Иконопись на Руси

План. I. Введение II. История Иконописи III. Гонения на Иконы IV. Русская Иконопись 1. Особенности Русской иконописи 2. Значение красок 3. Психология Иконописи 4. Две эпохи Русской иконописи 5. Творчество Андрея Рублева V. Вывод I. Введение. Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых.Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих. Готовя данный реферат я изучила ряд источников. Из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений. Одни авторы сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография.

Третьи пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл. В этом реферате автор пытается объединить эти подходы, так как в них содержится единая цель - изучение иконописи. Список использованных источников приводится в конце реферата. II. История иконописи. Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив - очень мало. Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам ( во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников) , а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.

В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря исцеляющего “бесноватого отрока”, Ионы выброшенного на берег Китом и другие.

В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой. Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв. заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения.

Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку. Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. ( Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющем грехи мира ). III. Гонения на Иконы. Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой Троицы Отца и Сына, и Святого Духа, святых, ангелов и Божиих людей.

Но вот в начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец. Через 10 лет своего правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось христианам повергаться в молитвах перед иконами на землю, и многие иконы после этого поставлены были высоко. чтобы нельзя было целовать их. Через пять лет он издал другой указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалять их из общественных мест. Он думал, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей.

Его сын Константин Копроним, в продолжении 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей жестокостью преследовал чтителей святых икон. Его внук Лев Хазарь (775-780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли противоположных следствий не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против себя народ своей же империи. Римские папы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточные патриарха: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, не хотели иметь духовного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане страдали под игом магометан, но имели возможность безбоязненно молиться перед иконами. так как магометанские калифы не вмешивались в дела подвластных им церквей.

После продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой империи. при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено почитание икон. Через 25 лет после этого указа вступивший на престол греческий император Лев V Армянин, снова начал жестокое гонение на иконы, которое продолжалось и при его преемниках; после этого нового тридцатилетнего гонения, царица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом 19 февраля 842г. был установлен праздник православия и доныне совершаемый в первую неделю великого поста.

С этого времени иконы единодушно были чтимы христианами во всех церквях востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то, что в 1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над всей Церковью.

IV. Русская иконопись. 1.

Особенности Русской иконописи

Но как совместить этот аскетизм с этой несравненной радостью? Вероятно... Говоря об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее чер... Помимо подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симм... Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется общ... 2.

Значение красок

Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали в... Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от ре... Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении... Они плотны, вещественны, почти весомы и осязаемы, что несколько ограни... Новгородская иконопись XV века сохраняет традиционную любовь к ярким, ...

Психология Иконописи

Иконописец изображает, как выстрадана та радость о спасении, которая с... Соприкасаясь с ним, мы испытываем то смешанное чувство, в котором вели... . Русский иконописец, у которого оба эти мотива присутствуют на одной и ... В старинных иконах “Рождества Пресвятой Богородицы” можно видеть, как ...

Две эпохи Русской иконописи

По словам В.О. Большинство исследователей считают условно1360 год датой рождения худо... В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигш... росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. V.

Список литературы: 1. Гусева Э.К. “А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи” М 1990. 2. Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись” М 1984. 3. Князь Евг. Трубецкой “ Три очерка о русской иконе” Новосибирск 1991. 4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский “О почитании икон” С П. 1995 5. Атеистический словарь М 1986 6. Сов. энциклопедический словарь М 1979 7. Сенкевич Г. “Камо Грядеши”.