рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иконопись

Иконопись - раздел Искусство, Содержание Византийская Иконопись. 2 Краткий Экскурс В Историю Византии. От К...

Содержание Византийская иконопись. 2 Краткий экскурс в историю Византии. От Константина до Константина. 2 Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) 6 От античной живописи к иконописи 10 Иоанн Дамаскин (ок.675 - ок.749) - теоретик иконописи 12 Византийский иконографический канон 15 Техника иконописи 15 Пропорции фигур 16 Тип лица и выражение 16 Внешность и поза 16 Палитра цветов, игнорирование светотени 17 Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410) 19 Русская иконопись. 1. Особенности Русской Иконописи. 2. Значение красок. 3. Психология иконописи. 26 4. Две эпохи русской иконописи. 5. Творчество Андрея Рублева. 31 Самые значимые работы А.Рублева. 32 Список литературы. 35 Византийская иконопись. Краткий экскурс в историю Византии.

От Константина до Константина.

В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и Западную. В 476 году Западная Римская империя пала под натиском варваров. Восточной, Византийской империи, суждено было существовать до середины 15 века. Сами византийцы называли себя ромеями, свое государство - ромейской державой, а Константинополь - "Новым Римом". Со времен основания до второй половины 12 века это было могущественное, богатейшее и культурнейшее государство Европы.

Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и Африке включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, часть Месопотамии и Армении, острова Восточного Средиземноморья, владения в Крыму и на Кавказе. Общая площадь ее составляла около 1 млн.кв. км, население - 30-35 млн. жителей. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды.

Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно граотным населением) и великой морской и торговой державой. Ее купцы проникали в самые отдаленные уголки известного тогда мира: в Индию, Китай, на Цейлон, в Эфиопию, Британию, Скандинавию. Византийский золотой солид играл роль международной валюты. Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки.

С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)" , включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии. До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках.

В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси. Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление. По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно в здесь.

Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием и личным способностям нередко мог занять очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости высокий пост в государстве или даже стать императором.

История Византии полна таких примеров). В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы.

Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.

Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных.

Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства: Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии" и так называемые Византийские "ренессансы": • Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс". • Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс". • Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс". Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом). В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом.

Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.

С тех пор Константинополь именуется Стамбулом. Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал: "После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед возрождением Запада, снесена с исторического поприща.

Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом.

Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожига-ния ересиархов на кострах". Период "иконоборчества" (730-1046 г.г.) В истории средних веков (и не только средних веков) было немало драматических моментов, когда в силу политических или экономических причин определенный жанр искусства вдруг становился неугоден.

Художники, работающие в этом жанре, а также его почитатели, подвергались репрессиям, уничтожались морально или физически.

Ярчайшим примером является период иконоборчества в Византии. В 717 г когда ислам завоевывал Азию и угрожал Европе, на пошатнувшийся византийский престол взошел Лев III (675-741), прозванный Исавром. Неизвестно, происходил ли он на самом деле из племени исавров (дикого и воинственного народа), но известно доподлинно, что он был отважным и блестящим полководцем, сумевшим защитить страну от арабов и значительно укрепить внешнеполитическое положение Византии.

Не теряя времени, Лев Исаврянин решительно взялся за внутренние реформы и, в частности, обратил пристальное внимание на Церковь. При этом он нашел, что почитание реликвий (останков святых и священных предметов) и икон приняло небывалые размеры, превратившись, по существу, в суеверие. Священным изображениям, иконам, призванным помочь человеку проникнуться молитвенным духом и приблизиться к Богу, воздавались порой такие почести, что подлинный смысл христианского искусства стал подменяться языческим идолопоклонством.

Духовенство же зачастую ловко использовало суеверия и языческие привычки паствы в целях собственного обогащения и усиления влияния. Неудивительно, что культ икон в своем извращенном виде стал прекрасной мишенью для насмешек мусульман, придерживавшихся строгого монотеизма. Для Льва, очевидно, было чрезвычайно важно опровергнуть обвинения в идолопоклонстве, возводимые против христиан. Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу ". Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено мусульманской религией). Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы.

Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации всей государственно-церковной системы Византийской империи.

Целью этой борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие государственные должности. В 726 году император обнародовал указ, в котором запрещалось воздавать поклонение иконам как божественным изображениям и давалось указание вешать их в храмах на значительной высоте. Духовенство, естественно, встретило этот наказ в штыки - императора обвинили в оскорблении христианских святынь.

Население империи разделилось надвое: иконоборцы и иконопочитатели. Немедленно началась череда кровавых событий: в Константинополе иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей, последних ловили и казнили, был низложен любимый народом патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу, в ответ на это византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но был сожжен "греческим огнем" и страна осталась без флота Взаимное противоборство сторон накалялось и привело к иконоборческой ереси - император вообще наложил запрет на церковные изображения. Спасая иконы, стойкие христиане рисковали жизнью.

Многие кончали жизнь на плахе, других растерзала толпа. Настоящая гражданская война длилась до самой смерти Льва III и продолжалась при его приемнике Константине Копрониме. Сторонники императоров явно побеждали.

Теперь допускалась только светская живопись (главным образом, портреты императора), иконопись сохранялась только в отдаленных провинциальных монастырях. Христианские мыслители поняли всю опасность ереси иконоборчества. Вопрос, по сути дела, заключался не в иконах. Отрицая божественные изображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность одухотворения материи, что противоречило основам христианского учения. Крупнейшие деятели Церкви повели решительную борьбу против иконоборчества. Римский Папа Григорий II, а за ним Григорий III решительно осудили эту ересь.

Григорий III приказал прекратить сбор подати в пользу Византии, дав понять, что отныне он не считает себя подданным византийского императора. Это выступление Григория III поддержала вся Италия. К концу VIII века движение иконоборцев пошло на убыль. Регентша византийского престола Ирина, афинянка по происхождению, женщина красивая, властная и коварная, была ревностной почитательницей икон. Став императрицей, она созвала VII Вселенский Собор, который открылся в 786 году в Константинополе.

На Соборе присутствовали легаты Римского Папы Адриана I. Однако между сторонниками и противниками иконоборчества произошли столкновения, Собор был сорван и открылся вновь только через год. Иконопочитание победило. Собор постановил: "Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно. Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог - слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам". Иконы были признаны "напоминательными начертаниями" и почести им разрешалось воздавать только как образам.

Тем самым Собор, отвергнув ересь иконоборчества, вместе с тем преодолел крайности иконопочитания. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение. Идеи иконопочитания были теоретически обоснованы в трудах Иоанна Дамаскина, положивших начало процессу канонизации иконописи.

Однако, мытарства иконопочитания еще не закончились. Политическая ситуация быстро менялась. Запад усиливался, арабы в период правления халифа Гарун-аль-Рашида процветали, а Византия продолжала слабеть. В 802 году Ирина была свергнута и отправлена в ссылку. В 815 году патриарх Феодот вновь торжественно провозгласил законность иконоборческих эдиктов. Вновь началась жестокая реакция. Закрывались монастыри, конфисковывались их земли, монахов ссылали или казнили.

Все закончилось только к 843 году, когда патриарх Мефодий собрал новый Собор и подтвердил решения VII Вселенского собора об иконопочитании. 11 марта 843 года Церковь впервые праздновала Торжество Православия. С тех пор это событие ежегодно отмечается в течение первой недели Великого Поста, которая носит название "недели Торжества Православия". Это была грустная победа. Православие торжествовало, но сам факт, что императоры стали решающими судьями в жизни Церкви и что именно от их воли зависела судьба Православия, свидетельствует о полной победе цезарепапизма в Византии.

С IX века истинные византийские христиане либо эмигрируют, либо все более удаляются от мира - на гору Афон, в пустыни, за крепкие каменные стены монастырей. Одновременно исчезает и религиозная активность мирян, так выгодно отличавшая Византию от варварских народов современной Европы. Резко снижается уровень богословия, уменьшается грамотность населения, которая раньше была практически всеобщей.

Духовная жизнь Востока начинает замирать.

От античной живописи к иконописи

Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил ... Считается, что именно он составил пасхальный канон, могучий гимн "Воск... Не случайно его прозвали "златоструйным". Согласно его теории: Изображать святых можно, но в символическом и алл... Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешно...

Техника иконописи

Поверх красочного слоя наносили защитный слой (закрепитель) - олифу, л... Обрамление иконы - Оклад - выполняли из дерева, золота, серебра, украш... В монументальной живописи господствовала мозаика, позднее, во времена ... Техника иконописи. Техника станковой живописи была такова: На доску (в Византии - кипарис...

Пропорции фигур

Пропорции фигур Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются.

Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Тип лица и выражение

Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Внешность и поза

"Уплощение", игнорирование линейной перспективы Любая передача объема ... Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (нап... В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, т...

Особенности Русской Иконописи

Ее господствующая тенденция - аскетизм, а рядом с этим несравненная ра... Поверхностному наблюдателю эти аскетические лики могут показаться безж... И вокруг этого центра обязательно в одинаковом количестве и часто в од... И к нему с обеих сторон движутся симметричными рядами однообразно изог... 2.

Значение красок

Однако определенные правила цвета все же существовали. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодат... В XV веке красный плащ Георгия, как вспышка пламени рождается из ослеп... Зато псковские иконы никогда не кажутся пестро расцвеченными. В отдельных школах древнерусской иконописи небыло строгой регламентаци...

Психология иконописи

Эта радость сбывается в зачатии пресвятой Богородицы. Замечательно, чт... Русский иконописец, у которого оба эти мотива присутствуют на одной и ... И может быть, самая трогательная, самая привлекательная черта тех икон... Эта скорбь - то самое горение ко кресту. Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором вели...

Две эпохи русской иконописи

“Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость. Феофан Грек расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 140... Не удивительно, что русские черты проявляются в типичных изображениях ... Кирилла Белозерского, принадлежащей епархиальному музею в Новгороде. Именно в XV веке наша иконопись, достигая своего высшего расцвета, впе...

Творчество Андрея Рублева

Творчество Андрея Рублева. Большинство исследователей считают условно1360 год датой рождения худо... Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учител... Среди событий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почаша подписыв... Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, озна...

Самые значимые работы А.Рублева

Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального уд... Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укруп... В основе ее сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Авраа... В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего со... он скончался и был погребен в этом же монастыре. Андрею Рублеву удалос...

Список литературы

Список литературы. Византийская иконопись: 1. Александр Мень. История религии.

Учебник. Том 2 2. "Культура Византии" в трех томах. Изд. "НАУКА", Москва 1984,1989 гг. 3. Иоанн Мейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. Перевод с английского А. Кавтаскина. М “Когелет”, 2001 Русская иконопись: 1. Гусева Э.К. “А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи” М 1990. 2. Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись” М 1984. 3. Князь Евг. Трубецкой “ Три очерка о русской иконе” Новосибирск 1991. 4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский “О почитании икон” С П. 1995 5. Атеистический словарь М 1986 6. Сов. энциклопедический словарь М 1979 7. Сенкевич Г. “Камо Грядеши.

– Конец работы –

Используемые теги: иконопись0.026

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иконопись

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Иконопись и иконы на Руси
Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих. Готовя данный реферат я изучила ряд источников. Из которых… Третьи пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл.… Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря.Рисунки делались на…

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…

Иконопись на Руси
Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих. Готовя данный реферат я изучила ряд источников. Из которых… Третьи пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл.… Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря.Рисунки делались на…

Искусство Византии. Иконопись
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и… Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и… Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского…

Русская иконопись
Мы. также как и они. привыкли с детства к европейской живописи ( потому что европейской по типу является и русская живопись XVI - XIX веков), и нам… Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской… Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в…

Древнерусская иконопись
Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Икона от греческого слова, обозначающего образ, изображение возникла до… Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение…

Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси
А ведь прекрасное рядом Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться Что мы знаем про иконы Зачем… В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата.Икона это плод души… В этом и состоит задача моего обзора. История русской иконописи Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном,…

Древнерусская иконопись
Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Икона от греческого слова, обозначающего образ, изображение возникла до… Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение…

Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения
Древнерусское искусство драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием… В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского…

Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси
А ведь прекрасное рядом Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться Что мы знаем про иконы Зачем… В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата.Икона это плод души… В этом и состоит задача моего обзора. История русской иконописи Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном,…

0.02
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Древнерусская иконопись Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Икона от греческого слова, обозначающего образ, изображение возникла до… Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение…
  • Древнерусская иконопись Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Икона от греческого слова, обозначающего образ, изображение возникла до… Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение…