Место античности в мировой культуре

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Реферат по культурологии Тема: 2МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ 2КУЛЬТУРЫ Исполнил студент 1-го курса радиотехнического факультета группы КМТ 3-11 ПОТАПОВ А.Е. . - 2 - 2О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 3. АНТИЧНАЯ НАУКА 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22 . - 3 - В В Е Д Е Н И Е Во многовековой истории развития человеческого общества особая роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра- зом, его вкладом в мировую культуру.

При этом культура античности (как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля- ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в понимании самого содержания культуры. В научной литературе существуют различные определения цивилиза- ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством.

Вместе с тем в лите- ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация" , "американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур. Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж- данский, государственный, политический) и во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис- теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто- рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита- ние человеческой души, обуздание человеческих страстей.

То есть, по- нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу- ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор- ческого начала в человеческой деятельности.

В то же время за поняти- - 4 - ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци- альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но- вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це- лостность экономической, социально-классовой, политической и духов- ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до- вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию "культура". В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль- тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве- щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи- сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест- венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась". В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга.

И это представляется правомерным, поскольку культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако из этого не следует, что один термин может полностью за- менить другой.

По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза- ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. - 5 - Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре, о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс- нения - какую культуру мы имеем ввиду". По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду- ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз- нания. Таким образом, под культурой современная наука понимает все то, что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей во всем ее многообразии, во всей ее многогранности.

Под цивилизацией же мы понимаем один из периодов истории культуры.

Периоды эти следу- ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно- водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде- лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа- витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи- ях государственной организацией. - 6 - В истории человечества принято различать следующие основные ти- пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре- менной эпохи.

Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви- тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ- него Рима. 1. 2К У Л Ь Т У Р А 0 2Д Р Е В Н Е Й 0 2 Г Р Е Ц И И Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес- салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага- сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж- ную, т. е. Пелопоннес.

Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре- ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки- да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ- ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи - 7 - ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо- чайших художественных достижений.

Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого из- вестняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе - из камня выломанного прямо из гранитного основания острова.

Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим- пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка- ра, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров.

Пространс- тво, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к се- митской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи- тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого на- рода, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл- ладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцвет- шая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением - 8 - критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремес- ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца- ми. Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура, которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550 г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми- кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.). Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль- туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя- нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации, ахейцы сохраняли, однако, несмотря на это, многие черты культуры, принесенной ими с севера.

В отличие от критян они продолжали носить усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом.

Если обитатели Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения. Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.

Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре, так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени, где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне- сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять - 9 - в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра- жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой каменных блоков.

Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких военных походах. До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы- ком величественных памятников архитектуры и живописи.

Но расшифровка англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво- лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли- нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI- II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на греческом языке.

Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован- ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое население Крита. В Древней Греции существовало множество профессий, такие как каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст- вовало о высоком развитии их науки и культуры.

Микенские документы принесли с собой немало открытий в области истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По- сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су- - 10 - ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев- су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то- му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках, но как имя человека, а не бога. Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада" и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования.

Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес- честии, о свободе и судьбе.

Во все времена они читались, как глубо- ко современные. Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не- обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од- новременно несет просветленье и т. д. Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос- тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников.

Рассказывают, что он присматривался к ода- ренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано- вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб- солютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное не- вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был - 11 - постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?". Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии.

Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры.

Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по- коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс- тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусс- тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи- тание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не- лицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетать- ся аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае воз- можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста. В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения - в Кноссе удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные месяцы.

Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам царь, хотя бесспорных доказательств тому нет. - 12 - IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче- ние риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис- тов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан.

Все бо- лее многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива- ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень.

Ораторское искусс- тво IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э предс- тавленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона. 2. 2К У Л Ь Т У Р А 0 2Д Р Е В Н Е Г О 0 2Р И М А Природные условия на Апеннинском полуострове в древности мало отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер- ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов - 13 - древнейшие обитатели страны еще на знали, а финиковую пальму и гра- нат распространили там только карфагеняне.

В сравнении с Грецией Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн- скими винами.

Но как и в Греции, обработка земли требовала и здесь огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо- ченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением. Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме- таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить.

Толь- ко в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В обработке металлов больших успехов добились те же этруски. Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сираку- зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал 23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на море к выгоде то одной, то другой стороны.

Морское могущество про- тивника заставило римлян перейти к строительству собственного воен- ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную. Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые терри- тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу- дарство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники, - 14 - солеварни и каменоломни.

Огромные контрибуции, доходы от продажи пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим крупнейшей финансовой величиной античного мира. Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи за- воеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н. э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов с захватом добычи и рабов.

В рабство продавали десятки тысяч чело- век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс- кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше, чем 5 километров в день.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

до н. ее областью. Вместе с тем наука как система развивающего знания отличается от всех ... э в эпоху зарождения гре- ческой науки, греческие ремесла и такие инже... На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксаго...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.И.Арнольдов. Введение в культуру М.: Народная Академия ку- льтуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Cоциально-политичес- кий журнал 1994 N 2 С.92-106. 3. В.А.Зоц. Культура. Религия. Атеизм М.: Издательство полити- ческой литературы, 1982. 4. В.Ж.Келле. Наука и культура М.:"Наука",1984. 5. И.Ф.Кефели.

Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал 1995 N 4. - С.122-127. 6. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический журнал 1995 N 3. - С.73-82. 7. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима М:Выс- шая школа,1990. 8. Л.З.Немировская. Культурология. История и теория культуры. - М.:1992. 9. Э.Тэйлор. Первобытная культура М.:Государственное социально- экономическое издательство, 1939. 10. В.М.Хачатурян.

Теория цивилизаций в русской исторической мыс- ли // Новая и новейшая история. -1995 N 5 С.8-18.