рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Работа сделанна в 2002 году

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ - Реферат, раздел Искусство, - 2002 год - Творчество И.Е.Репина Портретная Живопись. Репин Был Художником Широких Творческих Интересов, Много...

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окру¬жающей его действительности. Но предметом самого пристального его вни¬мания всегда оставался человек.

Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века. Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского порт¬рета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных порт¬ретистов, как Перов и Крамской.

Портреты Репина подкупают своей под¬линностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, слу¬чайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти челове¬ческого лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных дея¬телей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Госу¬дарственного Совета» (1901—1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых», «Осенний букет» и др. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хо¬ванщина». Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском воен¬ном госпитале.

При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть этюда.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Конкрет¬ность изображения одутловатого от болезни лица композитора, его помут¬невших, словно выцветших глаз, мягких спутавшихся волос просто порази¬тельна.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза осве¬щают лицо Мусоргского; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубо¬кий, думающий, натура широкая, богатырская.

Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, о его высоком представлении о человеке.

В. В. Стасов очень ценил этот портрет Репина. «Из всех, знавших Мусоргского,—утверждал он,—не было никого, кто не остался бы в востор¬ге от этого портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и прос¬то передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Толстого Репин писал не один раз. Он преклонялся перед гением Толстого, был близко зна¬ком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне.

Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наи¬большей популярностью. Он был написан в течение трех дней — с 13 по 15 августа. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Этот удачно выбранный момент дал возмож¬ность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естест¬венностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты.

Легкий разворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особенную непринужденность, не прибегая к сложному ракурсу фигуры. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Строгие, проницательные глаза, лохматые, серди¬то насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой — все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Серебристый рефлекс рассеянного света, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суро¬вее, строже.

Раскрывая существо характера портретируемого, его общест¬венную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить его ореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизме художника.

Весь облик Толстого, манера дер¬жаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, — такова та разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно передать через внешний облик существо натуры портре¬тируемого, всю ее сложность и противоречивость. Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гам¬ме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь кото¬рый просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру.

И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны.

Этот момент расширяет характеристику образа — глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина, изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры пове¬дения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину, изо¬бражение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости.

И это не только благодаря глубокой психологической харак¬теристике. Общая композиция портрета, построенная по принципу класси¬ческого треугольника, известная фронтальность позы, картинность всего изображения, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Таким образом внутренняя характеристика Тол¬стого находит в общем решении портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цель¬ности образа. Портрет Толстого очень показателен для творческого метода Репина, для его манеры портретирования человека.

Сравнение его с портретом Тол¬стого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощу¬тить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи.

Крамской с большой силой образ¬ной выразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающего¬ся мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального пи¬сателя земли русской. Образ Репина, не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью; он гораздо более конкретен и остроиндивидуален, сочетая живую непосредственность пере¬дачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с про¬никновенным пониманием существа его личности — писателя и гражданина. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении.

Достижения Репина в области пленера обогатили колористическую гамму его портрета, сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа. В этом следует видеть не только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крам¬ской, но не мог еще осуществить в своем творчестве. Заключение Репин прожил долгую жизнь.

И каждая минута ее была отдана твор¬честву. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог. Замыслы все новых и новых картин не покидали его, жиз¬ненная энергия не иссякала. Достаточно сказать, что на склоне дней своих, в 1908 году, он написал с большим темпераментом картину «Черноморская вольница», еще раз, воспев в ней удаль и вольнолюбие запорожцев.

О любви Репина к искусству ярко свидетельствует его письмо Стасову: «Я все так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусст¬во! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей Оно всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих жела¬ниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни». Весьма значительна и деятельность Репина-педагога. С 1894 по 1907 год он преподавал в Академии художеств, воспитав за это время много художников.

Его учениками были Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродский и другие. Особенно же велика его роль в формиро¬вании таланта Серова. Репин был также талантливым писателем, о чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний «Далекое близкое». С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни, в которой рань¬ше принимал живейшее участие.

Некоторое время его еще навещают рус¬ские художники, писатели, но с годами эта связь ослабевает и почти пол¬ностью прерывается после Октябрьской революции, когда местечко Куок¬кала передается Финляндии. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. «Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. Лица, окружавшие его, были враждебно настроены по отношению к советской России и стара¬лись влиять на художника. Но даже и в этих условиях он продолжал всег¬да живо интересоваться всем происходящим там. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину пред¬ложение Советского правительства вернуться на родину.

Репин с радостью принял это предложение, загорелся желанием ехать в Россию, но осущест¬вить свое намерение ему не удалось — помешала болезнь. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Творческое наследие Репина очень велико. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения нахо¬дятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество И.Е.Репина

Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством писал он делать из своих картин ковры, ласкающие… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде;… Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО И.Е.РЕПИНА
БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО И.Е.РЕПИНА. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в

РАБОТЫ НА РЕВОЛЮЦИОННУЮ ТЕМУ
РАБОТЫ НА РЕВОЛЮЦИОННУЮ ТЕМУ. Отражая в своих картинах существенные стороны современности, Ре¬пин не мог пройти мимо той борьбы, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов революционеры-народн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги