рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ жизни ацтеков

Образ жизни ацтеков - Реферат, раздел Искусство, Религия ацтеков Образ Жизни Ацтеков. Экономика. Основу Питания Ацтеков Составляли Кукуруза, Б...

Образ жизни ацтеков. Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и ко-лючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, ка-ши, соусы.

Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приго-товлялся алкогольный напиток пульке. Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, се-тей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Ме-хико и ввозился в столицу ацтеков.

Носить одежды из хлоп-чатых тканей имели право только знатные люди. Мужские го-ловные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и во-дорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между ис-кусственными островами образовалась сеть связанных меж-ду собой каналов, которые служили для орошения и транс-портировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и во-доплавающих.

Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледе-лия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощный акведук, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений.

Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокор-мить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс а в других горо-дах проживало от 10 до 25 тыс. человек.

Возрастала доля ари-стократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил про-дукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жре-цы и военачальники. Продукты доставлялись в города в ка-честве дани, взимаемой с покоренных народов или привози-лись торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали еже-дневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был орга-низован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателоко: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно соби-ралось от 20 до 25 тыс. человек.

Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюль-ники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честно-стью совершения сделок. Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам.

Они дос-тавляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различ-ного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, на-значенных к принесению в жертву. Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатст-ва. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавшими за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследст-венную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в рос-коши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на много-женство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уго-тованы высокие посты и самые престижные виды деятельно-сти, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремеслен-ники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общин-ную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сфор-мированы по профессиональной принадлежности. Так, напри-мер, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах.

Некоторые земле-дельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству. Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры мож-но было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали во-енная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсут-ствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга ви-новного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда ра-бов покупали на рынках для человеческих жертвоприноше-ний. Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование.

Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев. Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хо-тя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управ-лению, общественным установлениям, обрядам. В их обязан-ности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов.

Дети про-столюдинов посещали телпочкалли своего городского квар-тала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и до-машним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и аку-шерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего воз-раста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений упот-реблять алкогольный напиток пульке. Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего.

Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровож-дать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, по-гибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопро-вождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тла-локан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти. Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ац-текский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходи-ло не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каж-дого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его дос-тоинств.

Правители жили в роскоши, но не в праздности, по-скольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана. На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппа-рата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов.

Покоренные народы пользовались относитель-ной свободой. Городам-государствам, как правило, позволя-лось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу пере-говорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его суще-ствования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру.

Их правители участвовали в захват-нических войнах, получая награды в виде титулов и земель. Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставля-ли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четы-рех воинов противников, повышался в чине. Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным ре-лигиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявший-ся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, со-держал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с на-именованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Де-сять Орел») получал также предсказание своей судьбы.

Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея за-служит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчеза-ли подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, пред-ставленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и ска-заниями.

По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской добле- сти и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущ-ности жизни и предназначении человека. Поэтические уп-ражнения и диспуты постоянно практиковались в среде зна-ти. Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульп-торы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи.

Особым по-четом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты вои-нов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя не-обычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия ацтеков

От сло-ва «ацлан» и произошло название «ацтек». То, что обычно на-зывают ацтекской цивилизацией, фактически было создани-ем но меньшей мере семи… По некоторым оценкам, около 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке… Не-которые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ жизни ацтеков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция религии ацтеков
Концепция религии ацтеков. Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями лю-дей. Богов ацтеки изображали похожими на людей, но прида-вал

Завоевание ацтеков испанцами
Завоевание ацтеков испанцами. Эрнандо Кортес, сын обедневшего испанского дворянина из Эстрамадуры был большим беспредельщиком и однажды так надоел местным властям, что ему пришлось бежать из Испа-н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги