рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство Византии

Искусство Византии - раздел Искусство, План Введение….i Глава. Ранневизантийская Архитектура… 1. Истоки И Происхожде...

План Введение….I Глава. Ранневизантийская архитектура… 1. Истоки и происхождение византийской архитектуры… 2. Византийская городская застройка… 6 а). Византийский крестово-купольный храм… 8 3. «Золотой век» империи…4. Величайший из архитектурных памятников Византии – Софийский Собор….II Глава. Средневизантийская архитектура….20 1. Основные особенности средневизантийской архитектуры……… 2. Константинопольская архитектурная школа в среднее время…….3. Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время…III Глава. Поздневизантийская архитектура….24 Заключение…26 Список используемой литературы… 29 Введение История Византии начинается с IV века, с того времени, когда на трон Римской империи взошёл император Константин (324-337 гг. правления). Он перенёс столицу империи в город Константинополь.

Это весьма плачевно отразилось на Римской империи, расколовшейся в результате на две части  Западную и Восточную, которая и получила впоследствии у историков название Византии.

Незадолго до этого, в 313 г Миланский эдикт разрешает свободное вероисповедание христианства, а в 395 г. оно было признано официальной религией обеих частей империи. Едва ли можно найти событие, которое оказало бы большее влияние на всю последующую историю  как Византии, так и Западной Европы.

Средние века были временем расцвета феодального строя с типичным для него господством класса землевладельцев, внеэкономическими мерами принуждения, преобладанием натурального хозяйства, слабым развитием товарного производства и, как следствие этого, политической раздробленностью. Столь же типичными для него были крестьянские восстания, объединение городских ремесленников и купцов в цехи и гильдии, система вассальной иерархии и монархия, как преобладающая форма государственного устройства.

Особенности феодального строя сказались и на его архитектуре. В эту эпоху постоянных войн много внимания уделялось строительству крепостей, и военная архитектура средневековья дала много нового по сравнению с античностью. В это время появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки и т.п. Были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений и созданы основные типы крепостей  замок, находящийся в горной или равнинной местности, городская крепостная стена и укреплённый монастырь.

Монастыри, широкое распространение которых также было одной из особенностей средних веков, нуждались в укреплениях и в силу того, что в их стенах нередко хранились большие богатства, и потому, что они строились не только в городах, но и вдали от них, и должны были в военное время служить убежищем для окрестного населения. Кроме того, монастыри, особенно в раннем средневековье, имели значение культурных центров. В них хранились и переписывались книги, велись хроники (летописи), содержались школы.

В тех случаях, когда монастыри возникали в слабозаселённых местностях, они содействовали распространению сельского хозяйства, а возведение монастырских зданий, в особенности каменных церквей, способствовало появлению новых строителей и художников. Возникновение большого количества монастырей стало возможным благодаря характерному для средневековья огромному значению религии в жизни людей. Религия укрепляла своим авторитетом существовавший социальный и политический строй, и государственная жизнь часто была почти неотделима от церковной.

В этих условиях понятно то значение, которое имели в средние века церковные здания. Они были не только местом проведения богослужений, но и главным типом общественных сооружений. Тесная связь религии с государственной и общественной жизнью была причиной того, что в архитектуре церквей, особенно главных соборов больших городов, отражалась не только религиозная, но и общественная идеология.

Христианская религия зародилась в эпоху поздней античности как религия угнетённых классов Римского государства и распространилась среди широких слоёв его населения. Христианские храмы должны были вмещать в своих стенах многочисленных молящихся и давать им возможность достаточно хорошо видеть и слышать богослужение, совершавшееся в восточной части храма. С другой стороны, феодальный строй не мог не оказывать своего влияния, поэтому строители некоторых соборных и дворцовых храмов должны были заботиться о том, чтобы отделить внутри них представителей господствующего класса от простого народа.

В отдельных странах внутри церквей отделяли также мужчин от женщин, крещеных от готовившихся принять крещение и кающихся, а в монастырских церквях — монахов от мирян. В соответствии с этим храм состоял из алтаря — места совершения богослужения, доступного лишь для духовенства, обширной основной части и примыкавшего к ней с запада притвора, где в раннюю эпоху находились кающиеся и не принявшие ещё крещения оглашенные. Основное помещение разделялось необходимыми при его больших размерах столбами на отдельные нефы — корабли, что в свою очередь, помогало разделять молящихся по разным категориям.

Той же цели служили и хоры, нередко делившие на два яруса западную и боковые части главного помещения храма. Новые идейно-художественные задачи возникли в средние века при строительстве храмов. Это было обусловлено совершенно иным, чем прежде, представлением о боге: на смену антропоморфизированным божествам античного мира явился христианский Бог  невидимый и непостижимый человеческими чувствами.

Иными стали представления о мире: несовершенному, преходящему материальному миру, окружающему человека, противопоставлялся иной мир, совершенный и вечный, обитателем которого может стать после своей смерти человек, сумевший в земной жизни преодолеть свою греховную чувственную природу. Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире, где незримо присутствует Господь и где материальное начало подчинено духовному.

Всё это явилось причиной сильного отличия средневековых христианских храмов от античных языческих. Различие между ними усиливалось и характером изображений, украшавших те и другие храмы. Противопоставление духовного начала материальному наложило свой отпечаток на средневековые живопись и скульптуру и на приёмы синтеза этих искусств и архитектуры.

Итак, в истории Византии определились три этапа развития византийской империи и византийской культуры: - ранневизантийский (V-VIII вв.) - средневизантийский (VIII-XIII вв.) - поздневизантийский (XIII-XV вв.) Каждый из трех периодов обладал своими особенностями, развившимися из характерных черт предшествующего периода на основе нового этапа развития византийского общества и государства. Таким образом, данная курсовая работа состоит из трех глав, каждая из которых посвящена развитию византийской архитектуры в различный период времени существования империи.

Проблема курсовой работы: влияние внешних факторов, в частности, религии на становление и развитие византийской архитектуры. Цель курсовой работы: подробно рассмотреть особенности развития византийской архитектуры на протяжении всего существования империи. Для достижения поставленной цели и раскрытия проблемы помогает литература по исследуемой теме. Например, такие книги как Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - о рождении, расцвете и смене архитектурных стилей, в ней отражены наиболее важные и интересные явления в истории архитектуры.

Якобсон А.Л. «Закономерности развития средневековой архитектуры» - в данной книге прослеживаются закономерности развития зодчества, зависящие от изменения социальных условий, идеологии, экономической и политической обстановки. Станькова Я Пехар И. «Тысячилетнее развитие архитектуры» - книга дает обзор развития архитектуры и градостроительства. «Искусство Византии» В.Д. Лихачевой, «Византийская культура» Удальцовой, Всемирная история архитектуры и многие другие книги дают информацию в полном объеме, которая систематизирована и понятно изложена.

Подобранный материла помогает раскрыть тему и сделать работу интересной и хорошо воспринимаемой. I глава. Ранневизантийская архитектура 1.

Истоки и происхождение византийской архитектуры

Такая пестрая картина очень характерна для переходного времени. Оставаясь в пределах архитектурного типа базилики, следует отметить ук... Среди различных по плану мартириев особенно выделяются большие монумен... Из всех архитектурных типов, существовавших накануне возникновения виз... 2.

Византийская городская застройка

План Софии отчётливо свидетельствует о том, что именно базилика Максен... Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и в отношении архи... Замечательно и художественное значение Системы купола и полукуполов Со... Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, ... Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в ка...

Основные особенности средневизантийской архитектуры

Переход от ранневизантийского периода к средневизантийскому был связан... наблюдается тенденция к созданию внутри церквей обособленных молелен д... Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийс... Византийская империя доживала свои последние дни. Выдающимся произведением поздневизантийской столичной архитектуры явля...

Заключение

Заключение В результате изученной темы можно сделать вывод, что византийское зодчество внесло очень большой и существенный вклад в сокровищницу мировой архитектуры.

Его основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом. Купол – главная тема византийского зодчества. Изучение ранневизантийской архитектуры показывает, что собор Софии занимает в ней совершенно исключительное место.

Было бы неверным считать, что повторений Софии не было потому, что София была случайным явлением в истории византийского зодчества. Она не могла быть повторена потому, что не могло повториться задание построить главную церковь Византийской империи. Именно как сооружение, отвечавшее этому заданию и необыкновенно полно отразившее византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства, София в Константинополе представляет собой наиболее характерное произведение всего византийского зодчества.

Произведения, особенно полно отразившие свою эпоху и мировоззрение породившей их культуры и народа и, тем не менее, оставшиеся не повторенными, возникали также и в другие эпохи. Таков, например, Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве. Собор Софии является прежде всего памятником своей эпохи, обладавшим необыкновенной силой воздействия не только на современников и на ближайшие к ним поколения, но и на людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия.

Что же касается отдельных элементов Константинопольской Софии, например, парусов, внутренней мраморной облицовки стен, закомар и многих других, то они оказали очень большое влияние как на византийскую архитектуру последующего времени, так и на зодчество других стран. Особенно существенно, что София послужила в известном смысле отправной точкой развития крестовокупольной системы последующего времени.

Она и в этом отношении является глубоко закономерным и необходимым звеном развития византийской и всей мировой архитектуры. Характерной чертой византийского зодчества являются купола, расположенные на квадратном основании, которое в отличие от ротонды может быть расширено пристройками, купола, опирающиеся на четыре опоры, купола на барабанах. Причиной того, что в центре внимания византийских зодчих находилось центрическое купольное здание, была христианская религия. Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире. По мнению византийских зодчих именно центрическое купольное здание соответствовало христианской вере. Крестово-купольная система явилась известным универсальным методом архитектурной композиции, охватывающим функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры.

Этот метод открывал архитекторам того времени и последующих эпох возможность широко варьировать и развивать центрическую купольную композицию – одно из самых ценных и разносторонних достижений архитектуры всех времен и народов.

Византийская архитектура повлияла на мусульманское зодчество, особенно на турецкое зодчество, когда в Стамбуле начали появляться одно за другим прямые воспроизведения Софии. Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Европой эпохи средних веков и нового времени. Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико, и до сих пор оно не достаточно оценено.

В отношении Восточной Европы, главным образом Руси, не требуется особых доказательств, так как византийские истоки русского зодчества справедливо являются общепризнанными. Многое в готической архитектуре объясняется влияние византийского зодчества, например, ажурность готических соборов, явившаяся развитием характерной особенности Константинопольской Софии, или система готических балдахинов, развивавшаяся из византийских прототипов, или, наконец, аркбутаны, возникшие в Византии и перешедшие затем в Западную Европу.

Особенно существенно влияние византийского зодчества на архитектуру Возрождения. Оно сказалось преимущественно в центрическом купольном архитектурном типе и прослеживается начиная от Брунеллески через Браманте вплоть до Палладьо. Влияние крестовокупольной системы на многие выдающиеся постройки Ренессанса осуществлялось отчасти через посредство ряда византийских построек на почве Италии. Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания, то их связи с Византией выступят очень отчетливо.

Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. В соборе Павла в Лондоне, Пантеоне в Париже, соборе Смольного монастыря, Казанском и Исаакиевском соборах в Санкт-Петербурге мы увидим в основе крестовокупольную систему в конечном счете византийского происхождения. Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе.

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры, Изд-во «Наука», Ленинград, 1985. 2. Гольдштейн А.Ф. Зодчество, Москва «Просвещение», 1979. 3. Кантор А.М Сидоров А.А. Малая история искусств, Москва «Искусство», 1975. 4. Станькова Я Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры, Москва «Стройиздат», 1987. 5. Византия и византийские традиции, Москва, 1991. 6. Алпатов М.В. Всеобщая история, 1948. 7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 8. Гомбрих Э. История искусств, М 1998. 9. Лазарев В.Н. Византия и древнерусское искусство, М 1978. 10. Шишова Н.В. История и культурология. 11. Методические указания под ред. Шишовой – Историко-культурные особенности Византии, 1994. 12. Лихачева В.Д. Искусство Византии, М 1981. 13. Медведев И.П. Очерки истории и культуры поздневизантийского города, М 1973. 14. Удальцова В.В. Византийская культура, М 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: искусство, Византии0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство Византии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Искусство Византии
XIV-XV в.в. 42 Заключение 45 Список литературы 53 ВведениеВ истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно,… Византия дала средневековому миру высокие образцы литературы и искусства,… Но след, оставленный Византией в истории человечества, столь глубок, что и по сей день память о ней живет не только на…

Искусство и культура Византии.
Можно, в частности, наметить основные пути развития византийского изобразительного искусства в эпоху классического средневековья. С X-XI вв. в… В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая, рассудочная… Творчество художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и церковным авторитетом, а порывы…

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Искусство Византии. Иконопись
В 330 г. римский император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу империи. В 395 году Римская империя распалась на Восточную и… Византийская империя, раскинувшаяся на трех континентах - в Европе, Азии и… Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. О богатстве и пышности византийского…

Искусство Византии
На месте старой греческой колонии Византии был основан город Константина-Константинополь, который 11 мая 330г. официально провозгласили столицей… Однако уже таяли надежды на реальную помощь богов, менее логичной и… Первые христиане, вынужденные таиться, собирались в укромных местах. Особенно подходили для молитвенных собраний…

Русское зарубежье. Искусство зарубежной России
На сайте allrefs.net читайте: "Русское зарубежье. Искусство зарубежной России"

Искусство Мастера НЛП
На сайте allrefs.net читайте: "Искусство Мастера НЛП"

Ораторское искусство Древней Греции
На сайте allrefs.net читайте: "Ораторское искусство Древней Греции"

Дзэн и искусство ухода за мотоциклом
На сайте allrefs.net читайте: Дзэн и искусство ухода за мотоциклом...

Твоя новая дата рождения! Или искусство точного наведения на подлинные цели в жизни
Специалисты Международного Института Социальной Экологии называют это явление хрональной энцефалопатией или другими словами деструктивным... Так что реальный астрологический прогноз хорош только тогда когда отражает... Человек одухотвор нный Показательна паника неизбежно сопровождавшая...

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам