Образ жизни ацтеков

Образ жизни ацтеков. Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и ко-лючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, ка-ши, соусы.

Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приго-товлялся алкогольный напиток пульке. Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, се-тей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Ме-хико и ввозился в столицу ацтеков.

Носить одежды из хлоп-чатых тканей имели право только знатные люди. Мужские го-ловные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и во-дорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между ис-кусственными островами образовалась сеть связанных меж-ду собой каналов, которые служили для орошения и транс-портировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и во-доплавающих.

Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледе-лия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощный акведук, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений.

Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокор-мить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс а в других горо-дах проживало от 10 до 25 тыс. человек.

Возрастала доля ари-стократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил про-дукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жре-цы и военачальники. Продукты доставлялись в города в ка-честве дани, взимаемой с покоренных народов или привози-лись торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали еже-дневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был орга-низован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателоко: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно соби-ралось от 20 до 25 тыс. человек.

Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюль-ники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честно-стью совершения сделок. Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам.

Они дос-тавляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различ-ного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, на-значенных к принесению в жертву. Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатст-ва. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавшими за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследст-венную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в рос-коши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на много-женство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уго-тованы высокие посты и самые престижные виды деятельно-сти, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремеслен-ники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общин-ную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сфор-мированы по профессиональной принадлежности. Так, напри-мер, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах.

Некоторые земле-дельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству. Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры мож-но было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали во-енная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсут-ствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга ви-новного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда ра-бов покупали на рынках для человеческих жертвоприноше-ний. Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование.

Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев. Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хо-тя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управ-лению, общественным установлениям, обрядам. В их обязан-ности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов.

Дети про-столюдинов посещали телпочкалли своего городского квар-тала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и до-машним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и аку-шерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего воз-раста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений упот-реблять алкогольный напиток пульке. Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего.

Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровож-дать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, по-гибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопро-вождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тла-локан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти. Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ац-текский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходи-ло не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каж-дого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его дос-тоинств.

Правители жили в роскоши, но не в праздности, по-скольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана. На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппа-рата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов.

Покоренные народы пользовались относитель-ной свободой. Городам-государствам, как правило, позволя-лось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу пере-говорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его суще-ствования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру.

Их правители участвовали в захват-нических войнах, получая награды в виде титулов и земель. Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставля-ли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четы-рех воинов противников, повышался в чине. Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным ре-лигиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявший-ся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, со-держал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с на-именованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Де-сять Орел») получал также предсказание своей судьбы.

Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея за-служит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчеза-ли подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, пред-ставленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и ска-заниями.

По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской добле- сти и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущ-ности жизни и предназначении человека. Поэтические уп-ражнения и диспуты постоянно практиковались в среде зна-ти. Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульп-торы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи.

Особым по-четом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты вои-нов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя не-обычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.