рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ - Дипломная Работа, раздел Искусство, Стихии Описание Используемых Символов. В Работе Над Дипломным Проектом Я Опиралась Н...

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ. В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся сведения из легенд и мифов всех народов мира. Немаловажную роль в своей работе я отвела символике.

С древнейших времен человечество сопровождают символы.

С их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Однако функции и значения символов часто разрастается до чего-то большего и перестают быть только художественно выполненными указателями.

В течении тысячелетий они позволяли скульпторам, художникам и ремесленникам передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

Как японские хайку в трех строчках заключают иногда целые миры, так и символы могут нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и легко запоминающимися.

Многие символы наделены не одним, множеством значений, так как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку.

Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет практическое, недвусмысленное значение не курить, опасность. Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения иногда противоречащие друг другу.

Многие символы вобрали в себя как древнейшие так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и познания.

Простые идеи, выраженные символом, несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению.

В процессе обмена идеями между людьми и даже культурами образы, символы предшествовали слову.

Вырезанные, нарисованные, изображенные на одежде в виде орнаментов, легко узнаваемые в результате многократного повторения, эти образы использовались как для магических целей - отвести зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления обществом - его сплочения, внушения чувства преданности, послушания, агрессии, любви или страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом, обществом и космосом, побуждают к коллективным действиям, люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами, знаменами, имеющими символическое значение.

С самого начала человеческой истории наиболее важные символы были попыткой упорядочить и понять смысл человеческого существования в таинственной вселенной. Многие фундаментальные идеи и их символы замечательным образом совпадают как и в примитивных обществах, так и в развитых цивилизациях Азии, Индии, Ближнего Востока, Западной Европы и Центральной Америки.

На Западе этот универсальный язык символов начал постепенно терять свое значение в эпоху Возрождения, когда наука, рациональное мышление и выросшее уважение к личности вызвали потерю интереса к традиционным верованиям и ритуалам. Символы остались лишь в литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре. Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу не только в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр, живопись, но так же и в политике и рекламе.

Символы зачастую - просто изображения, имитирующие форму того существа или предмета, с которым они связаны. Их значения временами неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на неком качестве, которое этим предметам или существам изначально присуще лев -храбрость, скала - стойкость. Хорошо знакомые каждому объекты мира -животные, птицы, рыбы, насекомые, растения или камни - все они включены в реестр символов.

Они, как и сами люди, когда-то считались частью чего-то большего, чем реальная действительность особенности их поведения считались выражением законов природы и моральных истин, присущих космическому порядку. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на фонетических ассоциациях, что, например, обычно в китайской культуре. Подобные символы могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова и ритуальные жесты.

В своей работе я старалась не слепо копировать символы, а пропустить их через свое восприятие и мироощущение. ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ. Сложная система символических понятий, связанная с четырьмя иногда пятью природными субстанциями и явлениями, которые по предположению древних были составными частями при создании Вселенной. Западная традиция, в этом случае испытавшая значительное влияние древнегреческой философии, таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь.

Иногда добавлялся и пятый элемент - эфир или квинтэссенция духа. Огонь считали средством преобразования из одного состояния в другое. Эти элементы представлялись основой космического порядка и гармонии, ранняя медицина стремилась сопоставить с ними физические и психические особенности человеку так, мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой кровь, сердце и сангвинистический темперамент - с воздухом светлую желчь, печень и холеристический темперамент - с огнем темную желчь, селезенку, меланхолический темперамент - с землей.

Воздух и огонь представлялись активными и мужскими элементами, а вода и земля - пассивными и женскими. Все более и более различные аналогии, включая связь с цветом, сезонами и этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении создать стройную символическую систему, которая начала разрушаться только в последнее время в связи с достижениями научной методологии. В Китае подобная система была основана на пяти даосских элементах воде, огне, дереве, металле и земле.

Их сопоставляли с единством противоположностей, заключенных в активном мужском начале ян огонь и воздух и женском пассивном начале инь земля, вода, металл. Пятеричная индийская система символов предполагалось как космическое состояние вибрации следующих элементов акаша эфир, анас вода, вайю воздух, тега огонь, придхиви земля. В западном искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов моря и рек воздух - фигурой богини Юноны, иногда летящей, несмотря на оковы на руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке огонь - птицей Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с огненными волосами или молнией в руке земля - аллегорической фигурой матери с символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы.

В своей работе я показала гармонию этих элементов мироздания, а именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них. Воспринимаемая как центр космоса земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался всегда как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе.

Значительная часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре - небе и земле. Земля не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее в виде женской фигуры, спокойно сидящей. Ее положением я передала спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа не случайно, а потому, что лист - китайская эмблема счастья.

Листья часто символизируют множественность человеческих жизней и их краткость. Так же, лист использовался как метафора для изображения проходящего времени. Земля всегда ассоциируется с женщиной. Дающая жизнь, защитница и кормилица. Этот древний символизм преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и религии во всех ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных с ними. Сюда входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник ножны, корзина, лодка, и, похожий по очертаниям на лодку, лунный полумесяц углубления, такие, как борозда или долина сосуды-ваза, кувшин, чаша, урна. Остановимся на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в своей работе. Как и другие сосуды, кувшин-символ материнского лона, источника жизни живительного влаги.

В Древнем Египте кувшин считался атрибутом Исиды и Осириса.

Аллегорическая фигура Умеренности часто изображалась льющей воду из одного кувшина в другой. С кувшином изображалась и Геба, прислужница олимпийских богов. В картах Таро кувшин - знак Водолея и Звезды. Кроме этого с женщиной связываются символы плодородия - деревья и фрукты специфические сексуальные образы - раковина, ромб или перевернутый треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в традиционной символике с женщинами душа, интуиция, эмоции и эмоциональное непостоянство, пассивность и подсознательное, любовь и чистота.

В искусстве женщины персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их также идентифицируют с магическими способностями, особенно с предсказанием и пророчеством. Поэтому землю в моей работе наполняют камни и растения необычной формы. Камень - некогда чрезвычайно важный символ магических сил, заключенных в неодушевленной материи. Основные качества, которые символизировал камень во многих древнейших культурах постоянство, сила, целостность.

Их значимость усиливалась и приобретала священный смысл в отдельно стоящих каменных объектах, каменных жезлах и ножах и каменных амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод, удерживать воду, а драгоценным камням - свет. Растение во всех культурах - основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождение. Боги и богини растений встречались среди древнейших божеств, часто почитались как прародители человека, а также растений.

Мифы о превращении людей в растения символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем созданиям Божьим. Воздух - одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимися чаще всего к началу женскому, тяжелому, материальному. Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение, дыхание - олицетворение муссонного ветра созидатель мира - дух божий, носящийся над водами.

Также существуют варианты мифов о мировом яйце, снесенном крылатым, т.е. воздушным, божеством. Изображая в своей композиции воздух, я осознанно показала его с крыльями, так как они означают скорость, подвижность, подъем, возвышение, сильное желание, превосходство, свобода, интеллект, вдохновение. Хотя крылья обычно эмблема возвышения или перехода с земли на небеса, они могут также символизировать защиту взять под крыло. Крылья часто были связаны с солнечными божествами и привнесли иронию в древнегреческий миф об Икар, который вместе со своим отцом Дедалом попытался убежать от гнева владыки Крита Миноса.

Икар разбился насмерть, когда воск на его искусственных крыльях расплавился из-за того, что он подлетел слишком близко к солнцу - истинному богу, противопоставленному самонадеянному человеку. Лишь достойный человек может обладать крыльями. Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья сатаны.

Так как символизм птиц и крыльев тесно связан, в искусстве крылатые создания могут быть хищными и пугающими, особенно те, чьи крылья покрыты чешуей или напоминают крылья летучей мыши знак сатаны. Феи наделены крыльями бабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями появился приблизительно в VI в.н.э. и основан на классических образах вестника богов и других крылатых божеств. Кроме ангелов, душ и персонификации Духа, таких как голубь Святого Духа, другие крылатые существа в искусстве включают греческого бога-вестника Гермеса у римлян Меркурий бога сна Гипноса и его сына Морфея богиню Немезиду и Гарпий и аллегорические фигуры Славы, Истории, Мира, Фортуны.

Крылатые диски - солнечные эмблемы. Крылатые змеи или драконы сочетают в себе земную и небесную силы. На мой взгляд, воздух был бы беден, если бы не обладал облаками - своим вторым я. Облака в символике означают мужское плодородие, физическое и духовное. Кроме того, что облака несут символику изобилия как предвестники дождя, они также символизируют Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так, бог Иегова в образе облачного столпа вел израильтян через пустыню согласно Корану, Аллах вещает с облаков.

В Китае облака, особенно розовые, символизируют счастье, а также вознесение на небеса. Девятое облако - мистический символ счастья. Также по воздуху, как легкой духовной субстанции, прилетают крылатые божественные вестники - ангелы. Так как воздух является обиталищем множества духов, среди них помещаются и души умерших, которые не нашли успокоения.

Гераклит говорил Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха - огонь. Именно поэтому в моей композиции воздух убегает от огня, а огонь, для того, чтобы жить, догоняет воздух. Огонь - божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Поэтому его я изобразила также как и воздух с крыльями, но другими по общей форме и структуре.

У огня крылья - это языки пламени, которые как греют, так же и могут обжечь. В древности люди были уверенны, что огонь может защищать от зла. Графически огонь в алхимии изображается в виде треугольника и считается субстанцией, объединяющей три остальные стихии. В моей композиции он несет такую же функцию. Вода - древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни. Существует множество мифов в одних говорится о всемирном океане, из вод которого появилась земля, а в других говорится, что бог метнул молнию в землю и из того места начал бить ручей.

Поэтому в моей композиции вода и земля являются одним целым женским началом. Вода также изображена в виде женской фигуры, значение которой описывалось в тексте о земле. Вода во многих культурах - первичный источник жизни - безграничный, неистощимый и полный неожиданностей. Вода является образом матери, но, кроме того, символом превращения и возрождения, бесконечности познания.

В самой фигуре воды я изобразила потоки рек - мощный символ уходящего времени, жизни. Кельты считали, что места слияния рек особенно священны. Также в фигуре присутствуют различные раковины, которые в древности символизировали плодородие. Также плодородие символизировал и кувшин, описанный в тексте о земле, который также присутствует в фигуре воды. Для того, чтобы показать, что вода является источником жизни я использовала символ - точку.

Точка в мистических представлениях - центр и источник жизни - символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как предельно сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе, чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о происхождении вселенной. Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь вписан в квадрат, так как круг означает совокупность, совершенство, единство, вечность - символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства и динамизма. Взаимосвязь между открытиями в атомной физике и мистическими значениями круга поразительна.

Помимо точки, или центра, которая разделяет его символизм, круг - единственная геометрическая фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Для неоплатоников круг является воплощением бога и неограниченным центром космоса.

Так как круг, иногда сфера - фигура без четкого начала и конца - это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы - колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну его символизм довольно трудно определить. Для древних обозримая Вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной - сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени солнечные часы и пространства основные астрологические и астрономические исходные точки составляли неразрывное единство.

Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира - у индейцев Северной Америки круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов кружение шаманов круговая структура мегалических знаков и сооружений в неолитический период.

Круг имел как защитное, так и божественное значение, как, например, у кельтов и это значение все еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых современных формах. Вспомним загадочные кольца на фермерских полях и летающие тарелки. Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию как круглый стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской идиоматике выражения колдовской круг связей и знакомств. Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнегреческой и мексиканской иконографиях.

В этих случаях круг символизирует мощь солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Концентрические круги могут означать небесные иерархии, круги ада или, в дзен-буддизме, уровни духовного развития.

В христианской традиции три круга изображают Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и фазы луны. Круг может быть мужским знаком солнца или женским материнское лоно. Круг женское начало вокруг креста мужское начало - в Египте символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в Китае и на Ближнем Востоке. В китайском символе инь-ян, обозначающим взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых - маленький кружок противоположного цвета.

Точка в круге - астрологический символ солнца и алхимический символ золота. По К.Юнгу, круг, объединенный с квадратом символ связи между душой или я и телом или реальностью квадрат. Квадрат - древний знак земли, имеющий большую важность в символических системах Индии и Китая. Представляет собой разновидность эмблематического изображения четырех сторон света, сочетается с женской символикой числа четыре.

Является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит динамичным знакам - кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство земли и неба. Именно этот символизм присущ индуистским мандалам и средневековым храмам, где круглый купол опирается на квадратное основание.

Во многих культурах квадрат - эмблема идеального города, построенного на века символ, основанный на прочности четырех стен, в противоположность круглому основанию недолговечной кочевой юрты. Замечателен факт совпадения этого толкования с буддистской традицией, где мандала символизирует переход из материального мира в духовный. Мандала - геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. Хотя буддийская мандала известна в основном как пособие в медитативной практике, в древности она, как в буддизме, так и в индуизме, была также символом инициации, ориентировала верующих на священные места.

Мандала - попытка изобразить высшую реальность - Духовную Цельность, которая превосходит чувственный мир. На санскрите мандала означает круг, и даже когда в основе этой геометрической композиции лежат квадраты или треугольники, она все равно имеет концентрическую структуру. Она символизирует ментальное и физическое стремление к духовному центру, что отражено в структуре многих храмов и ступ в форме мандалы.

Поразительная особенность всех мандал - высокая изобразительная гармония составляющих ее элементов, символизирующая саму божественную гармонию, противопоставленную путанице и беспорядку материального мира. Юнг полагал, что мандала - архитипический символ тоски человека по психологическому взаимодействию с другими людьми. Другие исследователи считали, что мандала - визуальное выражение духовного путешествия вне собственного я. Значения различных мандал отличается некоторые имеют фигуральные элементы, которые призваны символизировать определенные качества, например, представление конкретными ботхиствами, часто сидящими в цветке лотоса.

Тем не менее, общее значение композиции остается неизменным и символизирует путеводный разум, сверхъестественные структуры, ясность просветления. В западной и восточной традициях квадрат, вписанный в круг, обозначает небо, объемлющее землю.

Работая над композицией, я постаралась не только формой фигур передать характер стихий, но и расположить их так, чтобы чувствовалось движение жизни. И то, что это расположение напоминает спираль не случайно. Ведь спираль это с древнейших времен - символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров - от Европы двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях до Тихого океана спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии. Резьба маори основана на расположении листьев папоротника, что демонстрирует связь между спиральными узорами и природными феноменами.

Именно эта связь зачастую определяет символизм спирали, хотя ее многозначность так велика, что иногда требуются особые ключи, чтобы расшифровать ее значение.

Стоит также заметить, что символизм в спиральных узорах присутствует скорее непроизвольно, осознанное его применение встречается намного реже. Вырезанные на мегалических памятниках спирали изображают путешествие по лабиринтам загробного мира и дают надежду на возможное возвращение оттуда. Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени напоминают о восходящей, нисходящей или возвращающейся энергии, которая управляет космосом.

Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз старения и роста луны, а также самого солнца. Сжатая спиральная пружина - символ кроткой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль - мужской символ, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни. 3.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Стихии

Космологические представления концентрируются, прежде всего, вокруг актуального состояния вселенной структура мира - набор, связь и функции его… Такими объектами являются элементы, или стихии как правило, огонь, вода,… Для своей дипломной работы я выбрала тему Стихии , преследуя цель привлечь внимание людей к тому, что их окружает.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА. Декоративное искусство от лат. Decoro - украшаю -художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративн

ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ
ИСТОРИЯ РОСПИСИ ТКАНИ. Искусство украшения тканей известно с давних времен. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей в процессе изготовления тканей. Позднее ри

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ. Легенды от лат. legenda, то, что надлежит прочитать, как группа фольклорных произведений, объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как до

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И КОЛОРИРОВАНИЯ. Понятие композиция существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин комп

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РОСПИСИ ТКАНЕЙ. При каждом способе художественной росписи кроме трафарета ткань натягивают на рамку. При натяжении необходимо следить за тем, чтобы она не перекашивалась, чт

КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ
КРАСИТЕЛИ. РАБОТА КРАСКАМИ. Красителями называют вещества, способные придавать соответствующую окраску текстильным и другим материалам. Все существующие красители разделяют на органические к

ПОРОКИ В РАБОТЕ
ПОРОКИ В РАБОТЕ. Текстильные виды брака - узлы, концы, утолщения нитей и т.д. нарушают равномерность пропитки резерва и окраску ткани, а потому перед работой следует внимательно осмотреть ткань и о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги