Поездка актера за границу

Поездка актера за границу. Накануне отъезда за границу у актера был не очень удачный сезон. Спектакли, в которых он играл, снима¬лись, будучи показанными всего несколько раз. Газе¬ты и журналы, ранее захваливавшие, признавались, что его исполнение не оставляет впечатления, и даже в роли светского любовника «он тяжел и дурен».(1, С.248) Надо было переждать, ненадолго уйти со сцены.

И Каратыгин с женой и дочерью отправляются сначала в Рим, потом в Париж. Рим мало интересовал Василия Андреевича. «Если бы я встретил между вашими римскими развалинами Квинта, Росция, Тальму или Гаррика, то, без сомне¬ния, прожил бы здесь полгода, да и более, но нам надо еще увидеть Неаполь и поспеть в Париж, к игре Рашели»,—говорил он сопровождавшему их молодому русскому художнику, жившему в Италии.(3, С.189) Его тянуло в театр, хотелось посмотреть своими глазами на тех зна¬менитостей, о которых он столько слышал.

Посмотреть и сравнить с ними себя. Конечно, влекло и простое лю¬бопытство — какие они, законодатели в мире театраль¬ного искусства, что можно взять от них? В Париже он ходит на спектакли с участием Фредерика-Леметра, Бокажа, видит их в лучших ролях. И что особенно важно, в их игре ищет не воплоще¬ния тех канонов, на которых воспитан сам, а моменты проявления истинных чувств. Ищет и находит их не в игре трагиков, а в искусстве комедийного актера Буф¬фе. Это неожиданно для него, но он — актер, и инту¬иция художника не подводит. Он воспринимает все лучшее, что видит на парижской сцене.

И это пре¬красно. Но ведь дома, в России, подлинно великие ак¬теры — Щепкин, Мочалов, Мартынов — работали в этом направлении, значительно опережая своих западных коллег 7.