Деятельность Будды

Деятельность Будды. Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью. Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих произведениях буддийской литературы.

О нем говорил один буддийский поэт: Джетавана прелестный сад, . Где ходили толпы мудрецов, Где жил царь истины – Место, где было радостно моему сердцу. Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом, в районе восточных государств Индостана.

Слава его распространялась по всей Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские сановники и богатые купцы. Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений. После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные посещения друзей и поклонников. 8. Община Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.

Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии. Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова; ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали строгое целомудрие.

В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом. Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.

Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде. Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком, отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью. История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями, симпатиями.

Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей, собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди таких верующих мирян были цари, князья, брахманы. Кроме мужчин, в орден принимались и женщины.

Каково же бы-ло их положение среди монашествующих? Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине: - Как нам, Господи спрашивает ближайший ученик Будды Ананда вести себя с женщинами? - Избегайте ее вида, Ананда отвечал Будда. - Но если мы ее увидим, что нам делать? - Не разговаривайте с ней - Но если мы уже заговорили с ней? - Тогда будьте осторожны И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную работу на пользу братии.

Вот просьба одной из его страстных последовательниц, некой Висакхи: - Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы. Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на эту благотворительную деятельность. 9.