Последние годы жизни актера. Его роль в развитии русского профессионального театра

Последние годы жизни актера. Его роль в развитии русского профессионального театра. Вернувшись в Петербург, он играет те роли, ко¬торые исполнял в период своего расцвета: Велизария, Кина, короля Лира. Но играет по-другому.

Критика отмечает естественность, простоту актерского исполне¬ния и вместе с тем высочайший трагизм. Он живет на сцене человеческими страстями, подлинной правдой чувств и поступков. «Это была натура, во всем гигантском безобразии, это была страсть без границ и без меры»,— пишет Аполлон Григорьев о его исполнении роли Клода Флоро в драме «Алый башмачок» Ш. Бирж-Пфейффера на сюжет Виктора Гюго. (2, С. 92) И все же как часто, глядя на современных ак¬теров, ощущается, что им не хватает той самой осо¬бенности актерской жизни на сцене, которая имену¬ется мастерством и которой в такой высокой мере обладал Василий Андреевич Каратыгин, составивший в отечественном театре целую эпоху.

Его не стало в 1853 году. Простудившись на по¬хоронах актера Брянского, он слег и больше не встал. Ему был пятьдесят один год. Тридцать лет он отдал сцене. Отдал зрителям. Это был подлинный рыцарь те¬атра, самозабвенно служивший прекрасной Мельпоме¬не и в этом служении видевший единственный смысл жизни.

В истории русского театра, русского актерского искусства В.А.Каратыгин занимает, несомненно, одно из первых мест своим высоким мастерством, культурой работы над ролью. Но в то же время подлинные его достижения были связаны в основном не с глубоким, общественно значимым искусством, а с исторической мелодрамой. Его творчество в целом не было одушевлено высокой и гуманной идеей оно отражало настроения и вкусы официального направления в искусстве.

Мне сложно судить о личных человеческих качествах актера, о его творчестве. Я не жила в то время, когда жил и творил актер, поэтому не могла видеть его игры на сцене. Сейчас очень мало источников, в которых можно найти информацию о жизни и творчестве В.А. Каратыгина. А то, что есть, по сути дела, это весьма немногочисленные мемуары, которые и являются единственным источником для изучения жизни и творчества актера. При написании контрольной у меня сложилось мнение, что Каратыгин был человеком весьма противоречивым.

Он жил скрытой от посторонних глаз жизнью, никого не впускал в свой мир, не водил дружбу с актерами. Он не был разговорчив, откровенен, нечасто ходил в гости, а если уж ходил, то к известным литераторам и журналистам. Лишь к театру он относился благоговейно, выстраивал в нем свой идеальный мир. Он строил этот мир в согласии с утверждаемыми нормами жизни, показывая на сцене, каким должен и не должен быть человек. Он апеллировал к вечным моральным качествам, мало считаясь с окружающими обстоятельствами. Он утверждал сильную личность и эпоху, когда человеческая личность была подавлена.

И как мне кажется, что именно этим он и привлекал зрителей. И очень несправедливо, что в настоящее время, по моему мнению, имя Каратыгина незаслуженно подзабыто. И мало кто знает, что именно он заложил традиции «петербургской школы» в актерском творчестве и способствовал поднятию общей культуры петербургской сцены.