рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Время Траяна и Адриана

Время Траяна и Адриана - Реферат, раздел Искусство, Искусство древнего Рима Время Траяна И Адриана. В Годы Второго Периода Расцвета Римского Искусства - ...

Время Траяна и Адриана. В годы второго периода расцвета римского искусства - во времена ранних Антонинов - Траяна 98-117 и Адриана 117-138 - империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически.

Однако провинции не всегда оставались покорными, и на границах часто происходили сражения.

На севере Траян вел упорную борьбу с даками 101 - 106 , на востоке воевал с Парфией, восстанавливая контроль над Арменией, овладевал Месопотамией 113-117 . Адриан же ограничивался освоением завоеванных земель, строя фортификационные укрепления, усиливая пограничные войска, усмиряя бунтовавшую Иудею. Столица и другие города Апеннинского полуострова второе столетие пребывали в мире. В годы Траяна после подавления даков был возведен в Адамклиси трофей высотой 32 м, посвященный победе римского оружия и продолжавший традиции августовского памятника в Турби на северо-западе Италии. Мощный, диаметром в 27 м, окруженный ступенями цилиндр увенчивало коническое с чешуевидной черепицей перекрытие, оканчивающееся высокой шестигранной призмой, несущей трофей со стоящими около него статуями пленных даков.

Круглая скульптура и квадратные рельефные метопы его частично сохранились. О характере фортификационных сооружений того времени дает представление вал Адриана в Британии, возведенный для укрепления границы, разделения местных племен и периодических военных вылазок, устрашавших покоренную провинцию.

Он был создан в 122 г. высоту имел в 5 метров, ров в 3 м глубиной и девятиметровые башни. В провинциях строилось много мостов, акведуков. Над ними работали нередко талантливые зодчие. Дунайский мост возводил Аполлодор Дамасский. Гай Юлий Лацер создал высокий мост через реку Тахо в Испании, вознесенный над водой на 45 м и украшенный аркой над центральным быком.

Конструкция другого испанского моста в Августе Эмерите Мерида иная в нем выступает монотонность шестидесяти арочных пролетов. Акведук в Сеговии поражает мощностью рустованных гранитных блоков. В годы, когда в столице чаще использовали кирпич, бетон и другие дешевые материалы, провинция еще позволяла себе роскошь создавать грандиозные постройки из местного камня. Очевидно, тогда же был исполнен и Гардский мост в Южной Франции.

Строители мостов в то время достигли большого мастерства. Позднее в характере этих сооружений появились новые черты - художественные. Мост Адриана в Риме - один из красивейших памятников расцвета Империи задуманный как своеобразные пропилеи гробницы Адриана, необычно для того времени широкий 11 м, украшенный на перилах статуями, он и сейчас служит транспорту и людям. Возведением построек практического назначения огромного шестиугольного порта в Остии, акведука, подававшего воду из Брапчианского озера в Рим и доходившего до Яникулъского холма, терм па месте Золотого Дома Нерона, складов и других сооружений, Траян хотел подчеркнуть свое преклонение перед порядками доброй старой Республики, особенное внимание обращавшей на постройки хозяйственного назначения, и противопоставить себя Флавиям с их роскошью и помпезностью архитектурных форм. Однако и Траян был честолюбив, и Форум его, работы Аполлодора Дамасского, задуманный после триумфа над даками в 107 г превзошел размерами 300 м X 185 м и великолепием все остальные.

Входная широкая арка, как убеждает изображение на монетах, имела один пролет и четыре ниши со статуями пленных даков.

В центре площади стоял конный монумент Траяна, далее Базилика Ульпия Траяна, самая крупная - 120 м без абсид X 60 м - из всех построенных до нее, с тремя входами на боковой стороне. Верх Базилики украшал рельефный фриз, части которого были позднее использованы для арки Константина. В Базилике, кроме судебных и коммерческих, рассматривались дела об отпуске на волю рабов, как и в здании, стоявшем на этом месте до Форума Траяна.

В располагавшихся за Базиликой латинской и греческой библиотеках хранились гражданские и военные документы, как и в архивах, находившихся там прежде. Траян стремился подчеркнуть этим свое внимание к старине, к памяти о республиканских учреждениях, которые из-за строительства Форума пришлось снести. На основной, продольной оси Форума, направление и большая протяженность которой определялись входной аркой, конной статуей, центральным входом в Базилику и храмом Траяна, между библиотеками стояла триумфальная колонна. Динамичность композиции, прерывавшаяся, однако, то одним, то другим величественным монументом, смягчавшаяся по бокам экседрами глубокими, полукруглыми нишами, отвечала динамичности плана Форума Цезаря, расположенного не только рядом, но и параллельно оси Форума Траяна.

Колонна Траяна высота 39,83м, полая, с винтовой лестницей, барабаны которой высечены из лунитского каррарского мрамора, не только прославляла своими рельефами победы над даками, но и служила мавзолеем.

Золотая урна с прахом императора покоилась в постаменте, надпись над входом в который указывала, что монумент равен по высоте холму, снесенному в ходе работ над Форумом. Форум Траяна, где происходили официальные церемонии раздача денег народу, объявление принимавшихся законов и т. п. функционировал до середины V в. позднейший найденный на нем постамент статуи датируется надписью 445 г. Республиканские форумы, как известно, включали торговые ряды, имевшиеся даже на Форуме Цезаря.

С парадных площадей Августа, Веспасиана, Нервы их удалили, вопреки республиканским обычаям. Траян принял компромиссное решение, построив в непосредственной близости от форума огромный Рынок, расположив лавки на склонах Квиринала полукругами, соответствовавшими изгибу северной экседры. Стремлением Траяна представить свое правление как возврат к Республике объясняется отказ от пышного декора и эксцентрических форм в архитектуре и пластике.

Однако Империя с ее претензиями на помпезность и великолепие, с ее желанием прославлять цезаря, не могла, как показал Форум Траяна, скрыть своей истинной сущности. В произведениях мастеров, отказывавшихся от флавиевских принципов, ощущалась холодность объемов, засушенность форм, официальность выраженных идей и чувств. Но в художественных кругах времени Траяна еще жили традиции флавиевского толка. Арка в Беневенто, напоминающая по конструкции арку Тита, перегружена декором.

Рельефы заполняют поверхности, которые в арке Тита оставались свободными и придавали монументу величие и строгость. В отличие от грузной арки Беневенто, отягощенной рельефами, арка Траяна в порту Анконы с ее холодными формами, серовато-стального цвета камнем, сдержанной выразительностью объемов лишена декора, стройна и поднята на высокий цоколь. Во втором периоде расцвета римского искусства можно выделить два этапа. Хотя произведения времени Адриана и Траяна объединяет общая идея - выражение величия Империи, формами своими они непохожи.

Сооружения эпохи Траяна были исполнены духа или холодного практицизма, или официальной торжественности. Постройки времени Адриана теплее в своей архитектурной выразительности. Иногда они поистине величавы, а порой даже интимны, как вилла Адриана в Тиволи. Ее постройки повторяли в миниатюре шедевры Греции и Египта. Ориентация Адриана на греческое искусство и культуру определила внешнее отличие памятников его времени от траяновских.

В спокойных и уверенных образах классики Рим, еще полный сил, но как бы уже ощущавший близость тяжелых испытаний, старался найти эстетическую опору, представить свои чувства гармоничными, совершенными, такими же вечными, как эллинские. Стремление выразить в архитектурных формах величие Империи, усилившееся в первой половине II в проявило себя в Пантеоне, превращенном позднее в церковь и сохранившемся почти без переделок. Не исключено, что это выдающееся по художественному значению и техническому исполнению здание было построено Аполлодором Дамасским, придававшим римским сооружениям греческие гармонию и красоту.

Использование бетона, кирпича, камня, мрамора, а в наиболее хрупком месте купола, у центрального девятиметрового в диаметре круглого окна - пемзобетона обеспечило великолепие и сохранность храма. Архитектор смягчил впечатление тяжести и массивности стены ротонды, разделив ее снаружи на три горизонтальных пояса и цветом обозначив ложные арки, расчленяющие глухие поля. Мощи цилиндра здания и торжественности портика не уступает художественной выразительностью интерьер, в котором все призвано вызвать в человеке чувство достоинства и покоя.

Плавные очертания круглого в плане зала, цилиндрический обход стен, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности, идеальной гармонии. Автор этого гениального сооружения избегал резких линий и плоскостей. Даже поверхность пола, слегка поднимающегося к центру, как бы отвечает торжественному парению купола чуть выпуклое покрытие пола храма будто стремится уподобиться небесной сферичности перекрытия.

Пространство, замкнутое и спокойное, кажется, еще не потревожено здесь идеями, которые сделают его позднее подвижным, как в храме Софии Константинополя. В архитектурном образе Пантеона воплотились не только идея римской государственности и величия Империи, но прежде всего сознание человеком своего совершенства в его античном понимании.

А ведь личность того времени уже была затронута сомнениями и разочарованиями. Это было время исканий платоников, орфиков, гностиков. В самой необходимости заявить о гармонии и совершенстве проявлялась уже ощутимая, дававшая о себе знать близость жизненных перемен. Адриан предъявлял высокие требования зодчим. Однако в памятниках, которые принадлежат его собственному замыслу, нет органического единства художественной выразительности и технического воплощения, так поражающего в Пантеоне.

Эклектическое и несколько наивное сопоставление эллинских и римских принципов можно видеть в громадном, сохранившемся в руинах храме Венеры и Ромы, автором которого был сам император. Архитекторы его времени большое значение придавали размерам. Если небольшие постройки в частной вилле в Тиволи предназначены были возвеличить персону гулявшего в парке Адриана, то высота в два раза превосходящего Парфенон Пантеона или самое крупное культовое сооружение Империи - храм Венеры и Ромы призваны были прославить могущество Рима. Не менее внушительной была и гробница Адриана на кубическом, со стороной в 89 м и высотой 15 м цоколе, представлявшая собой мощный, 64 м в диаметре, цилиндр высотой в 21 м, со стенами, облицованными мраморными плитами.

На четырех углах постамента стояли изваяния юношей с лошадьми. Короткий коридор вел от входа к вестибюлю с огромной статуей Адриана. Грандиозностью сооружений того времени Рим еще стремился убедить народы в своей силе. Обращение при Адриане к греческой эстетической системе - явление немаловажное, но по сути своей эта вторая после августовского волна классицизма носила еще более внешний характер, чем первая.

Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой не умирало, но развивалось собственно римское отношение к форме. Своеобразие развития римского искусства с его пульсировавшими проявлениями то классицизма, то собственно римской сущности с ее пространственностью форм и достоверностью, именуемой веризмом свидетельство весьма противоречивого характера художественного мышления поздней античности. Образцов живописи второго периода расцвета римского искусства сохранилось немного даже в таком детально исследованном городе, как Остия. Фреска первой половины II в. в одном из ее домов близка поздней стадии четвертого помпеянского стиля, когда смягчалась картина фантастического нагромождения архитектурных элементов и вновь утверждалась плоскость стены.

Спокойно стоящие фигуры, под ногами которых для ощущения опоры намечены светлые полосы, вырисовываются на темном фоне свободной, ничем не заполненной поверхности.

Спокойная печаль, пронизывающая образы, созвучна позднеадриановским настроениям, выраженным в пластике. Немного сохранилось образцов мозаики. Среди них интересна черно-белая остийская мозаика из терм, изображающая Нептуна с трезубцем, мчащегося на колеснице в окружении морских существ. Возвышенные идеалы Империи времен Траяна и Адриана полнее выражались в формах архитектуры с декором интерьеров разноцветными мраморными плитками и отчасти скульптуры, нежели в живописи и мозаике.

В последние годы правления Адриана завершается начавшийся при Клавдиях период высшего расцвета искусства Империи. Не случайно при Траяне и Адриане, когда Рим еще заявлял о своей силе, преобладала архитектура Форум Траяна с его колонной, Пантеон, храм Зевса Олимпийского воплощали мощь сохранявшей еще, однако, формы принципата Империи. Личность с ее неповторимым обликом начинала подавляться все решительнее.

Не гражданин, а подданный, часто безликий и однообразный элемент сложной машины, не должен был иметь свое лицо, чувства, характер. Это привело сначала к холодности и замкнутости образов эпохи Траяна, а затем к психологической опустошенности портретов времени Адриана. Лишенный индивидуальности, подчас равнодушно-покорный подданный Империи сменил резкого в своих суждениях, всегда непохожего на соседа, часто строптивого и готового к борьбе гражданина Республики. 3.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство древнего Рима

В этом есть своя логика расцвет эллинского искусства приходится на V - IV вв. до н. э расцвет римского - на I-II вв. н. э. И все же, если учесть,… Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера… Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в по существу только тогда осознав всю его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Время Траяна и Адриана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство италиков
Искусство италиков. Народы Апеннинского полуострова, включая греков и этрусков, обычно называют италийцами. Проблема же италиков - более узкой группы племен - еще полностью не разрешена. Однако в д

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э
СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОГО ИСКУССТВА VIII-I ВВ. ДО Н. Э. Республика оставила немного произведений, по которым можно судить о принципах зодчества того времени сооружения разрушались, нередко позднее перед

Время принципата Августа
Время принципата Августа. После отмеченных резко выраженной, неповторимой индивидуальностью памятников Республики, классицизирующее искусство Ранней империи кажется проще и понятнее, но по своему в

Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев
Время Юлиев - Клавдиев и Флавиев. Сущность искусства Римской империи в полную меру начала выражать себя в произведениях времени Юлиев - Клавдиев. Тенденция к созданию величественных архитект

Время последних Антонинов
Время последних Антонинов. Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в характеризовался угасанием пат

Конец эпохи принципата
Конец эпохи принципата. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Первая - искусство конца принципата III в. и вторая - искусство эпохи доминат

Эпоха домината
Эпоха домината. Искусство домината свидетельствует о глубоком кризисе античных пластических форм. Ощущался он и в архитектуре. Тенденция к упрощению преобладала, хотя иногда, как реакция, во

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги