Особенности культуры

Особенности культуры. В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько под¬групп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские наро¬ды, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента В своей работе Кирхгофф делает вывод, что мезоамериканская культура — это лишь часть более обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельче¬ских народов, и что элементы, отсутствующие в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были суще¬ствовать и в Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная деятельность все еще основана глав¬ным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прог¬рессивным увеличением возделывания растений.

Начало оседлой жизни небольшими семейными группами. Средний этап. Выращивание маиса как основы питания в сочетании с фасолью, тыквой и перцем. Формирование человеческих коллек¬тивов в небольших деревнях. Начало строительства церемониаль¬ных центров с земляными и каменными платформами в качестве фундаментов для святилищ.

Появление специализированных групп для обрядовых церемоний. Поздний этап. Культурная дифференциация в разных областях. Возрастание значения церемониального центра. Строительство пи¬рамид как оснований для храмов-хижин. Протоклассический, или переходный, период. Усиление процесса культурного развития. Оформление собствен¬ных черт различных культур. Дифференциация жречества. Начало социального расслоения.

Спланированные церемониальные цент¬ры. Впечатляющие культовые постройки. Настенная роспись в цере¬мониальных и могильных конструкциях. Стелы с иероглифическими надписями и датами. Наличие в скульптуре важных персонажей. Сосуды на четырех ножках, подставки в виде женской груди и поли-хромная роспись. Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобре¬тение ступенчатого свода, или «ложной арки», у майя. Храмы и ре¬зиденции правящего класса с каменными стенами.

Поздний этап. Наивысший расцвет церемониальных центров, главным образом майя, и закат других (Теотиуакан). Вершина куль¬турного развития. Необычайный рост строительства церемониаль¬ных центров; увеличение разнообразия архитектурных построек (пирамиды, храмы, террасы, площади, дворы, дворцы, святилища, площадки для игры в мяч, гробницы, обсерватории и т. д.). Искус¬ство не только религиозное, но и гражданское (область майя). Постклассический период, или период распада Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах.

Давление варварских на¬родов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку; внутренняя дезинтеграция из-за социально-экономических причин. Поздний этап. Продолжение давления и вторжений на северной границе. Нашествие новых воинственных этнических групп. По¬стоянные войны.

Создание ацтекской «империи». Укрепление горо¬дов. Учащение человеческих жертвоприношений. Войны из-за плен¬ников. Расширение торговли. Упадок искусств. Приход испанцев. Культура Севера На северных границах Мезоамерики, образуя культурные остров¬ки на территории собирателей и охотников, существовали перифе¬рийные культуры. В них распознаются элементы, близкие культу¬рам Центральной Мексики и Юго-Запада США. Среди главных цент¬ров этих периферийных культур выделяются Ла-Кемада и Чаль-чиуитес (Сакатекас) и Касас-Грандес (Чиуауа). Культура Запада Так называют культуры, существовавшие на территории современ¬ных штатов Синалоа, Наярит, Халиско, Колима, Мичоакан и ча¬стично Герреро и Гуанахуато.

Известны многие предметы, проис¬ходящие большей частью из разграбленных захоронений. Это и не¬большие фигурки, и настоящие статуи из глины. Их стилистическое разнообразие зависит от района их происхождения. Почти всегда они изображают людей, животных, хижины и даже макеты деревень и сценки из повседневной жизни.

Искусство Запада реалистично как в «примитивных» проявлениях, так и в более разработанных стилях; во многих случаях наблюдается тенденция к карикатуре и всегда видны оригинальность и строгость манеры исполнения. Наи¬более известная исторически культура — культура так называемых тарасков. Культуры Центральной Мексики Именно эти культуры, сосредоточенные во внутренних районах Мексиканского нагорья, привлекли наибольшее внимание исследо¬вателей из-за того, что о них имелась информация не только архео¬логическая, но и в значительной мере историческая.

Основные куль¬туры, расположенные в хронологическом порядке, мы назовем ниже. Мы исключим этапы, соответствующие доистории, и начнем с того, что считается началом протоистории, то есть с 2000 г. до н. э. Историческое развитие центральной зоны Мексики отмечено на¬сильственным вторжением последовательных волн народов более низкого культурного уровня, находившихся еще на стадии развития охоты, рыболовства и собирательства.

Эти народы прибывали с се¬вера, захватывали и разрушали культурные центры, но, оценив пре¬имущества цивилизованной жизни, они постепенно сами превраща¬лись в оседлых земледельцев, сливаясь с местным населением, вос¬принимая его культуру и создавая новую, которая в значительной мере была продолжением предыдущей, но уже с каким-то другим оттенком. Культуры побережья Мексиканского залива Вдоль Мексиканского залива, за исключением побережья полу¬острова Юкатан, развивались значительные культуры.

Самой древ¬ней была культура, называемая ольмекской, или Ла-Вента. Она существовала большую часть доклассического периода и распо¬лагалась на юге нынешнего штата Веракрус и на севере Табаско. Эта культура, очевидно первая выделившаяся в Мезоамерике, сыг¬рала, без сомнения, решающую роль в формировании остальных культур. В центре нынешнего штата Веракрус размещалась культура, называемая тотонакской, наиболее важным центром которой, по-видимому, был Эль-Тахин. Культуры юга Относительно культур Оахаки мы располагаем обильной археоло¬гической информацией.

Наиболее значительными из них были сапо-текская, у которой удалось проследить длительное развитие и опре¬делить основные ее этапы благодаря раскопкам ее крупнейшего центра—Монте-Альбан, и миштекская, развивавшаяся более или менее одновременно с сапотекской, но в горных районах, в то время как сапотекская располагалась в долинах. В постклассический пе¬риод миштеки захватили эти долины и подчинили сапотеков.

Од¬ним из их наиболее известных центров была Митла. Культура Юго-Восточной Мексики и Центральной Америки Имеется в виду культура майя, занимавшая огромное простран¬ство — более 400 тыс. км 2 и охватывавшая нынешние мексикан¬ские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и запад¬ную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены сле¬дующие разделы работы. 3. Область майя В начале я хотела бы уточнить, что под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили до конкисты — и живут сейчас — лингвистически родственные народы, образующие груп¬пу, называемую маняской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них. Люди майя Этнолингвистические группы Убеждение, что майя уникальный, независимый и изо¬лированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки.

Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Аме¬рики. Они допускают существование двух языков майя (язык высо¬когорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.

Согласно методам сравнительной лингвистики (лексикостати-стики), удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола.

Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую кар¬тину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось от¬деление основных языков, начиная от гипотетического протомайя. В пределах области майя — на юге Гватемалы и в Сальвадоре — встречаются группы пипиль, относящиеся к языковой группе науа. Вне названной области находится, как говорилось, уастекская груп¬па майяской семьи. Физические черты Описывая физический тип древних майя, С. Г. Морли основывался главным образом на исследованиях М. Стеггерды среди современ¬ных юкатеков, сожалея при этом, что не были проведены сходные исследования среди остальных групп.

Хотя он сам указывал, что «майя высокогорий имеют кожу более красную и блестящую, чем майя Юкатана, и биологически кажутся более чистого происхожде¬ния», он заключил: «Тем не менее, если их исследовать по основным критериям: росту, цвету кожи, форме головы и волос, можно заме¬тить, что все группы, говорящие на языке майя, кажутся проис¬шедшими первоначально от одного и того же древнего ствола». Найденные в крови при серологических исследованиях некоторые элементы указывают на существенные различия; дерматоглифические исследования и изуче¬ние отпечатков пальцев и линий ладоней говорят о различиях между группами северных высокогорий и группами южных высокогорий, а также между юкатанскими группами.

Несмотря на небольшое число изученных серий, костные остатки, обнаруженные при археологи¬ческих раскопках, тоже дают вариации, особенно в черепных и ли¬цевых индексах.

Учитывая эти различия, нельзя говорить о едином физическом типе майя для всей области и считать его целиком отличным от оста¬льных мезоамериканских групп. Некоторые группы майя имели и все еще имеют такие специфические черты, как узкий нос, склад¬ка эпикантуса (закрывающая внутренний угол глаза) и монгольское пятно (у основания позвоночника). Две последние черты характерны для азиатского населения, конкретно монгольского.

На Юкатане также часто встречаются широко поставленные глаза, другое на¬следие дальнего азиатского прошлого коренных американских наро¬дов. Примечательна и относительная длина рук в сравнении с рос¬том. Так, у майя более длинные руки, чем у других мезоамерикан¬ских групп. Большая- часть физических черт населения майя, рассматрива¬емая в комплексе, уже известна у остальных мезоамериканских на¬родов и у других народов севера, центра и юга материка, а именно: низкий рост, темный (бурый или медный) цвет кожи, глаза цвета темного кофе или черные, волосы гладкие и черные, редкая расти¬тельность на лице и теле, плечи широкие, грудная клетка разви¬тая, ноги мускулистые. Таким образом, в конечном счете как по своим физическим чер¬там, так и по языку майя должны считаться частью населения Мезоамернки и даже более широких этнических групп и ни в коем случае не должны изучаться как «человек майяский» с одинаковыми физическими признаками, отличающими их от остальных амери¬канских народов.

Психические черты В очень краткой форме результаты исследования были следую¬щими: майя активны, энергичны и трудолюбивы; настойчивы, акку¬ратны и очень чистоплотны, они стараются, чтобы их хижины и одеж¬да всегда были чистыми; бережливы, так как тщательно сохраняют свои урожаи и избегают расточительности; жестоки с животными и иногда с человеческими существами, когда речь идет о мести за женскую неверность; консервативны в своих обычаях н враждебны по отношению к прогрессу; не любители перемещаться, за исключе¬нием крайних случаев; разговорчивы н общительны, любят шутки и развлечения; доверчивы, бескорыстны, добродушны, очень уважи¬тельны к правам других; отзывчивы к чужой бедности, болезни или несчастьям; горды, не просят милостыню; вежливы и дружелюбны между собой и с чужими; великодушны и гостеприимны; у них нет склонности командовать, но они с детства ревностно относятся к своей личной независимости; лишены духа мятежности, тщеславия н эгоизма; любят справедливость; мирны н не вздорны, но злопамятны и мстительны, когда оскорблены; в высшей степени честны; семейные узы очень крепки, хотя и со слабыми проявлениями привязанности, отцовский авторитет сохраняется даже тогда, когда уже взрослые дети сами становятся отцами семейств; умеренно или мало озабочены половыми проблемами, так как пары легко расходятся и ревность достаточно редка, хотя, как было сказано, в случае измены месть обиженного мужа может быть страшной; фаталистичны и религиоз¬ны, но более всего суеверны и верят в колдовство; крайне склонны к алкоголизму часто с опасными последствиями (драки нередко с кро¬вавым исходом); со средними умственными способностями и без духа новаторства, но очень наблюдательны и с хорошей памятью; с до¬статочным воображением, с четко выраженным чувством кра¬соты. Организация труда При сравнении информации о разделении труда, содержащейся в исторических источниках в момент испанского завоевания, и этно¬графических данных, относящихся к группам современных майя, видно, что нынешний консервативный характер общественной жиз¬ни майя — это не более как продолжение доиспанского.

Когда дан¬ные, содержащиеся в обеих информативных сферах, во многом сов¬падают, то можно предполагать, что этнологические исследования в основном, если не всегда, применимы к эпохе, предшествовавшей за¬воеванию. Предвосхищая анализ, содержащийся в главе о социальной орга¬низации, следует подчеркнуть, что поскольку все средства, необхо¬димые для существования человека, добывались простым народом, то мы ограничимся анализом разделения труда среди производяще¬го класса.

Половое разделение труда Основным фактором при разделении работ был и остается пол. Мужчины занимаются всеми земледельческими работами (валка и сжигание леса, посадка, прополка, сбор урожая), а также подготов¬кой семейного огорода, охотой и рыбной ловлей, разведением пчел, постройкой дома, заготовкой дров, получением волокна из хенеке-на, плетением корзин, добычей соли. Мужчины выполняют также все работы, связанные с постройкой церемониальных центров: добы¬вают из каменоломен и обрабатывают камень, сооружают печи для обжига известняка, рубят деревья и делают из них балки, притоло¬ки, стропила и помосты, переносят землю и другие материалы. Сфера занятий женщины ограничивалась домом и его пристрой¬ками. Возможно, что за пределы дома женщины выходили только за водой к естественным источникам.

Помимо домашних хлопот (приго¬товление пищи, наведение чистоты в доме, стирка одежды, уход за детьми) женщина участвовала в производительном труде — шила, ткала и вышивала как для семейных нужд, так и для обмена или уплаты дани; она также ухаживала за огородом возде дома и домаш¬ней птицей (индюки, фазаны, голуби); иногда она занималась дома кипячением меда для его очищения.

Возможно также, что она помогала мужу в домашнем изготовлении предметов из хенекена (веревки, мешки). 4.