рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национальные кадры балетмейстеров

Работа сделанна в 2005 году

Национальные кадры балетмейстеров - раздел Искусство, - 2005 год - Кристоф Виллибальд Глюк Национальные Кадры Балетмейстеров. Даже У Шереметева, Который В Разное Время ...

Национальные кадры балетмейстеров. Даже у Шереметева, который в разное время пользовался услугами знаменитого Ле Пика, балетмейстеров Морелли, Пинюччи, Соломони, работавших в московском театре Маддокса и петербургского балетмейстера Антонио Чианфанелли, основную работу вели постоянные балетмейстеры и учителя из его собственных крестьян.

Первым из них был танцовщик Кузьма Деулин-Сердоликов. О его ежедневной упорной работе сохранились такие документы, как, например, графский приказ, «чтоб по утрам проходил школы, а после обеда балеты со всеми, а школы прежде с мальчиками, а после с девицами». Предписывалось также «Кузьме Сердоликову танцовщиков и танцовщиц балетам учить всякий день». Судя по расписаниям занятий, приказы эти неуклонно про¬водились в жизнь.

На подмостках крепостного театра пробовали свои силы и первые русские балетмейстеры. Так, в 1795 году в шереметевском театре работал русский танцовщик Т. С. Бубликов, бывший тогда уже весьма немоло¬дым. «За учение русского балета,— распорядился в марте этого года Ше¬реметев,— танцмейстеру Тимофею Семеновичу Бубликову выдать 300 руб.» Уже ко временам заката крепостного театра относится воспоминание выдающегося русского танцовщика и балетмейстера А. П. Глушковского о работе у нижегородского помещика И. Д. Шепелева, имевшего балет¬ную труппу из крепостных девушек. «Учительницею танцев у них,— пи¬сал Глушковский,— была Сунгурова, корифея С Петербургского театра. В праздничные дни театр был полон публикою, потому что и заводским мастерам дозволялось быть в нем». Глушковский провел в этом крепост¬ном театре несколько занятий с танцовщицами и поставил два дивер¬тисмента.

У помещиков победнее ставили балеты и учили танцоров исключи¬тельно крепостные мастера, содержать которых было во много раз де¬шевле.

Русские репетиторы и балетмейстеры нередко переносили свой опыт с одной крепостной сцены на другую.

Так было, например, с тан¬цовщицей Робатовской. Она обучала крепостных и ставила балеты с их участием сначала у князя Юсупова, а потом у помещика Хорвата. По воспоминаниям Г. Ф. Квитки-Основьяненко, в 1780 году в Харь¬кове был устроен театр, где ставил балетные спектакли «отставной с пе¬тербургского театра дансер Иваницкий». Здесь не только актерский состав, но и балетмейстер были отечественного происхождения. Квитка-Основьяненко рассказывает, что старые люди говорили ему о чудесной народной танцовщице «маляривне», то есть дочери маляра, «пленявшей всех посетителей ловкостью и легкостью в танцах». Но даже имя этой девушки неизвестно.

Тем не менее она входит в историю балета как одна из первых народных украинских танцовщиц. Ценные сведения сохранились о крепостных танцовщицах, принад¬лежавших некоему помещику Д. И. Ш владельцу украинского села Буды. По словам князя П. И. Шаликова, помещик имел посредственное состояние, но обладал «сокровищами — редкими, бесценными». Сокро¬вищами этими были его актеры.

Описывая балет «Венера и Адонис», который, по обычаю того вре¬мени, повторял в пантомимах и танцах содержание только что прослу¬шанной оперы, Шаликов сообщал: «Живописные Терпсихорины группы, которых выразительные поло¬жения, обороты, взоры, картины изъясняют вам самым красноречивым образом историю действия их; солисты, подобные молнии быстротою ног своих, за которыми глаза ваши не успевают следовать, изображающие каждым движением рук, лица различные страсти души и сердца со всеми их оттенками; богатая одежда; прекрасные декорации; превосходный оркестр — все, все изумит, обворожит вас». Едва ли одно только желание польстить гостеприимному хозяину диктовало Шаликову такие знаменательные слова: «Древняя наша сто¬лица— одна из богатейших в свете — никогда не имела такого балета». Вполне вероятно, что выступления иных равнодушных гастролеров каза¬лись русским зрителям куда менее интересными, чем выразительные танцы крепостных танцовщиц.

По словам Шаликова, в труппе Д. И. Ш. были одни танцовщицы.

Они исполняли и мужские роли, что дало Шаликову возможность срав¬нивать их с лучшим танцовщиком Франции того времени Огюстом Вестрисом. Шаликов перечислял имена крестьянок-балерин: Маренкова, Дроздова, Касаковская, Кодинцова. Особый его восторг вызвала танцов¬щица Полянская, которая «под громкие, отрывистые песни, аккомпанируемые оркестром, исполняла в алой одежде цыганский танец с неопи¬санной прелестью». Русские исполнители и постановщики успешно осваивали модные балетные жанры XVIII века, будь то пантомимные драматические балеты или дивертисментные комедийные.

Вместе с тем они вносили много нового, своего в традиционный репертуар. На крепостной балетной сцене рождались самобытные русские танцевальные произведения. Правда, чаще всего возникали не развернутые самостоятельные спек¬такли, а отдельные номера или интермедии, входившие в оперы на рус¬ские сюжеты. Обратимся для примера к шереметевскому театру, история которого наиболее хорошо документирована и изучена.

В 1795 году Н. П. Шереметев отдал приказ дирижеру и руководи¬телю своего оркестра С. Л. Дегтяреву учить крепостных девушек петь под гусли. Тогда же он пригласил Т. С. Бубликова учить танцовщиков русскому балету. Это было продиктовано необходимостью иметь подго¬товленных исполнителей в тайнах и балетах на русские темы. В том же 1795 году в театре Шереметевых была поставлена коме¬дия А. Д. Копьева «Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка». Она шла с музыкальным сопровождением и завершалась большим балетом, тщательно срепетированным, о чем свидетельствует сохранив¬шееся расписание занятий танцовщиков.

Программа этого балета гласит: «Открывающийся занавес представ¬ляет лагерь графа, оставленный по окончании пятого действия. Возвра¬щающийся с ученья полк после смотру входит церемониальным маршем с распущенными знаменами в лагерь, внутри которого видна палатка графская с раскрытою полою, и возле ее бекет, при знаменах, поставив которой, полк входит в кулисы, палатки представляющие; при восходя¬щей луне бьют зорю; лагерь освещается разноцветными фонарями, так же и ставка графская.

Пляски цыганок и полковых мальчиков, так же всякого рода ярмарочные увеселения занимают середину балета, празд¬ник графом данной в лагере изображающего; наконец, театр освещается дневным светом, расступившая фигура балета уступает место полку, внутри театра построенному к утренней зоре, которая оканчивает балет». Специально для спектакля были сшиты русские костюмы — телогреи, кафтаны, шугаи и проч. Шедшая на сцене шереметевского театра опера И. А. Козловского «Взятие Измаила» заканчивалась балетом «побежденных и победителей», то есть турок и русских, причем в описи костюмов этого спектакля зна¬чатся душегрейки, куртки, кафтаны и другая русская одежда.

Таким образом, русская национальная тема достаточно широко утверждалась в крепостных балетных театрах XVIII века. Самый харак¬тер представления был здесь гораздо более самобытен, нежели на при¬дворной и частной сценах столиц.

Не только балетмейстеры, педагоги и исполнители, но и самый репертуар был в своей значительной части оте¬чественным, национальным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кристоф Виллибальд Глюк

Вслед за Петербургом и Москвой во второй половине XVIII века в некоторых провинциальных центрах начали организовываться публичные театры, в… Всюду искусство танца незамед¬лительно завоевывало признание зрителей. К этому… Естественно, что и учреждение рос¬сийского театра вызвало многочисленные подражания внутри поместий. Подражания…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национальные кадры балетмейстеров

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Крепостные танцоры и народная пляска
Крепостные танцоры и народная пляска. Первоначально танцы крепостных были той же народной пляской. Картину подобных танцев, относящуюся к 1752 году, дает в своих воспоминаниях А. Т. Болотов, расска

Балетная труппа Шереметевых
Балетная труппа Шереметевых. Балетная труппа графов Шереметевых не знала равных себе среди крепостных театров. Она могла соперничать и с любым столичным театром. Ее актеры с детства обучались своей

Положение крепостных танцовщиков
Положение крепостных танцовщиков. Гораздо печальнее, порой трагично складывались большинства других крепостных танцовщиков, как шереметевских, так и принадлежавших другим помещикам. В любом случае

Конец крепостного балета
Конец крепостного балета. К началу XIX века, с постепенным разложением крепостничества, когда стали разоряться или переходить к более скромному образу жизни российские магнаты, крепостной театр ока

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги