Исторические истоки танцев славян

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: История хореографии На тему: Исторические истоки танцев славян. План. 1. Вступление….… 2. Духовные истоки танцев древних славян…. 3. Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев….… 4. Значение прикладных видов искусств и народного костюма на возникновение и развитие славянской хореографии… Исторические истоки танцев славян.Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы.

Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-Царевичем. Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались! А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и белые лебеди (Русская народная сказка) Введение Прежде чем сесть за этот реферат, я долго думала, какую же тему мне взять. Больше всех мне понравился реферат про танец Древней Руси. Вы спросите у меня почему? Точно я и сама не знаю. Он понравился мне подсознательно и, возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно славянским корнями, которые заложены во всех славянских людях.

Да и сознательно мне очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат поможет мне лучше узнать историю моей страны, меня всегда интересовало узнать, как же жили наши предки. Во-вторых, такая удивительная культура танца как вида искусства имеет очень длинную историю развития, и современный танец является лишь логическим следствием его эволюции.

Поэтому знание истории танца, то откуда произошел тот или иной вид хореографии помогает лучше понять смысл танца, его эстетическую и культурную ценность. Следует, однако, сразу оговориться, что исконно древнерусским танцем, является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно IX-Х века. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории - начало татаро-моногольского ига. Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство - и как следствие разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий.

Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.

На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах, праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства -обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и т.д. Отдельно необходимо заметить, что на Руси до 1236 года было две религии - христианская и языческая.

Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно славянским было язычество. Вследствие этого большее влияние на истоки танца славян оказало именно древнерусское язычество.

Духовные истоки танцев древних славян

История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не з... Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами... Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хо... санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также... Дидилия (богиня супружества и удачной беременности) и.т.д.

Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев

е. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ста... иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селе... Празднества в честь бога Купалы с зажиганием костров «живым огнем» был... Вспомнить, например ношение икон во время Крестного хода на Пасху – эт...

литература.

Достаточно, например, взглянуть на эпиграф к данному реферату, взятый из известной народной сказки «Царевна-лягушка». Одновременно с развитием древнерусского танца открываются и национальные истоки в музыке, начинается создание первых музыкальных мелодий для танца. Вначале простые и одноголосные, превратившиеся позже прекрасные произведения древнерусской музыки, народных песен, древние церковные песнопения.

Композиторы прошлого века от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова, равно как и современные композиторы, неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество. Эти истоки привлекают внимание, становятся предметом изучения. Древнее музыкальное творчество наших предков становятся источником вдохновения для нас, потомков давних славян, живым ключом, питающим новую, «европейскую» украинскую музыку и хореографию.

Отдельно следует отметить огромную роль в развитии народной хореографии, как древних времен, так и сравнительно более позднего времени, исторического народного костюма. Так как для каждого вида танца применялся свой костюм с учетом времени года. Например, если определенный религиозный языческий праздник выпадал на зиму, то в теплых одеждах на 30 градусном морозе станцевать медленный поэтичную хороводную форму весьма затруднительно – следовательно, ритмы танцев убыстрялись, фигуры более простые, но энергичные.

Так в прошлые времена славянский народ, создавая свои традиции, обычаи приспосабливал под них свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности. Заключение. В наше время при создании самых современных новых форм танца, хореографы неизменно возвращаются к тем древним истокам танцевальной истории нашего народа, основы которых зародились еще в первобытно общинном строе, и постепенно развивались до самых совершенных форм древнерусских танцев.

Вы легко узнаете в современных хореографических постановках элементы тех танцев, которые 1000 лет тому назад танцевали наши пращуры возле огнищ и кострищ, под звуки барабана, бубна, гуслей, нежные девичьи хороводы под поэтические мелодии сопилки и многое другое. Эти прекрасные традиции танца, народной хореографии и музыки, а вместе с ней и национального народного костюма, вышивки и кружева, продолжают радовать нас и сейчас, как замечательный образец народной вековой мудрости.

В нашу жизнь они вносят ощущение светлой радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают атмосферу праздничности, красоты, вызывают удивление и восхищение людей. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем. Список используемой литературы: 1. Алмазов С.Ф Питерский П.Я. Праздники православной церкви М 1962 253 с. 2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи М.: "Просвещение", 1993 221 с. 3. Бартенев И.А Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей М.: "Изобразительное искусство", 1983 262 с. 4. Детская энциклопедия, том 12. Москва, 1968 г. 5. История русского драматического театра, том 1 М.: «Книга», 1985. – 265 с 6. Кайсаров А.С Глинка Г.А Рыбаков Б. А. Мифы древних славян.

Велесова книга Саратов: "Надежда", 1993 319 с. 7. Культурология. под ред. Марковой - М.: «Книжная палата», 1993. – 317 с. 8. Маерова К Дубинская К. Русское народное прикладное искусство М.: "Славянский язык", 1990 269 с. 9. Энциклопедический словарь юного зрителя М.: «Книга», 1989 г.