ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окру¬жающей его действительности. Но предметом самого пристального его вни¬мания всегда оставался человек.

Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века. Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского порт¬рета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных порт¬ретистов, как Перов и Крамской.

Портреты Репина подкупают своей под¬линностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, слу¬чайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти челове¬ческого лица и фигуры. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных дея¬телей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Госу¬дарственного Совета» (1901—1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых», «Осенний букет» и др. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хо¬ванщина». Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском воен¬ном госпитале.

При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежесть этюда.

Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Конкрет¬ность изображения одутловатого от болезни лица композитора, его помут¬невших, словно выцветших глаз, мягких спутавшихся волос просто порази¬тельна.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза осве¬щают лицо Мусоргского; приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубо¬кий, думающий, натура широкая, богатырская.

Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, о его высоком представлении о человеке.

В. В. Стасов очень ценил этот портрет Репина. «Из всех, знавших Мусоргского,—утверждал он,—не было никого, кто не остался бы в востор¬ге от этого портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и прос¬то передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Толстого Репин писал не один раз. Он преклонялся перед гением Толстого, был близко зна¬ком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне.

Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наи¬большей популярностью. Он был написан в течение трех дней — с 13 по 15 августа. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Этот удачно выбранный момент дал возмож¬ность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естест¬венностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты.

Легкий разворот кресла в пространстве позволяет придать позе писателя особенную непринужденность, не прибегая к сложному ракурсу фигуры. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Строгие, проницательные глаза, лохматые, серди¬то насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой — все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Серебристый рефлекс рассеянного света, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суро¬вее, строже.

Раскрывая существо характера портретируемого, его общест¬венную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить его ореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизме художника.

Весь облик Толстого, манера дер¬жаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, — такова та разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.

Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно передать через внешний облик существо натуры портре¬тируемого, всю ее сложность и противоречивость. Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гам¬ме: черная, ниспадающая мягкими складками блуза, черное полированное кресло с серебристо-белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре листы раскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь кото¬рый просвечивает светлый золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру.

И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны.

Этот момент расширяет характеристику образа — глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина, изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры пове¬дения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину, изо¬бражение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости.

И это не только благодаря глубокой психологической харак¬теристике. Общая композиция портрета, построенная по принципу класси¬ческого треугольника, известная фронтальность позы, картинность всего изображения, представленного на холсте большого формата, способствуют впечатлению значительности образа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Таким образом внутренняя характеристика Тол¬стого находит в общем решении портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цель¬ности образа. Портрет Толстого очень показателен для творческого метода Репина, для его манеры портретирования человека.

Сравнение его с портретом Тол¬стого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощу¬тить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи.

Крамской с большой силой образ¬ной выразительности и глубиной характеризует Толстого как выдающего¬ся мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального пи¬сателя земли русской. Образ Репина, не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью; он гораздо более конкретен и остроиндивидуален, сочетая живую непосредственность пере¬дачи частных особенностей внешнего облика и характера Толстого с про¬никновенным пониманием существа его личности — писателя и гражданина. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении.

Достижения Репина в области пленера обогатили колористическую гамму его портрета, сделали цвет основным средством эмоциональной выразительности образа. В этом следует видеть не только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крам¬ской, но не мог еще осуществить в своем творчестве. Заключение Репин прожил долгую жизнь.

И каждая минута ее была отдана твор¬честву. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он не мог. Замыслы все новых и новых картин не покидали его, жиз¬ненная энергия не иссякала. Достаточно сказать, что на склоне дней своих, в 1908 году, он написал с большим темпераментом картину «Черноморская вольница», еще раз, воспев в ней удаль и вольнолюбие запорожцев.

О любви Репина к искусству ярко свидетельствует его письмо Стасову: «Я все так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусст¬во! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей Оно всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих жела¬ниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни». Весьма значительна и деятельность Репина-педагога. С 1894 по 1907 год он преподавал в Академии художеств, воспитав за это время много художников.

Его учениками были Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродский и другие. Особенно же велика его роль в формиро¬вании таланта Серова. Репин был также талантливым писателем, о чем свидетельствуют его статьи и книга воспоминаний «Далекое близкое». С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни, в которой рань¬ше принимал живейшее участие.

Некоторое время его еще навещают рус¬ские художники, писатели, но с годами эта связь ослабевает и почти пол¬ностью прерывается после Октябрьской революции, когда местечко Куок¬кала передается Финляндии. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. «Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. Лица, окружавшие его, были враждебно настроены по отношению к советской России и стара¬лись влиять на художника. Но даже и в этих условиях он продолжал всег¬да живо интересоваться всем происходящим там. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину пред¬ложение Советского правительства вернуться на родину.

Репин с радостью принял это предложение, загорелся желанием ехать в Россию, но осущест¬вить свое намерение ему не удалось — помешала болезнь. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Творческое наследие Репина очень велико. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения нахо¬дятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно людям.