Интеллектуализм буддийской этики

Интеллектуализм буддийской этики. Четвертая часть буддийского символа – вера, составляет его этику в строгом смысле этого слова.

Кратко она формулируется так: Путь к уничтожению страдания есть всемирный путь: правая речь правое решение, правая вера, правое дело, праведная жизнь, пра-ведное стремление, праведная память, правое размышление. Раз-витие этой формулы составляет содержание многочисленных бесед и поучений.

Прежде всего, в буддийской этике поражает ее интеллектуалисти-ческий характер. Вот несколько типичных примеров из Сутта – Ни-паты: “Великое научение и познание, верное разумение закона, благое слово – вот величайшее блаженство” “Истина – сладчайшее в этом мире и та жизнь назовется лучшей, которая прожита в понимании” С интеллектуальным характером буддийской этики связано ее второе свойство – отрицательный характер большинства ее запо-ведей. Буддизм гораздо охотнее говорит о том, чего надо избегать, чем указывает, что надо делать.

Главные его заповеди: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй – сплошь отрицательного характера, подобно большинству заповедей Мои-сея. Иначе это и не могло быть в буддизме: проповедуя отречение, отказ от мира, буддизм проповедовал воздержание от жизни вооб-ще, от душевных движений, даже если он этического порядка. 13.