рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности культуры

Особенности культуры - раздел Искусство, Древние американские цивилизации. Племена Майя Особенности Культуры. В Своем Классическом Очерке Кирхгофф Выделяет Несколько...

Особенности культуры. В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько под¬групп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские наро¬ды, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента В своей работе Кирхгофф делает вывод, что мезоамериканская культура — это лишь часть более обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельче¬ских народов, и что элементы, отсутствующие в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были суще¬ствовать и в Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная деятельность все еще основана глав¬ным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прог¬рессивным увеличением возделывания растений.

Начало оседлой жизни небольшими семейными группами. Средний этап. Выращивание маиса как основы питания в сочетании с фасолью, тыквой и перцем. Формирование человеческих коллек¬тивов в небольших деревнях. Начало строительства церемониаль¬ных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ.

Появление специализированных групп для обрядовых церемоний. Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пи¬рамид как оснований для храмов-хижин. Протоклассический, или переходный, период. Усиление процесса культурного развития. Оформление собствен¬ных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения.

Спланированные церемониальные цент¬ры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в цере¬мониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и поли-хромная роспись. Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобре¬тение ступенчатого свода, или «ложной арки», у майя. Храмы и ре¬зиденции правящего класса с каменными стенами.

Поздний этап. Наивысший расцвет церемониальных центров, главным образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина куль¬турного развития. Необычайный рост строительства церемониаль¬ных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). Искус¬ство не только религиозное, но и гражданское (область майя). Постклассический период, или период распада Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах.

Давление варварских на¬родов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция из-за социально-экономических причин. Поздний этап. Продолжение давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. По¬стоянные войны.

Создание ацтекской «империи». Укрепление горо¬дов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за плен¬ников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев. Культура Севера На северных границах Мезоамерики, образуя культурные остров¬ки на территории собирателей и охотников, существовали перифе¬рийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культу¬рам Центральной Мексики и Юго-Запада США. Среди главных цент¬ров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа). Культура Запада Так называют культуры, существовавшие на территории современ¬ных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и ча¬стично Герреро и Гуанахуато.

Известны многие предметы, проис¬ходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и не¬большие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни.

Искусство Запада реалистично как в «примитивных» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения. Наи¬более известная исторически культура — культура так называемых тарасков. Культуры Центральной Мексики Именно эти культуры, сосредоточенные во внутренних районах Мексиканского нагорья, привлекли наибольшее внимание исследо¬вателей из-за того, что о них имелась информация не только архео¬логическая, но и в значительной мере историческая.

Основные куль¬туры, расположенные в хронологическом порядке, мы назовем ниже. Мы исключим этапы, соответствующие доистории, и начнем с того, что считается началом протоистории, то есть с 2000 г. до н. э. Историческое развитие центральной зоны Мексики отмечено на¬сильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства.

Эти народы прибывали с се¬вера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив пре¬имущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превраща¬лись в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, вос¬принимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком. Культуры побережья Мексиканского залива Вдоль Мексиканского залива, за исключением побережья полу¬острова Юкатан, развивались значительные культуры.

Самой древ¬ней была культура, называемая ольмекской, или Ла-Вента. Она существовала большую часть доклассического периода и распо¬лагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, очевидно первая выделившаяся в Мезоамерике, сыг¬рала, без сомнения, решающую роль в формировании остальных культур. В центре нынешнего штата Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, по-видимому, был Эль-Тахин. Культуры юга Относительно культур Оахаки мы располагаем обильной археоло¬гической информацией.

Наиболее значительными из них были сапо-текская, у которой удалось проследить длительное развитие и опре¬делить основные ее этапы благодаря раскопкам ее крупнейшего центра—Монте-Альбан, и миштекская, развивавшаяся более или менее одновременно с сапотекской, но в горных районах, в то время как сапотекская располагалась в долинах. В постклассический пе¬риод миштеки захватили эти долины и подчинили сапотеков.

Од¬ним из их наиболее известных центров была Митла. Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное простран¬ство — более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексикан¬ские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и запад¬ную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены сле¬дующие разделы работы. 3. Область майя В начале я хотела бы уточнить, что под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас — лингвистически родственные народы, образующие груп¬пу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них. Люди майя Этнолингвистические группы Убеждение, что майя уникальный, независимый и изо¬лированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки.

Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Аме¬рики. Они допускают существование двух языков майя (язык высо¬когорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики), удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола.

Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую кар¬тину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось от¬деление основных языков, начиная от гипотетического протомайя. В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится, как говорилось, уастекская груп¬па майяской семьи. Физические черты Описывая физический тип древних майя, С. Г. Морли основывался главным образом на исследованиях М. Стеггерды среди современ¬ных юкатеков, сожалея при этом, что не были проведены сходные исследования среди остальных групп.

Хотя он сам указывал, что «майя высокогорий имеют кожу более красную и блестящую, чем майя Юкатана, и биологически кажутся более чистого происхожде¬ния», он заключил: «Тем не менее, если их исследовать по основным критериям: росту, цвету кожи, форме головы и волос, можно заме¬тить, что все группы, говорящие на языке майя, кажутся проис¬шедшими первоначально от одного и того же древнего ствола». Найденные в крови при серологических исследованиях некоторые элементы указывают на существенные различия; дерматоглифические исследования и изуче¬ние отпечатков пальцев и линий ладоней говорят о различиях между группами северных высокогорий и группами южных высокогорий, а также между юкатанскими группами.

Несмотря на небольшое число изученных серий, костные остатки, обнаруженные при археологи¬ческих раскопках, тоже дают вариации, особенно в черепных и ли¬цевых индексах.

Учитывая эти различия, нельзя говорить о едином физическом типе майя для всей области и считать его целиком отличным от оста¬льных мезоамериканских групп. Некоторые группы майя имели и все еще имеют такие специфические черты, как узкий нос, склад¬ка эпикантуса (закрывающая внутренний угол глаза) и монгольское пятно (у основания позвоночника). Две последние черты характерны для азиатского населения, конкретно монгольского.

На Юкатане также часто встречаются широко поставленные глаза, другое на¬следие дальнего азиатского прошлого коренных американских наро¬дов. Примечательна и относительная длина рук в сравнении с рос¬том. Так, у майя более длинные руки, чем у других мезоамерикан¬ских групп. Большая- часть физических черт населения майя, рассматрива¬емая в комплексе, уже известна у остальных мезоамериканских на¬родов и у других народов севера, центра и юга материка, а именно: низкий рост, темный (бурый или медный) цвет кожи, глаза цвета темного кофе или черные, волосы гладкие и черные, редкая расти¬тельность на лице и теле, плечи широкие, грудная клетка разви¬тая, ноги мускулистые. Таким образом, в конечном счете как по своим физическим чер¬там, так и по языку майя должны считаться частью населения Мезоамернки и даже более широких этнических групп и ни в коем случае не должны изучаться как «человек майяский» с одинаковыми физическими признаками, отличающими их от остальных амери¬канских народов.

Психические черты В очень краткой форме результаты исследования были следую¬щими: майя активны, энергичны и трудолюбивы; настойчивы, акку¬ратны и очень чистоплотны, они стараются, чтобы их хижины и одеж¬да всегда были чистыми; бережливы, так как тщательно сохраняют свои урожаи и избегают расточительности; жестоки с животными и иногда с человеческими существами, когда речь идет о мести за женскую неверность; консервативны в своих обычаях н враждебны по отношению к прогрессу; не любители перемещаться, за исключе¬нием крайних случаев; разговорчивы н общительны, любят шутки и развлечения; доверчивы, бескорыстны, добродушны, очень уважи¬тельны к правам других; отзывчивы к чужой бедности, болезни или несчастьям; горды, не просят милостыню; вежливы и дружелюбны между собой и с чужими; великодушны и гостеприимны; у них нет склонности командовать, но они с детства ревностно относятся к своей личной независимости; лишены духа мятежности, тщеславия н эгоизма; любят справедливость; мирны н не вздорны, но злопамятны и мстительны, когда оскорблены; в высшей степени честны; семейные узы очень крепки, хотя и со слабыми проявлениями привязанности, отцовский авторитет сохраняется даже тогда, когда уже взрослые дети сами становятся отцами семейств; умеренно или мало озабочены половыми проблемами, так как пары легко расходятся и ревность достаточно редка, хотя, как было сказано, в случае измены месть обиженного мужа может быть страшной; фаталистичны и религиоз¬ны, но более всего суеверны и верят в колдовство; крайне склонны к алкоголизму часто с опасными последствиями (драки нередко с кро¬вавым исходом); со средними умственными способностями и без духа новаторства, но очень наблюдательны и с хорошей памятью; с до¬статочным воображением, с четко выраженным чувством кра¬соты. Организация труда При сравнении информации о разделении труда, содержащейся в исторических источниках в момент испанского завоевания, и этно¬графических данных, относящихся к группам современных майя, видно, что нынешний консервативный характер общественной жиз¬ни майя — это не более как продолжение доиспанского.

Когда дан¬ные, содержащиеся в обеих информативных сферах, во многом сов¬падают, то можно предполагать, что этнологические исследования в основном, если не всегда, применимы к эпохе, предшествовавшей за¬воеванию. Предвосхищая анализ, содержащийся в главе о социальной орга¬низации, следует подчеркнуть, что поскольку все средства, необхо¬димые для существования человека, добывались простым народом, то мы ограничимся анализом разделения труда среди производяще¬го класса.

Половое разделение труда Основным фактором при разделении работ был и остается пол. Мужчины занимаются всеми земледельческими работами (валка и сжигание леса, посадка, прополка, сбор урожая), а также подготов¬кой семейного огорода, охотой и рыбной ловлей, разведением пчел, постройкой дома, заготовкой дров, получением волокна из хенеке-на, плетением корзин, добычей соли. Мужчины выполняют также все работы, связанные с постройкой церемониальных центров: добы¬вают из каменоломен и обрабатывают камень, сооружают печи для обжига известняка, рубят деревья и делают из них балки, притоло¬ки, стропила и помосты, переносят землю и другие материалы. Сфера занятий женщины ограничивалась домом и его пристрой¬ками. Возможно, что за пределы дома женщины выходили только за водой к естественным источникам.

Помимо домашних хлопот (приго¬товление пищи, наведение чистоты в доме, стирка одежды, уход за детьми) женщина участвовала в производительном труде — шила, ткала и вышивала как для семейных нужд, так и для обмена или уплаты дани; она также ухаживала за огородом возде дома и домаш¬ней птицей (индюки, фазаны, голуби); иногда она занималась дома кипячением меда для его очищения.

Возможно также, что она помогала мужу в домашнем изготовлении предметов из хенекена (веревки, мешки). 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древние американские цивилизации. Племена Майя

Уже не оспаривается происхождение американского человека, его переход из Северо-Восточной Азии по проливу Беринга в ту эпоху, когда этот район был… Считается, что миграции начались в ту эпоху и продолжались в бо¬лее или менее… Также из Азии (на этот раз из Сибири) н тем же путем 10 тыс. лет спустя прибыли группы охотников с…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности питания
Особенности питания. Можно предположить, что у майя было положение и что низшие слои населения не могли рассчитывать на самые изыскан¬ные продукты, например те, что ввозились из отдаленных районов

Особенности одежды
Особенности одежды. В этом разделе я рассмотрю не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование),

Научные знания майя
Научные знания майя. Я не хочу преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сло¬жный

Кризис в центральной зоне
Кризис в центральной зоне. Блестящий апогей цивилизации майя в центральной зоне имел тра¬гический и, вероятно, насильственный конец, о причинах которого высказывались многочисленные и противоречивы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги