Италия XIII века

Италия XIII века. Родина Данте – Италия – была страной, где впервые взошла заря возрож¬дения. Природные богатства её земель, расположенных в центре средизем¬ного бассейна, густая сеть рек, питающих её поля и сады и связываю, ценные ископаемые Апеннинского хребта – всё способствовало раннему экономиче¬скому подъёму Италии и сделало её самой развитой и цветущей из стран средневековой Европы.

В глухие века раннего феодализма, когда европей¬ские государства прозябали в условиях натурального хозяйства и средневе¬ковой замкнутости, в Италии росли города, развивались ремёсла и крепли торговые связи с заморскими восточными странами. поражений и побед. Итальянская литература тех лет имела еще средневековый облик. И все же что-то уже дрогнуло, подалось, сдвинулось с места. В борьбе народных масс с феодалами, в процессе раз¬вития городов, подтачивались устои феодально-католического мировоззрения.

Зрели новые взгляды на мир, рождались но¬вые идеи, отражавшие интересы демократических слоев, нарастал протест против феодального гнета, пробуждалось национальное сознание. Новое, растущее прокладывало себе путь в литературе» В поэзии и прозе конца XII века заметны сдвиги в тематике, попытки изображать действитель¬ный мир. В монотонную прозу хронистов проникают живые образы, реали¬стические зарисовки, сквозь мертвую ткань аллегорической поэзии проступа¬ют зачатки новых, антифеодальных взглядов на этику и мораль Растущие национальные и демократические тенденции об¬щественной жизни побуждают писателей обратиться к нацио¬нальному языку.

Традици¬онными литературными языками средневековья были латинский и француз¬ский. Но уже в XIII веке появились первые образцы литературы на итальян¬ском языке. Особое и важное место принадлежало в этом отноше¬нии лириче¬ской поэзии, прогрессивные тенденции которой вос¬ходили к творчеству по¬этов так называемой «Сицилийской школы». Сицилийская поэзия впитала вольнолюбивые настроения свободных горо¬дов. Она развивалась на народном итальян¬ском языке и черпала мотивы и образы из национального фольклора.

Поэтическая традиция сицилийцев получила дальнейшее развитие в пе¬редовых городах Тосканы, сначала в Болонье, где на ее основе сложилось во 2-й половине XIII века новое поэтическое направление - «сладостный новый стиль», зачи¬нателем и главой которого был болонский юрист и поэт Гвидо Гвиничелли, а потом во Флоренции, где новый стиль стал ведущим поэти¬ческим направлением.

Новая поэтическая школа внесла живую струю в литера¬турную жизнь Италии, объединила передовую молодежь из флорентийского патрициата. Ее поэты — друг Данте Гвидо Кавальканти, Дино Фрескобальди, Лапо Джанни, Чино да Пистойя — воспевали природу, естественные чувства, прославляли возлюбленгяую - не мадонну н не феодальную повелитель¬ницу, идеальцый образ рыцарской лирики, а живую, реальную женщину - горожанку, достойную возвышенной, бескорыстной любви.

Ученые-поэты из патрициата претендовали на роль глаша¬таев нового, передового искусства, форма их стихов отлича¬лась гибкостью и изящест¬вом, язык — благородством, но они стремились перенести в произведения условную «темную» ма¬неру старой провансальской лирики, предназначая свою поэ¬зию для избранного, образованного круга. «Сладостный новый стиль» — ведущее, но отнюдь не единственное направ¬ление тосканской поэзии 2-й половины XIII ве¬ка. Рядом с любовной лирикой «сладостных» поэтов развива¬лась и лирика политическая.

А «средние» и «младшие цехи» выдвигали своих певцов, чья грубоватая, подчас резко сати¬ри¬ческая поэзия откровенно противостояла «сладостной» лирике образован¬ной гвельфской верхушки. «Плебейские», «неуче¬ные» поэты — Чекко Ан¬жольери, Фольгореде Сан Джиминьяио, Гвидо Орланди обращаются к стилю и образам народной лирики и народной сатиры.

Простым, «плебейским» языком они рассказывают об обыденных повседневных вещах, про¬славляют плотские радости, «низменную» любовь, рисуют кар¬тинки быта, подчас бес¬церемонно обнажая его неприглядные стороны — словно наперекор утон¬ченному «сладостному» стилю. 2.