизни, нашедшие свое отражение в народном творчестве, предстают не в изолированном виде, а как неразрывное единство.

Мировосприятие, мироощущение и миропонимание различных поколений этноса, их проявления в различных художественных формах свидетельствуют не только о преемственности в психофизиологической сфере (менталитет, генотип), но и в духовной сфе¬ре. Одной из особенностей общественного сознания общностей, имеющего тенденцию к наследованию, является преемственность не только общегуманистических идей, ценностей, установок, но и идеи народа или, говоря современной терминологией, идеи этноса.

Насколько бы ни казалась эфемерной, неуловимой и завуалированной, она является основополагающим элементом народного творчества. В эпосах, сказаниях, легендах, преданиях и других формах народного творчества мы неизменно сталкиваемся с понятием “народ”, с которым связаны эмоциально-психологические, нравственно- эстетические, субъективные переживания, мысли и чувства, светлая вера в него и бесконечные думы о нем. Несмотря на то, что образ народа аллегоричен, символичен, подвержен сильной мифологизации, рефрен мыслей одинаков — его судьба, историческая предназначенность, смысл дел и поступков.

Идея, понимаемая в философии как мысленный образ объективного мира вещей, в данном случае выступает не просто как абстракция, а приобретает реальные очертания, поскольку несет в себе определенные функции. Во-первых, являясь одним из основных источников этноисторической информации, она аккумулирует в себе представления всех предыдущих поколений о своем народе и способствует приобщению к ней следующих поколений; во-вторых, являясь составной частью общественного сознания, она становится надличностной и “проникает” в сознание индивидов помимо их воли, бессознательно, создавая платформу для этнической идентификации; в-третьих, не обладая реальным материальным эквивалентом (ведь наши знания о своем народе выступают как рефлексия собирательного образа), она становится реальной силой в переломные моменты этноисторического развития.

И как бы ни пытались отдельные ученые, политики, общественные деятели лишить данное понятие идейной основы, это им не удастся по очень простым причинам.

Являясь духовным достоянием многих поколений народа, передаваясь и по¬полняясь всеми последующими генерациями, она стала частью их психического восприятия окружающего мира и социальных отношений и занимает ведущее место в менталитете представителей народа. Поэтому она долговечна и будет функционировать до тех пор, пока существует последний представитель кон¬кретного народа.

Ее жизненная опора — этническое бытие, а действенность — поступки реальных представителей народа. Идея этноса в народном творчестве напрямую связана и с материальной культурой, поскольку некоторые стороны быта позволяют сопоставлять отдельные эпизоды, сюжеты с данными археологических раскопок. Необходимость выявления таких связей подчеркивается рядом исследователей2. Другие же находят аналогии между эпическими сказаниями и реальными фактами3.

Основные виды башкирский эпосов

Отец говорит им о том, что виной их злоключений является Смерть, котор... Когда-то он принадлежал Сура-батыру, а ему, в свою очередь, достался о... Она умоляет отпустить, но когда Хаубан не соглашается, предлагает ему ... Он приказывает своим слугам тихонько увести ее, чтобы она не рассказал... Слава о ней распространилась не только среди лесных башкир* , но дости...

Заключение

Заключение Эпос, как фундаментальное произведение, затрагивает и освещает большой круг вопросов. С этой точки зрения он — незаменимый источник для исследователя. Но, кроме него, народное творчество располагает богатыми и разнообразными жанрами, в которых мы тоже можем найти интересующие нас сведения о тех или иных сторонах быта. Поговорки и пословицы, песни и кубаиры, сказки и сказания передают эмоциональную сторону переживаемых народом событий.

В них мы можем обнаружить и отпечаток веками складывавшихся взаимоотношений с соседними народами, и отношение к тем или иным событиям из собственной истории. Другими словами, народное творчество является богатейшей основой по изучению жизнедеятельности народов. Необходимо только бережно к нему относится и сохранить его как уникальную духовную культуру, уже ставшую неотъемлемой частью общецивилизационного культурного фонда. В эпоху общественных трансформаций народное творчество не остается безучастным к нему. Оно живо реагирует на изменившиеся формы бытия.

Частушки, песни, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества отражают те или иные стороны современных процессов. Некоторые из них в шутливых, юмористических формах высмеивают отдельные недостатки трансформационных процессов, его темпов, направлений, полезности или бесполезности предпринятых мер и т.д. Конечно же, сейчас трудно ожидать, что возродятся эпические формы народного творчества.

Ведь общественное сознание все больше приобретает научное содержание. Но это не значит, что народное творчество станет беднее, а его содержание потеряет былую привлекательность. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток и свои неповторимые черты на безымянное и анонимное творчество этносов. Этническая культура, впитавшая в ходе многовекового развития и положительные, и отрицательные черты многих культур, в конечном итоге способствует художественному выражению миропонимания, мировосприятия, мироощущения этносов, осмыслению своего места в нем. Любая этническая культура со своими художественными школами, уровнем научного познания, интеллектуального творчества составляет часть общечеловеческой мировой культуры.

Литература

Литература 1. Авижанская С.А Бикбулатов Н.В Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство и устное творчество башкир. Уфа, 1994. С. 227 2. Мажитов Н.А Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до ХVI века. Уфа, Китап, 1994. С. 8-9. 3. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа.

Уфа, 1999. С. 28. 4. Галлямов С Исторические корни башкирского народного творчества и мифологии. Уфа, Башкортостан, 2001. С. 260-261. 5. Башкирско-русский словарь: 32000 слов / РАН, УНЦ. АН РБ; под редакцией З.Г. Ураксина. М.: Дигора, Рус. яз 1996. С. 251.