рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Элитарная культура как антипод массовой культуры

Элитарная культура как антипод массовой культуры - раздел Искусство, Массовая и элитарная культура Элитарная Культура Как Антипод Массовой Культуры. В Качестве Антипода Массово...

Элитарная культура как антипод массовой культуры. В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направ¬ления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно.

Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности.

Однако в философии и культурологии получило большое распространиние понимание элиты как особого слоя общества, наделенного спе¬цифическими духовными способностями.

С точки зрения этого подхода, понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита — это часть общества, наиболее способная к духов¬ной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный про¬гресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетво¬рение ее запросов и потребностей.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях Л. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гении» (т. с. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентирован¬ных только на чисто практическую, утилитарную деятельность). В культурологических концепциях Ф. Ницше, элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической воспри¬имчивостью.

В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмирова¬ны в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. Основное от¬личие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе.

Поэтому совер¬шенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века. «Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство — это чисто художественное искусство». Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не при¬вилегированные слои общества, а та часть общества, которая обла¬дает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу.

И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сло¬жившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.

Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художествен¬ное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» бы¬ли редактор одноименного журнала С. Дягилев и ху¬дожник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л.Толстым, проявлением односторон¬ности.

Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф.Ницше приходили к абсолютизации личности твор¬ца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного в человеке. Под совестью искусства, однако, подразумевалась лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты.

Именно отсюда берет свое начало «мирискусническая» декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической позиции. 5.ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МАССОВОЙ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРАМИ Я полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка) видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам.

Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно" в криминальную). 5.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Массовая и элитарная культура

Просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого разума. Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу,… В немецкой классической философии культура - это область духовной свободы человека. Признавалось множество…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Элитарная культура как антипод массовой культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие массовая и элитарная культура
Понятие массовая и элитарная культура. Массовая культура формирует иную, ту, что называют высокой, или лучше — элитарной. Причем по разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе н

Влияние времени
Влияние времени. Первый из них связан с течением времени. Джером Джером в своей книге “Трое в лодке, не считая собаки” писал: “Ведь все теперешние сокровища искусства три-четыре века тому на

Лексикон или словарь
Лексикон или словарь. Слов модных полный лексикон" А. С. Пушкин Лексикон, словарь — вот то, что объединяет людей и мнения. Более того, именно Лексикон определяет суть высказывания. Иногда да

Проблемы современной отечественной культуры
Проблемы современной отечественной культуры. Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как кр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги