рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Китай в эпоху империй Цинь и Хань

Китай в эпоху империй Цинь и Хань - раздел Искусство, Культура Китая Древность и средневековье Китай В Эпоху Империй Цинь И Хань. Длительные Войны Между Государствами Закон...

Китай в эпоху империй Цинь и Хань. Длительные войны между государствами закончились победой Цинь над всеми царствами и созданием в 221 г до н.э. единой империи Цинь, во главе с императором Цинь Шихуном, главным советником которого стал легист Ли Сы. В 221 г Цинь Шихуан издал указ о конфискации оружия у всего населения страны, чтобы тем самым разоружить остатки разбитых армий.

Все конфискованное оружие перелили на колокола и отлили статуи (12 человеческих фигур, каждая весом в 30 тыс. кг.), которые были поставлены в столице империи г. Сянъяне.

Император начал проведение ряда реформ. Вместо беспорядочного обращения разных денежных единиц была создана единая общегосударственная денежная система с двумя видами денег: высшая валюта – золотые монеты и низшая – медные монеты. Медные монеты Циньской империи были круглой формы с квадратными отверстиями; они имели хождения и при последующих династиях и просуществовали свыше двух тысяч лет. Цинь Шихуан издал указ о введении единых для всей страны мер длины, объема и веса; были унифицированы также единицы измерения площади пахотных земель (му). Три циньских сановника Ли Сы, Чжао Гао и Ху Му-цзин на базе чжоуского письма – дачжуань (большой чжуань) создали более упрощенное письмо – сяочжуань (малый чжуань). Однако это письмо, несмотря на усиленное внедрение сверху, не нашло широкого применения.

Параллельно с сяочжуань существовало и письмо лишу, отличавшееся еще большей простатой написания. К концу династии Хань лишу окончательно вытеснило другое письмо и стало единственным видом письма, которое сохранилось с небольшой модификацией вплоть до наших дней. Для защиты, от нападений частично используя валы государств Цинь, Чжао и Янь, циньцы создали единую, невиданной протяженности стену, известную под названием «Ваньли чанчэн» – «Стена длинной в 10 тыс. ли», или «Великая китайская стена». В ходе длительной междоусобной борьбы за власть, развернувшейся между Лю Баном и Сян Юем, Лю Бан одержал победу в 202 г. до н.э. Он считается основателем династии Хань. Объединенное централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии, а в Китае по-прежнему бытовали разные культы и философские учения.

Большое влияние при дворе приобрели ученые даосы и даосские маги. После падения Цинской империи произошло сближение конфуцианства с легизмом.

Конфуцианство приняло тезисы легизма, призванные оправдать авторитарную власть и создать жизнеспособную государственную структуру Окончательное формирование ортодоксального конфуцианства связано с именем Дун Чжун-шу (187 – 120 гг. до н.э.), которого по праву называют «ханьский Конфуций». Посланный представитель императора для поисков союзников в войне с гуннами, Чжан Цянь собрал много сведений о «западных странах». Он впервые открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию. Путь этот в Европе получил названия Великого шелкового пути. Он начинался от столицы империи г. Чанъань, шел на северо-запад до Дуньхуана, где расходился на две дороги, ведущие к Джунгарским воротам и в Кашгар.

Из Кашгара торговые пути вели в Фергану и Бактрию, а отсюда - в Парфию и Индию. По этому пути Китай стал вывозить шелк, железо, никель, драгоценные металлы, лаковые изделия, косметику и пряности. С Запада, прежде всего из района Ферганы, Китай получал боевых коней, столь необходимых для тяжеловооруженной конницы.

Торговый путь способствовал проникновению из Средней Азии в Китай таких сельскохозяйственных культур, как Фасоль, ореховое дерево, виноград, шафран.

Существование на протяжении 400 лет единой китайской империи создало благоприятные условия для развития культуры и политических учений. Большие успехи были достигнуты в области естественных наук. В I в. до н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», в котором впервые дается описание действий с отрицательными числами. Крупнейший астроном ханьского Китая Чжан Хэн (78 – 139 гг.) изобрел примитивный сейсмограф. Появились обобщающие труды по агрономии.

Значительные успехи были достигнуты в технике градостроительства. Города возводились по заранее разработанному плану с четким делением на кварталы, они имели прямоугольную форму и были ориентированы по сторонам света. Зодчие возводили прекрасные двух-трехэтажные здания с многоярусной крышей, крытой разноцветной черепицей. Этот тип постройки стал впоследствии традиционным. Резчики по мрамору и граниту украшали замысловатыми рисунками надгробия богачей. В I в. до н.э. была изобретена бумага.

Совершенствовались письменные знаки. Созданная в период правления Уди музыкальная палата Юэфу способствовала развитию литературы и культуры. Большой труд по реставрации плохо сохранившихся произведений выполнил видный ученый Лю Сян (79 – 8 гг. до н.э.). С древних бамбуковых пластинок он переписал сочинения на шелковые свитки. «Отец китайской историографии» Сыма Цянь (прибл. 145 – 86 гг. до н.э.) создал труд «Исторические записки», где подробно изложил историю Китая с древнейших мифических времен до правления Уди. Труд этот состоит из пяти частей.

Метод изложения материала, предложенный Сыма Цянем, стал традиционным и оказал огромное влияние на развитие исторической науки. В I в. жил и творил историк Бань Гу (39 – 92 гг.), автор «Истории Ранней династии Хань» («Цяньханьшу»), в которой излагается история Китая на протяжении 230 лет – от воцарения Лю Бана и до конца правления Ван Мана. К тому времени относится деятельность таких крупных философов-материалистов, как Хуан Тань (40 г. до н.э. – 30 г. н.э.) – автор трактата «Новые рассуждения» («Синьлунь») – и Ван Чун (27 – 97 гг.), написавший полемический трактат «Критические рассуждения» («Луньхэн»). В Ханьскую империю начал проникать буддизм.

Буддистские проповедники из Индии, Центральной и Средней Азии поселились в первых буддийских монастырях в городах Пэчэне и Лояне. Основная деятельность буддийских монахов сводилась к переводу на китайский язык санскритских текстов. Особенную известность снискал себе парфянский буддист Ань Ши-гао, поселившийся в лоянском монастыре в 148 гг. н.э. Основанная им школа сыграла значительную роль в распространении буддизма.

Древнее даосское учение постепенно превратилось в религию. В ней эклектически сочетались основные принципы философского даосизма с элементами народных верований и мифами. Она представляла собой смесь практических знаний, суеверий, колдовства, шаманства. Но на оформление даосизма в религиозную систему большое влияние оказал буддизм. Ханьский даосизм с его осуждением богатства и проповедью идеи равенства пользовался большим влиянием среди общинников, ремесленников и городских низов. 4. Северный и Южный Китай. Крушение Ханьской империи – крупнейшей государственной организации древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя.

И разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай. Северный Китай – этот древнейший очаг китайской культуры, где находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории, превратился в арену почти 100-летней войны.

Территория Северного Китая ко времени тобийского завоевания и образования Северовэйского государства являла картину упадка. Города превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в деревне. Торговать стало почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег зачастую выполняли шелковые ткани и лошади. Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные столкновения и походы.

Покорителями всего Северного Китая стали западные сяньбийские племена тоба. На завоеванной территории создавались новые органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под названием Северный Вэй. Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко использовали знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру.

Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен. Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие они нашли в буддизме. Монастырям разрешалось взимать подати с крестьян – держателей государственных наделов, если они исповедовали буддийскую религию. Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных властями к смертной казни.

Под управлением монахов открывались общественные зернохранилища в деревнях. Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов. Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные товары.

В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам буддийские монахи. Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения. Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки металлов. В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи. Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души. Историки того времени собирали документы – памятники прошлых лет – и записывали сведения о современных им событиях.

Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами. Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.) – автор утопии «Персидский источник». Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма. Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых малых размеров.

Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры. Политика осуществления надельной системы способствовала подъему сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению количества собираемого зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами, оживились торговые связи. Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились.

На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли китайцы. Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны. Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране.

Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля. За особую плату отыскивали и свозили в императорские книгохранилища свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений. Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. В Южном Китае сохранились ранее возникшие немногочисленные города, но их жизнь мало чем отличалась от деревенской.

Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство. Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья, или как морские порты. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри сооружались стены и создавались замкнутые кварталы. В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и военоначальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники, специалисты военного искусства.

В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов развивалось и городское ремесло. В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные промыслы. В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли. Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по изготовлению бумаги.

Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного трасника велись в широких масштабах. Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения. Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, строительство многоэтажных пагод и скальных храмов. В стане возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под Лояном, используется и в наши дни. В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты, украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и разновесы.

В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по изготовлению экипажей и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка.

В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд, феодальные власти стремились превратить занятие ремесленников в наследственное. В VII в. была установлена единая государственная денежная единица (цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стане более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку. Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы перехода от рабовладения к феодализму, не нарушали приемлемость китайской культуры, хотя и вызывали некоторый ее упадок.

Из шелковых свитков, на которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых творений человеческой мысли в новых условиях было затруднено. Однако на Севере, как и на Юге, многие ученые и писатели продолжали свою деятельность. После объединения страны сложились новые возможности для развития научных знаний, искусства, литературы. Ученые расширили свои знания о тайнах природы. Китайские алхимики, отыскивая для императоров эликсир бессмертия, проводили многочисленные опыты, раскрывая свойства металлов и минералов.

Лекари изучали целебные свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания волшебством и магией. Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при строительстве городов, каналов и крепостных стен. Наблюдения за сменой сезонов, за небесными светилами способствовали развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и предсказаний. Большое развитие в VII в. получило историописание.

Ли Ши-минь превратил это занятие в официальное, тем самым феодальное государство монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу «Исторических записок» Сыма Цяня. Начало «Истории династии Цзинь» даже было написано самим Ли Ши-минем. В специальном учреждении историки-архивариусы собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях. Тогда же появились и критики исторических трудов; первым из них считается Лю Чжи-цзи, который закончил в 710 г. труд «Проникновение в историю». Исторические труды включали сведения об экономике, государственное правлении, культуре, календаре, этикете, войнах, народных восстаниях, стихийных бедствиях, космических явлениях, о народах, обитавших вблизи Китая, и о далеких странах.

Суйские и танские императоры начали собирание древних трудов, за доставленные в императорскую библиотеку свитки или фрагменты произведений платили шелком.

Специальные ученые восстанавливали многие из них или переписывали на бумагу. В ту пору большого подъема достигло искусство каллиграфии. При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в. было создано высшее собрание ученых, позднее получившее название академии Ханьлинь. Высокого расцвета достигла китайская поэзия. Ее прославила плеяда блестящих поэтов от Тао Цяня (365 – 427) с его социальной утопией «Персидский источник» до творений великих стихотворцев Ли Бо (699 – 762) и Ду Фу (712 – 770). Среди китайских живописцев особую школу создал Ван Вэй. Большое распространение получила живопись на шелку или на бумаге в виде свитка.

На искусстве и архитектуре сказалось влияние буддизма, о чем свидетельствуют многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения Будд и религиозная роспись монастырских пещер. При императорском дворце развилось светское искусство, в стихах и красках прославлялась земная простота, природа и веселье. Был создан театр, показывавший пантомимы.

С расширением внешних связей империи в страну стали проникать сведения о достижениях культуры. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях производства отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние культур малых народов 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Китая Древность и средневековье

Из всех наиболее ранних неолитических культур, открытых в бассейне Хуанхэ и на близлежащих территориях, большую роль в процессе формирования… Главной сельскохозяйственной культурой был рис. Жилищем служили углубленные в… Культура Матзяяо – типичная восточно-азиатская культура крашенной керамики, отличавшаяся, однако, той особенностью,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Китай в эпоху империй Цинь и Хань

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Китай в эпоху Лего и Чжаньго
Китай в эпоху Лего и Чжаньго. История древнего Китая VIII – V вв. до н.э. известна как эпоха Лего (Отдельных государств). Период V – III вв. до н.э. в китайской историографии получил наимено

Китай в период Сунской империи
Китай в период Сунской империи. В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые изменения. В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В

Китай в период династии Мин
Китай в период династии Мин. Провал экономических и политических реформ способствовал обострению внутренних противоречий и ослаблению Сунской империи. В покоренном Китае властью овладели мон

Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков
Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков. В 20 – 30-х годах XVII в. экономическое и политическое положение Китая значительно ухудшились разгул; феодальной реакции, стихийные бедствия, масс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги