рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История возникновения театра в России

История возникновения театра в России - раздел Искусство, Содержание Введение 1. Народное Творчество 2. Скоморошество 3. Театры Xvii Ве...

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2. СКОМОРОШЕСТВО 3. ТЕАТРЫ XVII ВЕКА 1. ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР 2. ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР 4. ТЕАТР НАЧАЛА XVIII ВЕКА 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4 Введение История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году. Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение.

Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков. 1. Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления.

В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог.

В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству. Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом.

А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские». Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный. 2. Скоморошество Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира.

Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами. Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегают скоморохи.

Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее. В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы.

Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями.

В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали влать имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы. Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом.

Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов. Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и «эстрадные». Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви» («Шествие на осмети», «Умовение ног»). Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной. 3.

ТЕАТРЫ XVII ВЕКА

ТЕАТРЫ XVII ВЕКА. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской... Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы... Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костю...

ТЕАТР НАЧАЛА XVIII ВЕКА

ТЕАТР НАЧАЛА XVIII ВЕКА По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику.

Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты.

На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции. Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) История русского драматического театра, том 1. 2) «Культурология» под редакцией Марковой. 3) Детская энциклопедия, том 12. Москва, 1968 г. 4) Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, 1989 г.

– Конец работы –

Используемые теги: История, возникновения, театра, России0.069

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История возникновения театра в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Возникновение и развитие металлургии. История развития металлургии в России. Возникновение и развитие высшего металлургического образования
ФГАО ВПО УрФУ имени первого Президента России Б Н Ельцина... ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ... Направление металлургия...

История возникновения коммерческой деятельности в России
Эти термины российского происхождения трактуются следующим образом. Прасол - посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и… Офеня (коробейник) - странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный… Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения…

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ Билет 1. 1. Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава IX–XII века. Роль христианизации на Руси
ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ РОССИИ... Билет Возникновение и развитие древнерусского государства Ранняя...

Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в.
На сайте allrefs.net читайте: "Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в."

История возникновения и дальнейших изменений ПДД
Возникающие во время движения конфликты между экипажами и пешеходами привели к необходимости осуществления надзора и контроля, в некоторых случаях и… С созданием в 1718 г. полицейских органов контроль за соблюдением правил… Следует заметить, что государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение.Анна Иоанновна…

История государства и права России
Аргументируйте свой ответ, приведите примеры. Вопрос 4. Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической… Вопрос 6. Крепостное право в России значение и последствия его отмены. … Литература Вопрос 1. Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании древнерусского государства.…

История становления трудовой подготовки в России
Этого требует время, это необходимо для того, чтобы решить проблему социальной незащищённости выпускников школ и вузов. Реализация социально-экономических реформ и связанных с ней изменений… В истории нашей страны такие изменения были и в рамках данной работы мы попытаемся проследить становление и изменения…

Музыка и театр России 19 век
Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять… В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские… Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные…

История возникновения солнечной системы
Современные астрономические наблюдения свидетельствуют о том, что началом Вселенной, приблизительно десять миллиардов лет назад, был гигантский… Рождались звезды, системы, состоящие из огромного количества элементарных… Можно предположить, что в глубокой древности примерно десять миллиардов лет назад плотность Вселенной была очень…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Возникновение и развитие правового статуса казачества в России Набеги, подвиги заслуги. Участие Донских казаков во взятии Казани и установление Донского войска. Первый устав и установление терского, уральского и… Право собственности. Всеобщая воинская повинность.18-24 стр. 18-21 стр. 21-22… Личная свобода, как это доказано многовековой практикой, возможна только тогда, когда решения принимаются со знанием…
  • История России На сайте allrefs.net читайте: "История России"
  • История России: Северная война 1700-1721 Взвесив все это, Петр решился навойну с Швецией. Он зак- лючает союзные договоры против Швециис Саксонией и Данией, посылает… К вечерудворянская конница бежала на другой берег Нарвы, офицеры и частьрусских сдались в - 3 - плен, и только…
  • ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ На сайте allrefs.net читайте: "ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ"
  • История России Однако доста точно высокое для своего времени развитиеземледелия, наличие из быточного продукта привело к тому, что на смену родовой пришласо… С 6 в процесс расслоенияродовых отношений. Проявление иму щественного… Повсеместноераспространение территориальной общины, наличиечастной собственности и основанного на ней …