Праздничная культура эпохи средневековья

План: 1. Введение 2. Праздничная культура средневековья 2.1 Театр средневековья: 1.1 Литургическая и полулитургическая драма. 1.2 Миракль. 1.3 Мистерия. 1.4 Моралите. 2.1.5 Фарс. 2.2 Карнавал эпохи средневековья 3. Заключение 1. Введение В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними.

Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка.

Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций. Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства.

Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. 2.

Праздничная культура средневековья

И все-таки отдельные виды увеселений продолжали жить, породив новый ви... Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либ... Здесь устраивалась ярмарка. Начиная с IX века, католическая церковь, борясь с народными празднеств...

Литургическая и полулитургическая драма

Идите, возвестите, что он восстал из гроба!». Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип... Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную... Официальные праздники средневековья и церковные и феодально-государств... Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу.

Заключение

Заключение Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно.

Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры. Список используемой литературы 1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М 1965 г. 2. Беспятов Е. Театр под открытым небом. – Народный театр, 1948 г. 3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М 1987 г. 4. Гуревич А.Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М 1989 г. 5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М 1990 г. 6. Даркевич В.П. Народная культура средневековья.

Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв. – М 1988 г. 7. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М 1989 г. 8. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М 1992 г. 9. Рутенбург В.И. Городская культура: Средневековье и начало нового времени… – Л 1986 г. 10. Рюмин Е.Н. Массовые празднества. – М Л 1927 г. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. –.