Особенности питания

Особенности питания. Можно предположить, что у майя было положение и что низшие слои населения не могли рассчитывать на самые изыскан¬ные продукты, например те, что ввозились из отдаленных районов (какао, рыба), или те, что требовали тонкого и сложного приготов¬ления. Фактически хронисты преувеличивают воздержанность майя, которые будто бы ели только один раз в день, к вечеру, а мясо ели только по праздникам.

Но посмотрим на те данные о майя, которые предоставляют хроники XVI в. Пища растительного происхождения В обычные дни главной пищей был, без сомнения, маис, рецепты приготовления которого живы до наших дней. Зерно замачивают на ночь в воде с примесью извести и затем растирают на метате. Получается масса, из которой на жаровне пекут лепешки.

Едят их только горячими, так как холодная лепешка, по выражению хро¬ниста Хименеса, «тверда, как подошва ботинка, и безвкусна». Ле¬пешки можно есть как самостоятельное блюдо с солью или перцем или вместе с другой пищей.

Из маисового теста готовили также та-мали, фаршированные кусочками мяса; в тесто подмешивали и ли¬стья чайи или фасоль.

Хименес описывает тамали как «комки, сва¬ренные в воде, нанизанные на веревку, как черные четки, жесткие и безвкусные». Из поджаренного и размолотого зерна готовили «ша¬рики, сохранявшиеся по нескольку месяцев, только становившиеся кислыми Из размолотого какао, растворенного в воде, готовили шоколад, который пили горячим; Ланда определяет его как «противное питье для тех, кто не привык, и свежее, и вкусное, и превосходное для тех, кто его пьет регулярно». Этот юкатанский хронист говорит еще об одном «вкусном и ценимом» напитке, для которого из бобов какао извлекали «жир, похожий на масло» и смешивали его с маи¬сом. Должно быть, это был чампуррадо или атоле из шоколада.

Другим важным продуктом была фасоль — черная, красная и белая, которую ели как с другими овощами, так и приготовленную отдельно или с мясом, отваренную в соленой воде или же размоло¬тую как паста. Употребляли н разные виды тыкв, а также батат, чайю, томаты, маниок, хикаму, авокадо и макаль (яме). У майя было много фруктов, среди них наиболее распространен¬ные авокадо, мамей, чикосапоте, белый сапоте, папайя, гуайяба, гуайя, нансе, питаайя, древесный огурец, сирикоте, анон, мараньон, несколько видов сливы, дикий виноград и многие другие.

Пища животного происхождения Некоторые хронисты утверждают, что вне праздников и пиршеств древние майя не ели много мяса. Возможно, и в самом деле, что не¬многие животные, которых выращивали для пищи (собаки, индюки, фазаны, голуби), сохранялись главным образом для празднеств, для подношения в качестве дани или подарка господам или для при¬ношения в жертву божествам.

Но часто, хотя и в небольших количе¬ствах, майя могли есть мясо млекопитающих, птиц и пресмыкаю¬щихся, добытых на охоте.

Среди главных животных, мясо которых употреблялось в пищу, назовем оленя, тапира, пекари, барсука, зайца, броненосца, лесного индюка, куропатку, перепела и игуану.

Мясо готовилось с овощами или отдельно — хорошо пропеченное прямо на огне или в печи, выкопанной в земле.

На дне такой печи разводится огонь, когда он прогорит, угли закрывают камнями, на них кладут обработанную тушу животного, после чего печь за¬полняется листьями, ветками и камнями.

Приправы Майя приправляли свою пищу солью, перцем, несколькими сортами перца чиле и различными душистыми травами — кориандром, эпасотом, ореганом. Важной приправой на Юкатане была и остается биха, которая кроме вкуса придает «цвет пище, какой дает шафран». Эти приправы могли использоваться отдельно или в соусах в зави¬симости от блюд. Напитки Помимо безалкогольных напитков, приготовляемых из маиса и какао, у майя существовали и алкогольные.

Среди них главным был бальче, называвшийся испанцами «питаррилья». Однако его употреб¬ляли только во время религиозных церемоний. Для некоторых церемоний де¬лали другое питье с «четырьмястами пятнадцатью поджаренными зернами маиса, которое зовут пикула-какла». Обычаи, связанные с пищей Когда Когольюдо говорит, что майя ели только раз в день — за час до захода солнца, одновременно обедая и ужиная, не следует это понимать так, словно весь день проходил без потребления пищи. Хронист имеет в виду основательную пищу. В самом деле, на рас¬свете, до начала работ, майя пили горячий атоле — жидкую кашу; течение дня с интервалами в несколько часов — холодные напитки посоле, пиноле и только вечером съедали овощи, соответствующим образом приправленные, с мясом или чаще без него. Женщины и мужчины не садились есть вместе, а сначала жен¬щины обслуживали мужчин.

Ели сидя на полу или во всяком случае на циновке. Существовал обычай мыть руки и полоскать рот после еды. Во время религиозных празднеств в пищу не добавляли соль и острый перец.

При некоторых постах не ели мяса. 5.