Научные знания майя

Научные знания майя. Я не хочу преуменьшать заслуг древних майя, которые, без сомнения, открыли астрономические и математические законы, изобрели иероглифическую письменность, разработали сло¬жный календарь, совершенствуя математические и астрономические знания других народов Мезоамерики.

Тем не менее нельзя ставить их в научном отношении на более высокий уровень, чем халдеев, китайцев, египтян и греков, которые достигли знаний, сходных и даже более высоких, за много столетий и даже тысячелетий до появления цивилизации майя. Религия майя Если в нашем XX в несмотря на поразительные научные достиже¬ния, религия еще продолжает играть немалую роль в жизни неко¬торых народов, легко понять, каково было ее значение в ту эпоху, которую мы можем считать донаучной.

Религия майя, как и следовало ожидать, имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития.

Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов. Так, все или почти все они имели пан¬теон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были бла¬госклонны к человеку, другие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света.

Эта цветовая ассоциация не всегда совпадала в различных культу¬рах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями. Божества простого народа Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основ¬ные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов Мексикан¬ского нагорья.

Солнце — Ах Кип, или Кинич Ахав («Господин лицо», или «Сол¬нечный Глаз»), или также Кинич Какмоо («Солнечное лицо Гуака-майа — Огня. Его символ — четырехлепестковый цветок. Рису¬нок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок сопровож¬дает его в иероглифических текстах кодексов. Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков.

Он может быть изображен стоящим в потоках дождя или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а вторая— потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света Важное место по многозначности функций и по связи с жизнен¬ными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель.

Главным образом она представляет Луну, называв¬шуюся на языке майя Юкатана «У». Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здо¬ровье людей. Поэтому она считалась богиней — покровительницей медицины. У майя, как и у народов Мексиканского нагорья, обряд челове¬ческого жертвоприношения путем обезглавливания также связан, видимо, с культом маиса. Божества элиты Другим обожествляемым растением было какао.

Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращи¬вание было в какой-то степени монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, так как он был богом — покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми тор¬говцами. В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных ис¬точниках, подтверждается важность культа бога Ицамны.

Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку — «единст¬венный бог» — был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, так как, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких по¬честей, что было ошибочно истолковано как тенденция к монотеиз¬му. Небесный пантеон майя включал и других богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом или народом в целом.

С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них. Напомню также о существовании в пантеоне майя Ошлахун-ти-ку — «13 богов», занимающих, видимо, 13 слоев, на которые дели¬лась у майя небесная сфера. 8.