Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру

Добровольное присоединение башкортостана к россии и его влияние на культуру. Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось добровольное присоединение к Русскому государству. Для объективной оценки этого важнейшего события в судьбе башкир необходимо хотя бы в общих чертах представить историческую обстановку того времени.

После освобождения от монгольского ига могущество Русского государства начинает, быстро расти. Однако на Востоке еще не было спокойно. Казанское и Астраханское ханства своими постоянными набегами разоряли русские земли, уводили многих в плен. Казанское ханство держало в своих руках волжский торговый путь и тем самым препятствовало общению России со странами Востока, народами Поволжья и Приуралья.

Интересы дальнейшего развития государства требовали принятия решительных мер против Казани. И царь Иван Грозный организовал военный поход. Ожесточенная борьба за взятие Казани продолжалась с 25 августа до конца сентября 1552 г. С взятием Казани (2 октября 1552 г.) самостоятельное существование Казанского ханства прекратилось. Иван Грозный обратился к народам бывшего Казанского ханства с грамотами. В них он призывал добровольно принять русское подданство и платить ясак (дань). Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи, т.е. оставить все так, как было до монгольского нашествия.

Плюс к тому обещал защиту и покровительство от всех врагов. Здесь проявилась дальновидная и осторожная политика царя. Он правильно рассчитал, что башкиры, разоренные бесконечными феодальными распрями, сами добровольно примут его разумное и здравое предложение. Гибкая дипломатия Белого царя, как называли Грозного башкиры, дала свои результаты: наши предки с одобрением встретили его предложение.

Но в условиях политической раздробленности присоединение не могло произойти единым актом. Оно растянулось на несколько лет. Первыми принимают русское подданство в конце 1554 г. племена Западного Башкортостана, т.е. те, которые ранее входили в состав Казанского ханства. В связи с казанскими событиями пределы Башкортостана спешили покинуть ногайцы. Они воевали в то время с минцами и пытались силой заставить их откочевать вместе с ними. Однако ногайцы встретили упорное сопротивление.

Об этом свидетельствуют шежере. В нем говорится, что башкиры единодушно выразили свое мнение: не следует оставлять земли предков. Минцы с одобрением встретили предложения Грозного и послали к царю четырех послов во главе с Канзафар бием. Почти одновременно с минцами снарядили своих послов и юрматынцы во главе с Татигас бием. Объединенные послы были направлены от племени усерган (представитель Бикбау), бурзян (Илчикей бий), кыпсак (Каракузяк), тамъян (Шагали-Шакман). Весной 1557 г. процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился.

Послы получили почетное звание «тархан» и были освобождены от уплаты ясака. При юридическом оформлении присоединения были оговорены условия: башкиры обязаны были нести военную службу – охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак. Присоединение в целом имело прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами.

Все это положительно сказалось и в хозяйстве, культуре края. Русские крестьяне переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. Под их влиянием башкиры переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства. Башкиры с одобрением встретили присоединение. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества. В эпическом сказании «Кусяк бий», например, повествуется о том, как враждовали племена бурзян и кыпсак.

В конце подчеркивается, что подобным раздорам был положен конец лишь после подданства Белому царю. А вот следующее сказание «Куз-Курпяч и Маян-Сылу» отличается в этом отношении противоречивостью. Присоединение оценивается отрицательно, а Белому царю дается положительная характеристика. Это, видимо, связано с разновременным наслоением, т.е. произведение создавалось кусками в разное время и подход того или иного автора к одним и тем же событиям был различным. Фольклорные произведения, письменные памятники убедительно показывают, что в момент присоединения это событие оценивается весьма положительно.

Особенно выделяются в этом отношении шежере. Почти в каждом из них подчеркивается одобрительное восприятие башкир. В шежере племени юрматы, например, говорится: «…Вернувшись, домой, я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники мы к Белому бию-падишаху ходили, подчинились, стали его рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой… Согласились платить ясак из ста куниц.

А теперь и вы примете ли (все это?) – спросил. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен…» В связи со злостными нарушениями условий присоединения со стороны русского правительства, по мере возрастания колониального гнета выплескивается чувство негодования, справедливое возмущение из-за бесцеремонных злоупотреблений русских чиновников. Все это находило художественное воплощение в произведениях устного народного творчества.

В исторических песнях, например, отражены героика, трагизм многочисленных попыток сводолюбивого народа добиться освобождения от колониального гнета. Так, в песне «Урал», которая стала своеобразным национальным гимном башкир, поется о том, как беспощадно подавлялись выступления масс против угнетателей: Урал ты мой, когда в твоих лесах Срезаю прут, чтоб погонять коня, Кровь батыров, погибших за свободу, Из-под ножа стекает у меня. Присоединение к Русскому государству сопровождалось строительством крепостей и городов.

Это в целом сыграло положительную роль в развитии культуры края, хотя власти, в первую очередь, преследовали сови интересы. В отношении же основания города Уффы цели обеих сторон совпали. Правительству был необходим опорный пункт для укрепления своей власти в Сибири, башкирам накладно было возить ясак в Казань. Желание башкир основать город подтверждается и данными шежере. И вот в 1574 г. отряд русских стрельцов на правом берегу реки Белой, недалеко от устья реки Караидель построили небольшую крепость.

Вначале городок именовался Тура-тау, а когда сделали ограждение из дубовых бревен, назвали Иманкала, одновременно – Уфа. Происхождение слова «Уфа» окончательно не выяснено. Существует несколько предположений. По мнению известного тюрколога Н.К. Дмитриева, например, оно происходит от «уба», что означает небольшую возвышенность или курган. В.И. Филоненко выдвигал гипотезу о происхождении его от древнетюркского слова «уфяк» - «небольшой». Н без оснований в последние годы склоняются и к тому, что название города связано с башкирским племенем «өпәй». Бирск был основан самими башкирами еще в 1555 г. Статус города получает в 1663 г. С 1766 г. как пристань начинает функционировать Стерлитамак.

В 1735 г. основывается, вопреки желанию башкир, город Оренбург, а с 1743 г. продолжает развиваться на новом (нынешнем) месте (на старой территории – г. Орск). В 1762 г. начинается строительство Белорецкого завода, город – с 1923 г. Белебей – город с 1781 г. Присоединение нашло широкое отражение в произведениях литературы и искусства.

Панорамно изображаются эти события в истерическом романе Кирея Мэргена «Крыло беркута». Романтикой овеяна поэма Тимера Юсупова «Тропа предков», воссоздающая картины того времени. О решаюшем шаге башкир в середине XVI в. языком музыки говорится в талантливо написанной опере Загира Исмагилова «Послы Урала». 16 июня 1957 г. в ознаменование 400-летия добровольного присоединения Башкортостана к России в Уфе был заложен фундамент монумента Дружбы.

В данную эпоху наблюдается дальнейшее развитие традиционных жанров башкирского фольклора: сказок, легенд, сказов, песен, баитов, загадок, пословиц и поговорок. Исследователи края подчеркивали, что дар сказки сказывать, песни петь, издавна присущ башкирскому народу. Идея познания мира, проникновение в тайны природы и использование ее богатств составляет существенную сторону волшебных сказок. В этом отношении характерна сказка «Акъял батыр». Бытовые сказки интересны тем, что в них можно найти такие подробности, о которых невозможно узнать ни в каких источниках.

Они показывают кочевую жизнь древних башкир: скотоводство, охоту, условия быта. Обширное место в народном творчестве занимают легенды, предания. Они повествуют об исторических событиях, как правило, связанных с местностью, где происходили рассказываемые в них истории. Очень часто они служат ключом к объяснению непонятного уже названия местности или селения.

Национальные музыкальные инструменты у башкир очень своеобразны. Самобытностью выделяется, прежде всего, курай. Время возникновения курая наука связывает с эпохой палеолита. А в «Сказке о курае» приводятся очень интересные детали, которые указывают, каким образом простой тростник привлек внимание башкира. Строй курая говорит о том, что музыкальная культура башкир была богатой и в древности. Несмотря на кажущуюся простоту на нем можно исполнять самые сложные мелодии.

Приятным, мелодичным звуком привлекает внимание и кубыз (губной варган). Археологи связывают его появления с эпохой позднего неолита. Инструмент главным образом женский. Мал, хранение несложно. Встречаются две разновидности кубыза: деревянный и металлический. Выделяется и струнный щипковый инструмент – домбра. Под ее аккомпанемент сэсэны в кубаирах прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли, призывали на борьбу против колониального гнета. Возможно, это явилось одной из причин исчезновения домбры у башкир.

Кыл-кумыз, дунгур (дөңгөр, ударный) и сурнай (hорнай, как сигнальный инструмент) упоминаются в фольклорных произведениях. Так, звуки сурная собирали народ на йыйыны. Звуки сурная использовали, таким образом, как сигнал. 4.