рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕМА ДАНАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

ТЕМА ДАНАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ - Курсовая Работа, раздел Искусство, Даная Тема Даная В Творчестве Художников. Каким Образом Мифологический Образ Данаи ...

ТЕМА ДАНАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ. Каким образом мифологический образ Данаи обратил к себе внимание великих художников и каков характер отпечатка, который Даная наложила на их творчество? Обратимся для начала к причинам использования мифологической формы в художественном творчестве.

Начиная с эпохи Возрождения сам миф в искусстве выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ Данаи в этом смысле - собирательный образ, и ее ситуация - решающая ситуация человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и пропущенная через их духовный и художественный опыт. В чем же суть мифа о Данае? У Акрисия, царя аргосского, была дочь, красавица Даная. Ему было предсказано, что внук лишит его престола.

Поэтому он заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Зевс в римском варианте - Юпитер, увидав ее, проник к ней под видом золотого дождя, следствием чего является рождение будущего героя Персея, которому суждено будет убить чудовищную Медузу Горгону. Акрисий велел заколотить дочь и ее младенца в ящик и бросить его в море. В ожидании смерти и в надежде на чудесную милость Зевса Даная и произносит свой монолог в стихотворении Симонида. Крепкозданный ковчег по мятежным валам ветер кидал, Бушевала пучина.

В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы. Сына руками обвив, говорила Сын мой, бедный сын! Сладко ты спишь, младенец невинный, И не знаешь, что я терплю в медных заклепах Тесного гроба, в могильной Мгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне, Как воет ветер, как над нами хлещет влага, Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам Ты ж над пурпурной тканью Милое личико поднял и спишь, не зная страха. Если б ужас мог ужаснуть тебя, Нежным ушком внял бы ты шепоту уст родимых.

Спи, дитя! Дитятко, спи! Утихни, море! Буйный вал, утомись, усни! И пусть от тебя, о Зевс-отец, придет избавленье нам. Преклонись! Если ж дерзка мольба, Ради сына, вышний отец, помилуй мать! Пер. Вяч. Иванова Эти чудесные, трепетные речи помогают уяснить нам классический характер античной девы. Миф очень обаятельный и привлекал многих художников. Тициан изобразил Юпитера, окруженного облаками и рассыпающего золото целыми пригоршнями.

Рядом с Данаей в первом варианте картины он поместил Амура то же самое сделали Корреджо, у которого Амур помогает Данае собирать золотой дождь, и Аннибале Каррачи. Корреджо заменил традиционный золотой дождь светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных драпировок выделяется прекрасное, грациозное, осязательно живое тело юной красавицы. У Рембрандта Юпитер воплощен в рассеянном, легком и сильном потоке света, который купает Данаю в своих лучах.

Вспомним также знаменитые полотна Тинторетто, ван Дейка, оперу на этот же сюжет Р. Штрауса Однако, если обратиться к особенностям творческого пути сначала Тициана, затем Рембрандта, можно увидеть, насколько разный контекст окружает появление на свет полотен, связанных единым сюжетом. Тициан очень часто писал для своих богатых заказчиков картины с изображением женских фигур, содержащих тонкие аллюзии на земную любовь. Такова Флора из галереи Уффици, Венера Анадиомена, Венера Урбинская и др. Заметим, что Тициана называли не только королем живописцев, но и живописцем королей. Строго говоря, у Тициана несколько Данай. Это произведение имело такой успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных заказчиков.

И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет. Наиболее популярны две Данаи - одна создана в 1544 году Неаполь, музей Каподимонте, вторая - в 1553-1554 гг. Мадрид, Прадо. По существу, Даная 1553 - 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше.

Первая картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану удается завязать отношения с этой семьей. Можно предположить, что первое полотно Даная служит как бы материальным символом этого сближения, чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры. Первая Даная, работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с Венерой Урбино - замечает монсеньор Джованни Делла Каза. После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и Микеланджело.

Вторая же картина была выполнена для еще более значительного высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для мадридского двора, Карла V и принца Филиппа.

Следует помнить, что в том числе и благодаря Данае Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные профессиональные отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.

Вместо амура на полотне появляется - что более соответствует тексту Овидия о Данае - фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Исчезает собачка, разделявшая ложе с Данаей в первом варианте. И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать мифологической поэзией с очевидным эротическим смыслом.

Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в друге. Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами Микеланджело - человека, похвалившего первую Данаю и вдохновившего художника на вторую - Авророй и Ночью из капеллы Медичи. Но истинно тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств.

Обратимся к месту Данаи в творчестве Рембрандта. И здесь нам не обойтись без пристального взгляда на его возлюбленную Саскию, которая послужила первой моделью для Данаи. Знаменитый автор глубоких и скрупулезных исследований жизни и творчества Рембрандта Гледис Шмитт по всей своей книге, посвященной своему кумиру, рассыпал описания головокружительной любви художника к златокудрой красавице Саскии - едва знакомой девушке, потом невесте, потом - жене Когда он наклонился, подавая ей кружку, ему пришло в голову, что в его власти положить конец всем этим бессмысленным уверткам - нужно только поцеловать ее. Губы Саскии были полуоткрыты, молочно-белые зубы блестели, тугое жемчужное ожерелье сдавливало мягкую, чуть порозовевшую шею, и Рембрандта охватило такое неистовое желание, что кружка задрожала у него в руках. В углу было сейчас темно, и, усаживая Саскию в позу, поднимая вверх ее головку, укладывая на коленях теплые влажные руки, откидывая назад разметавшиеся кудри, он все время слышал, как колотится его сердце.

Затем с поистине царственной гордостью, которую придали ему новоиспеченная слава и послушная улыбка девушки, он властно потребовал свечей, и свечи были немедленно поставлены на пол и на полку над кроватью.

Всего их оказалось семь, и стояли они так, что весь их свет падал на Саскию, озаряя ее волосы, драгоценности, глаза, приоткрытые гулы. Какое великое счастье быть художником - это дает право смотреть! И штрихами, уверенными и в то же время трепетными, мастерскими и в то же время нежными, он рисовал полные веки, виски, затемненные упругими колечками локонов, и ямочку в самом низу круглой шеи. Гледис Шмитт Рембрандт. Москва.

Терра - Terra , 1996 г. После того, как он женился на Саскии 1634 , его жизнь наполнилась безумием, блеском и радостью, и он рисует ее точно так же, как до того рисовал самого себя. Раньше он страстно любил изображать себя и страстно себя любил, по утверждению Э. Верхарна.

Тогда он чувствовал себя красивым, в цвете лет и силы. До знакомства с Саскией он изображал себя то принцем, то дворянином, то воином он казался самому себе то историческим, то легендарным героем. Он восхищался своей оригинальностью и необычайностью и во всем стремился удовлетворить своим вкусам. Теперь эта любовь переливается в разнообразные образы его жены. И точно так же, как себя, он рисует ее с тем же блеском и сказочной роскошью. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство - искусство сверхъестественного, волшебного, чудесного.

Рембрандт писал Саскию без устали в разные периоды ее короткой жизни. Она служила моделью для Флоры и Далилы, преображается то в Вирсавию, то в Артемиду. Саския стала царицей его иллюзий и химер. Рембрандт создал свою Данаю в 1636 году, через два года после женитьбы на Саскии ван Уйленбург, в том же году, что и Автопортрет с Саскией, полный веселья, торжества и счастья. Прежде чем Саския родила Титуса запечатленного своим гениальным отцом на полотне Титус с книгой, и послуживший основой образа сына в Блудном сыне, она рожала дважды, и ее дети умирали в младенчестве.

В книге Гледиса Шмитта Гледис Шмитт Рембрандт. Москва. Терра - Terra , 1996 г. мы находим слова проповедника, сравнивавшего наброски с изображением Саскии до и во время беременности, которые наводят нас на размышления о том, какой была Саския, позировавшая художнику для Данаи А знаете ли вы, друг мой, почему ваша жена не может больше позировать в роли языческой богини или хананеянки? Да потому, что она знает, хоть и не умеет выразить это словами, что готовится принести в мир душу живую. Если умозаключения проповедника верны, и эти наброски действительно так различались, возьмись Рембрандт за полотно чуть позже, и Саския, ожидающая ребенка, не могла бы стать прототипом роскошной античной девы Данаи В любом случае субъективный фактор играет решающую роль в появлении на свет этого великого полотна.

Через десять лет после создания полотна Даная - в 1646 и 1647 годах картина была им переработана, после того, как минуло уже несколько лет со дня смерти Саскии и потрясения, связанного с ее преждевременной кончиной. Долгое время картина вызывала недоумение.

Почему нет золотого дождя? Отчего плачет амурчик? Ответы получены благодаря рентгеновским лучам, когда стало понятно, что на полотне две Данаи. Рембрандт переделал картину, изменив овал лица, длину пальчиков своей героини, детали интерьера - о чем только не расскажет рентгеновский анализ Именно Саския была под верхним красочным слоем.

На первом полотне художник изобразил счастливую, ждущую своей любви женщину. Она была накрыта белым покрывалом, ведь Рембрандт не хотел, чтобы чужие глаза касались наготы любимой Саскии. Там амурчик улыбался, и картина дышала радостью, что было в унисон с душевным состоянием художника. У второй Данаи амурчик, изображенный со связанными руками и плачет. Наверно это были слёзы Рембрандта. Перед реставраторами стоит соблазнь расчистить нижнюю Данаю, но пока это только мечты.

Стоит остановиться на подробностях личной жизни Рембрандта, чтобы понять причину появления и особенности этой второй Данаи. Исследователей удивляла темноволосая головка Данаи, ведь Саския была совсем другой. Единственным утешением художника был сын Титус, которого воспитывала служанка Гертье. Потихоньку Гертье заняла место Саскии и завладела не только ключами, но и сердцем художника. Рембрандт изображает Гертье обнаженной и безразлично отдает зрителю неприкрытое тело служанки.

По одной версии, именно с нее он пишет и вторую картину Даная. Все чаще видят Гертье в украшениях и платьях Саскии - она стала полновластной хозяйкой дома. Забегая вперед, скажу, что Гертье кончила свою жизнь в тюрьме за мошенничество По другой версии, вторую Данаю Рембрандт пишет с другой своей служанки - Хендрикье, в которой Гертье видела соперницу. Гертье заставляет Рембрандта жениться на себе и, получив отказ, подает жалобу в камеру семейных ссор, где его обвиняют в прелюбодеянии с двумя женщинами.

Суд обязывает его выплачивать Гертье по 200 гульденов в год, что было огромной суммой по тем временам и отлучает Хендрикье от святого причастия. Преданная Хендрикье любит Рембрандта. Она готова быть с ним и в горе и в радости. Вскоре рождается дочь Корнелия, но Хендрикье тает на глазах. И вновь он теряет любимую, и вновь жизнь окрашивается в черные тона. Итак, по одной версии, вторая Даная написана с жадной и нехорошей мошенницы, по другой - с преданной простой девушки, ненадолго украсившей жизнь художника.

Но в любом случае важно, что с разрывом в десять лет для Данаи позировали две разные женщины - светлая и темная, контрастные, как утро и вечер, из коих первая - Саския, являла собой ухищрения изысканной моды, вторая - простая девушка с естественнойь природной грацией. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного, а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов.

Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком. Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В первоначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в качестве доминант.

В России Даная Рембрандта появилась благодаря императрице Екатерине-II. Пережив историю о недавно затонувшем корабле с предметами искусства, она вновь купила в Европе самую знаменитую коллекцию Кроуза, где уже было несколько работ Рембрандта. Судьба картины была горька. В 1985 году на экспозиции в зале Рембрандта мужчина из Литвы облил полотно серной кислотой из литровой банки и дважды пырнул его ножом - несравненная женщина Рембрандта была обезображена. Почти сорок процентов полотна превратились в бурую массу.

Сверхценная часть - женская фигура - приняла на себя главный выплеск агрессии. Увидев ее впервые в процессе реставрации, я не мог сдержать слез признается директор Эрмитажа Михаил Пиотровский Во многом потому, что это была другая Даная. Но чем дольше наблюдал за ее возвращением к жизни, тем тверже убеждался все равно это потрясающая картина, все равно гениальный Рембрандт в ней виден.

Вообще картинам свойственно стареть. Даная изменилась резче прочих. Но для наших потомков именно эта, спасенная Даная будет настоящей, а эпопею спасения они спокойно воспримут, как часть ее биографии. Но, к с ожалению, картина далека от прежней. Исчезло золотое свечение, ведь художник добавлял в краску толченый янтарь в только ему известной пропорции. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОТЕН ДАНАЯ ТИЦИАНА И РЕМБРАНДТА Концептуальные особенности.

Тема и идея. Для Тициана как художника Ренессанса среда есть то, что как бы обрамляет, оттеняет безусловное главенство великолепного образа Данаи. Среда по отношению к самой Данае есть нечто вспомогательное, второстепенное, служащее чем-то вроде фона, оправы для прекрасного драгоценного камня. У Рембрандта среда есть носитель особой эмоциональной атмосферы, необычайно активная по степени воздействия и играющая, скорее всего, первые роли в замысле полотна.

Среду невозможно исключить, вырезав центральный образ, так как у Рембрандта она сплавлена с Данаей, Даная и окружение находятся в теснейшем взаимодействии. Даная, луч, окружение - все находится в едином эмоциональном поле, где ощутимы силы притяжения и отталкивания. У Тициана же каждый предмет на картине как бы наделен своей самоценной значимостью отдельной величины и это принцип, который в определенной степени характеризует подход ренессансных художников. Принцип же Рембрандта можно было бы назвать принципом взаимной производности этих величин.

Обрисовка Данаи как личности, как характера, как типа невозможна без определения ее места в этом пространстве, в этом мире, невозможна, если не определять ее взаимоотношения со средой. Кстати будет привести слова самого Рембрандта, определяющего позицию представителя внестилевой линии о том огромном значении, которое имеет для живописца изучение реальной действитеьлности во всей ее совокупности, взаимосвязях и внутренней гармонии Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего упражнения.

Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят иди, жаждущий знания, созерцай и воспроизводи нас. И такое отображение не должно быть пассивным - оно должно идти рука об руку с осмыслением увиденного Надо стараться понять все, что берешь в руки. Ибо воспроизведение того, что попадает в поле зрения художника это еще не конечный результат, а всего лишь, как говорит Рембрандт, начальная школа, чтобы потом, в высшей, быть способным к восприятию более высоких воззрений Мастера искусства об искусстве, т. 1, М Л 1937, с. 514. И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного. Эта неразрывность правды действительности и высокой идеи - одно из краеугольных положений рембрандтовского искусства.

И его Даная - одна из самых ярких тому подтверждений. Основная тема Рембрандта, присущая многим его полотнам, проявляется и в Данае - человеческая жизнь в ее решающих моментах.

Что было до и что будет после явления Юпитера Данае - от нас скрыто, однако то, что происходит с ней в момент, запечатленный художником глубоко волнует именно потому, что это событие, возможно, самое главное в жизни молодой девушки. Именно важные, судьбоносные события, свидетелями которых мы оказываемся время от времени, вызывают в нас соучастие и иногда даже сострадание.

Человеческая жизнь облекается здесь в мифологический сюжетный круг, но это способствует возведению изображаемой Рембрандтом ситуации на уровень собирательного образа, широкого охвата, широкого обобщения. Данае, как и многим героям Рембрандта, присуща огромная духовная сила, которая в единстве с окружающей ее ритмичной, насыщенной эмоциональной средой, воздействует на зрителя совершенно особым образом, и очень сильно. В смысле психологической многоплановости образов и способности уловить тончайшие оттенки мысли и чувства Рембрандт остается недосягаемой вершиной в масштабе всей мировой истории искусств.

Особенность рембрандтовской концепции составляет единство обобщающих факторов с использованием всего богатства аналитических возможностей живописи. Это образное единство достигается Рембрандтом в сфере человеческого чувства и связано с интенсивно выраженным субъективным началом. Поэтому на созданиях художника - яркий отпечаток его личного творческого восприятия, его собственной этической оценки, его психологического состояния, движений его души. Конечно, это в полной мере читается в Данае, которую он создавал влюбленным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Даная

Даная Тициана создана в Италии, во времена, которые в истории искусства принято обозначать как Высокое Возрождение. Чем характерна эта эпоха? Имеет ли значение, что полотно рождено в Италии?… В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА ДАНАЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ТИЦИАНА ВЕЧЕЛЛИО. Точный возраст Тициана до сих пор не установлен. Умер он в 1576 г а родился, по одним сведениям, в конце восьмидесятых, по другим - в конце семидесятых годов XV

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА. Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене - городе, расположенном близ Гааги, на Рейне. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых

Композиционное решение
Композиционное решение. Художественная практика периода Высокого Возрождения, к которому принадлежал Тициан, добилась больших успехов в композиции, так как развивалась в тесной взаимосвязи с теорие

Трактовка человеческого тела
Трактовка человеческого тела. Сравним манеры Тициана и Рембрандта трактовать человеческое тело. Как бы ни была велика любовь Тициана к красивому телу, передает он его, если можно так выразиться, не

ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ
ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ. По свидетельствам очевидца Вазари, сам великий Микеланджело посетил Тициана в Риме, чтобы отдать ему дань уважения увидев Данаю первый вариант - которая для Фарнезе, очень хвалил е

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ю. Кузнецов. Голландская живопись XVII - XVIII веков в Эрмитаже. Издательство Искусство , Ленинградское отделение,1988г 2. Эрмитаж. Планы выставок составитель Ю.Шапиро. Л

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги