Эллинистическая образованность

Эллинистическая образованность. В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание. Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах.

Академическая школа продолжала развивать учение Платона. Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы - эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого. Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа, держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель, которая приобретается жизнью в природе.

Учения этой школы ближе всего отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов. Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели. К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого романа.

Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом произведении нет. Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало предназначаться не для пения, а для чтения. 3. Реализм и натурализм. Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с реалистическими и натуралистическими тенденциями.

Представителем этого направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и брошен в море. Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии нечто вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон.

Он использовал остроумие и шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии. Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер. Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов. Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.

Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.). Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной действительности.

Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда - простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы. VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература. 1.