Особенности одежды

Особенности одежды. В этом разделе я рассмотрю не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы до¬полнить свое убранство. До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как маль¬чикам надевали «пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже», как уточня¬ет Ланда. Ланда упоминает также о «длинных и квадратных тка¬нях (которые) они привязывали к плечам», не поясняя, носили ли их господа или простые люди. Социальные различия Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В «Сообщении из Вальядолида» подчеркивается, что «сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль, (то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую по¬ловые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади». Ланда, имея в виду про¬столюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, «прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш». К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агнлара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверж¬дается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фре¬сках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподо¬бие тюрбанов.

Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

В подобной одежде изображены музыканты.

На них замысло¬ватые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных.

Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их рас¬положению в художественной композиции и по тому, что они пока¬зывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торгов¬цами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украше¬ние из нефрита. Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы.

В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов распо¬ложена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все «верхние» одеты в очень нарядные маленькие плащи, у «нижних» торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у против¬ника. Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некото¬рые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет. Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих карти¬нах самой композицией, значением сцен и действиями их участни¬ков, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виннка до почти полной наготы приносимых в жерт¬ву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В ком¬позиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной груп¬пе) и слуги.

В этой иерархии в отношении одежды исключение пред¬ставляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости. На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элемен¬том одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкопо¬лая шляпа.

Даже когда тела почти обнажены, головной убор обыч¬но богат и сложен.

Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбоч¬ка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена.

Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рука¬вами. Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что «индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они по¬крывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залеза¬ли до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они от¬правляются в дорогу, то обычно несут ее свернутой». Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стен¬ных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хро¬ниста.

Наиболее обычна длинная туника белая или с зеленой опушкой по краю или желтая.

На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль — кофта из кружев. Невозможно уточ¬нить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения.

Только у некоторых видны юбки (старые женщины) н в одном случае — набедренная повязка (у слепой старухи). Ювелирные изделия Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носи¬ли многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости. Такие украше¬ния включали диадемы из нанизанных или нашитых на полоску тка¬ни дисков; трубочки для локонов или цветы в волосах (Паленке); ушные украшения — круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани); носовые украшения — трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с не¬большим диском в каждом углу; весь ансамбль ограничивал рот; ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (ли¬чины, медальоны); ожерелья из нескольких концентрических ни¬ток обычно трубчатых бусин; пекторали; браслеты из нескольких ниток бусин; кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.

Татуировка Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники н что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки.

Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические ри¬сунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуи¬ровки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной.

Тех, кто не татуировался, осмеивали. Однако татуировка могла быть применена и как наказа¬ние ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обра¬батывалось «с двух сторон, от подбородка до лба». Женщины также обычно татуировали тело «от пояса вверх, кроме груди из-за корм¬ления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчин». Юно¬ши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуи¬ровку.

Волосы Волосы носили длинными, как женщины, так и мужчины. Относи¬тельно первых Ланда уточняет, что «сверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и дела¬ли из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточку». Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными.

На рельефах из Паленке тонзура раз¬мещается на задней части головы. На том же памятнике и на много¬численных фигурках из Хайны видно, что волосы подрезались на лбу, образуя лесенку по обе стороны лица. В Паленке есть также то, что мы назвали «держателями локонов»—нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди. На рельефах у женщин волосы длин¬нее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры.

Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образо¬вывавшей «изящный головной убор»; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней жен¬щины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточ¬нены. Деформация и намеренное калечение Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, «при¬крепляя им к волосам небольшой пластырь, свисавший до середи¬ны бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время подни¬мали глаза и становились косыми». Вспомним, что бог Солнца изо¬бражается с большими, обычно косыми, глазами.

Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2—3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отвер¬стия под губой для губного украшения. Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа.

Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, на¬кладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, «пока через несколько дней голова младенца на становилась плоской и такой формы, какую они все имели». Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можио судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д. Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь сре¬ди женщин (считалось «изящным» иметь зубы, «как зубья пилы»). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, «подпиливая их какими-то камнями и водой». Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как пра¬вило, симметрично.

Одни подпилы имели острые концы, другие — тупые.

Однако наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних рез¬цов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит пли гематиты. Археологические находки показывают, что калечение зубов было распространено не только в высших классах общества, так как подпиливание можно обнаружить и на костных остатках из бедных захоронений. Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практи¬ковалась во всех классах общества майя. 6. Политическая, жреческая, судебная и военная организация Автономные государства Из исторических источников мы знаем, что в момент испанского завоевания область майя была занята несколькими самостоятель¬ными государствами.

Нам известны названия тех из них, которые располагались на полуострове Юкатан и на Гватемальском наго¬рье, и можно предположить, что в классический период ситуация бы¬ла более или менее сходной.

Без сомнения, завоеватели (чонтали, тольтеки, пипилн, ацте¬ки) в постклассический период внесли изменения в общественную и культурную жизнь майя, однако не следует забывать, что эти пришлые народы сами были носителями мезоамериканской культуры и имели в основном те же государственные системы, идеи и формы жизни. Пожалуй, можно сказать, что в постклассический период, с расширением масштабов завоеваний и увеличением торговли, жизнь общества стала более сложной, чем в классическом периоде, хотя и в пределах структурных моделей, общих для Мезоамерики.

Политическая организация Согласно исторической информации, относящейся к Юкатану, каждое местное государство управлялось халач-виником, «настоя¬щим человеком», называвшимся также ахав (господин) и принадле¬жавшим к знати. Его должность была наследственной. После его смерти ему наследовал старший сын, а при отсутствии мужских по¬томков или если они не достигли соответствующего возраста трон переходил к старшему брату.

Халач-виник имел обширные полномочия как в гражданской сфере, так и в религиозной и опирался на помощь государственного совета, называвшегося ах куч каб, в ко¬тором были представлены жрецы и высокопоставленные сановники. В зависимых городах правил батаб, назначаемый халач-внником и часто находившийся с ним в родстве. Батаб исполнял гражданские, судебные и военные функции: собирал дань для своего правителя, вершил суд и был пожизненным военным вождем в данной общности.

При нем действовал местный совет, также называвшийся ах куч каб, состоящий из вождей фратрий. Жреческая организация Довольно высокий статус жреца в структуре власти, даже в дни, предшествовавшие конкисте, подтверждает хронист Диего Лопес де Когольюдо, когда пишет, что «жрецы считались господами, гла¬вами, превосходившими всех, и именно они наказывали и поощряли, и им подчинялись с большим старанием». Поле деятельности жрецов было шире, разумеется, чисто религиозного и охватывало полити¬ческую и судебную функции.

Кроме того, жречество монополизиро¬вало научные знания (астрономия, математика, календарь, письмен¬ность, история), поэтому его господство над личностью и коллекти¬вом было абсолютным. Верховный жрец, по Ланде, назывался Ахав Кан Май. Но вполне вероятно, что его информация не совсем точна и скорее связана с каким-то конкретным человеком по фамилии Май. Эта фамилия до сих пор часто встречается у майя. Титул Ахав Кан означает «госпо¬дин змея». Другая важная должность, хотя и не очень уважаемая в наро¬де, называлась наком; наком отвечал за совершение человеческих жертвоприношений.

Предполагается, что наком избирался пожиз¬ненно, но должность его не передавалась по наследству, как осталь¬ные жреческие должности. При обычном жертвоприношении, когда вскрывалась грудь и извлекалось сердце жертвы, накому помогали четверо почтенных старцев, выбиравшихся для каждой церемонии. Они должны были держать руки и ноги жертвы, лежавшей на жерт¬венном камне. Этих старцев называли чаакообами (от имени бога дождя Чаака). На самом низком уровне жреческой иерархии находился ахмен — «тот, кто знает», более других имевший контакт с народом, так как он принимал участие в обязательных земледельческих обрядах, когда проводился сев и сбор урожая или когда длительные засухи вынуждали просить дождя у бога Чаака. Ахмен, кроме того, был колдуном и знахарем, то есть обладал способностью «насылать» болезни и причинять вред, но также и избавлять от них. Из раз¬личных религиозных должностей до наших дней сохранилась только одна — именно ахмен.

Судебная организация Хроники, относящиеся к Юкатану, единодушны в том, что майя были миролюбивы и «управлялись с помощью законов и хороших обычаев», с чем мы легко можем согласиться, поскольку известно, что современное юкатанское население уважает законы и обладает глу¬боким чувством справедливости. Мы уже говорили, что военные вожди и жрецы обладали одно¬временно и судебной властью.

Но из хроник явствует, что у майя бы¬ли и настоящие судьи и чиновники «для выслушивания тяжб». Четко различались преступления непреднамеренные и преднаме¬ренные.

Среди первых указываются случайные убийства, самоубий¬ство мужчины или женщины по вине одного из супругов, случай¬ный поджог домов, ульев и зернохранилищ, что бывало довольно часто, когда лес сжигали перед посевом. Во всех этих случаях суд проявлял достаточно терпимости, и если виновный сам не имел средств для возмещения ущерба, его друзья и родственники могли оказывать ему помощь.

За супружескую неверность также сурово наказывали. Если оскорбленный муж прощал виновного, тот оставался свободным че¬ловеком. Если же оскорбление не прощалось, виновного ждала по¬зорная смерть — его поражали стрелами, раздавливали голову тя¬желым камнем или «приказывали вытащить кишки через пупок». Не¬верную жену могли приговорить к смерти, но обычно ограничивались тем, что подвергали ее общественному позору.

Изнасилование дев¬ственницы или замужней женщины также каралось смертью. Военная организация В течение длительного времени некоторые ученые, идеализируя древних майя, утверждали, что они были довольно миролюбивым народом, а военные конфликты — это следствие иноземных вторже¬ний, исходивших главным образом из Центральной Мексики в пост¬классический период. Конфликты могли случаться между враждующими группами майя из-за земельных границ или из-за эксплуатации при¬родных ресурсов; между майя и соседними, этнически чуждыми об¬щинами — из-за того, что они оказывали давление на майя или из-за попыток экспансии какой-либо группы самих майя. Когда испанцы вторглись в область майя, они вынуждены были вступать в бои с местными жителями, которые в ряде случаев на¬носили им серьезные поражения.

Согласно информации хронистов, батаб помимо своих гражданских и судебных функции был руково¬дителем вооруженных сил в подчиненных ему землях; его должность была пожизненной и наследственной.

Однако на время войны изби¬рался настоящий военачальник наком (хотя его и называли так же, как и человека, осуществлявшего человеческие жертвоприношения, это были разные лица), который находился на своем посту три года. Все это время военный вождь был обязан вести аскетический образ жизни, включая половое воздержание и очень строгий режим пита¬ния. В его распоряжении были наемные воины хольканы, которые получали вознаграждение лишь во время войны. В зависимости от военных потребностей наком мог набирать воинов среди местного населения. 7.