рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика Российского искусства эпохи

Общая характеристика Российского искусства эпохи - Дипломная Работа, раздел Искусство, Творчество Нестерова на уроках Общая Характеристика Российского Искусства Эпохи. Вторая Половина Xix В. Несл...

Общая характеристика Российского искусства эпохи. Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода, можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании национального сознания. В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию. Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди, размышления. Живопись была тесно связана с литературой Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов. Произведения художников являлись не только иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни. 70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда общественное признание.

Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения. Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы. В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы намного важнее, чем религиозная тематика.

Они ушли из Академии художеств и организовали свою Петербургскую артель художников. Одним из организаторов этого бунта и артели был И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские художники объединились в Товарищество передвижников передвижные выставки с 1870 г Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев.

Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными проблемами. Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность - гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Е. Маковский и др. Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества. В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин, В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало зрителя к наболевшим вопросам современности. Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная и пейзажная живопись.

В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров. Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др. Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием революции 1905-1917 гг. Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного искусства России появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой, доказывая истинность своего видения искусства для народа.

В 20 - 30-е гг. XX в это время существования разных группировок, у каждой из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители средств.

Наибольшее значение приобрела тогда АХРР Ассоциация художественной революции России, поддерживавшая политику государства возникла в 1922 г. на базе Товарищества художественных передвижных выставок. С 1928-го г. была переименована в АХР Ассоциация художников революции. В нее вошли художники из Союза русских художников и др. Основная программа - отражение быта рабочих, крестьян и т.д. Были организованы ими выставки Жизнь и быт рабочих 22 г Жизнь и быт Красной армии 23 г Жизнь и быт народов СССР 26 г Эти художники работали почти во всех жанрах.

Основная тематика - революционная, в которой ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию Лениниада. В бытовом жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной жизни крестьян и рабочих Заседание сельской ячейки. Произведения Н.А. Касаткина посвящены жизни и быту рабочих Шахтерка , 1894 г Углекопы. Смена. 1895 г Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о революционных событиях в романтическом ключе Отряд Багратион. Впоследствии он повлиял на развитие батальной живописи. В жанре портрета работал С.В. Малютин Портрет инженера Передерия , Портрет писателя-бойца Д. Фурманова , Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные черты с чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-обобщенное лицо модели За учебу. Пионерка с книгами , Председательница Н.А. Касаткина. Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре.

Так возникает индустриальный пейзаж Транспорт налаживается Яковлевой, Купола и ласточки 21 г. К.Ф. Юона, Мойка. Белые ночи. 27 г. Осмеркина, Голубая весна 30 г. Бакшеева и др. Объединение Четыре искусства - выдвинуло на 1-й план вопросы специфики изобразительности искусства и выразительности художественной формы, лаконичность простых форм Петров-Водкин К.С П. Кузнецов и др Общество молодых художников ОМХ 1928 г. стремилось передать материальное богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-теперовки П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк , Снедь московская Маликова и др Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра Булыжник - оружие пролетариата. Он стремился в своем творчестве использовать традиции мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями искусства задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового пролетариата. Был объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского вокзала, победил проект скульптуры Авсеева Ленин на броневике. Также работал в то время С.Д. Меркулов, тяготевший к монументальности в портретном жанре.

Он снимал посмертную маску с Ленина, на основе которой возникла его композиция Смерть вождя. Памятники Ленину создавались для разных городов. В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и Николадзе. Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи Женский портрет. В классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал композицию Октябрь. В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов ОРС , в него входили многие мастера разных школ и направлений, их объединял интерес к современности.

Просуществовало оно до 1932 года. В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В нем подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы конструктивизма были разработаны на Западе. Советский конструктивизм представлен в проекте Дворец труда в Москве, братья Леснины, но не был осуществлен.

Однако, он способствовал утверждению конструктивных форм в архитектуре, широко использовался в строительстве общественных зданий, театров, дворцов культуры, домов культуры Дом на набережной Мосова , Мавзолей Ленина Щусева А.В и др. В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского Метрополитена.

С роскошной внутренней отделкой мозаика, скульптура, фрески, витражи, мрамор и бронза и мн. др Но при этом произошла перегрузка советской символикой пятиконечные звезды, серпы с молотами, чрезмерная помпезность, что шло в ущерб здравому смыслу и удобству. Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг его называют сталинским ампиром. Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что искусство России второй половины XIX в до середины 50-х гг. XX века прошло очень большой путь до неоклассицизма сталинского ампира, перешагнув при этом через множество направлений модернизма, футуризма и других измов, что до сих пор высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом периоде развития русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.

См. Грабарь И.Э. Архитектура XVIII-XX вв. -СПб. Искусство, 1994. Давыдова М.Д. Очерки истории русской живописи XVIII-XX вв М. Искусство, 1974. Дятлова Г.В Ляхова К.А. Мастера портрета.

М. Вече, 2002. Евгина И.А. Архитектурная теория в России второй половины XIX в - начала XX в М. Искусство, 1999. Ильина Т.В. Русское искусство XIX в М. Искусство, 1974. Коваленская Н. История русского искусства XIX в М. Искусство, 1962. Энциклопедия искусства XX в М. Олма-Пресс, 2003. 1.2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX веков Михаил Васильевич Нестеров 1862-1942 , родился в г. Уфе. Уфа в то время была одним из губернских городов России.

Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских крестьян. Позднее они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых - владельцев знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили вольную. Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию. Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания общественного городского банка.

Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей. Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал редкостной фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие события. В гимназии 1872 г. он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к предметам учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию. В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское техническое училище.

Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и чистописанию, к остальному он не имел интереса и провалился. Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал заметные успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П. Драбов. Вскоре его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он стал учиться у В.Г. Перова. В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств по классу П.П. Чистякова. На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых сценок, но они не принесли ему настоящей радости.

Он чувствовал, что бытовой жанр не его призвание. Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не устроили. Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям. М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М. Врубелем, Крамским. Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище живописи к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти.

М.В. Нестеров пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его болезнью и его смертью. После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в Академию художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию. Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со своей будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок Первая встреча Конский топ, положивший начало многим изображениям М.И. Мартыновской. Там же он написал эскиз к картине Домашний арест и подарил его М.И. Мартыновской с подписью, содержащей слова Ученик В.Г. Перова. Вскоре он восстановился в Училище.

В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г. получил за все эскизы первые номера, а за эскиз Призвание М.Ф. Романова - награду и почетное решение совета училища взять эскиз в оригиналы. В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В 1886 г. вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров получил звание классного художника и большую серебряную медаль за картину До государя челобитчики. В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла его жена. М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской.

Акварель, изображающая умирающую, подписана рукой художника так Последнее воскресенье. 1 июня 1886 г В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины Царевна, где он снова запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал картину - воспоминание - Христова невеста - с лицом любимой жены. В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски За приворотным зельем, и одновременно работал над картиной Пустынник. Позже он поселился под Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде.

Впервые посетил дом Мамонтовых в Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В. Н. Суриковым, В.А. Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова. Вскоре М.В. Нестеров дебютировал Пустынником на XVII выставке Товарищества передвижников.

Картина была приобретена П.М. Третьяковым. Потом художник поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за границу Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден. В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в Москве над картиной Видение отроку Варфоломею. Картину в Москве смотрят И.И. Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она была показана на XVIII выставке Товарищества передвижников. В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с В. Васнецовым.

Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова. В 1891 г. он работал в Киеве над картиной Юность Сергия Радонежского. В Москве, Зоологическом саду писал мерзкую тварь для этой картины. И продолжал работу над ней в Уфе. В 1892 году Нестеров привез картину Юность Сергия Радонежского в Москву. Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он возвратился в Киев и работал над головой Сергия. В 1893 году картина Юность Сергия Радонежского после горячих дебатов была принята жюри Товарищества передвижников.

Поездка за границу во второй раз была им осуществлена в том же году Константинополь, Греция, Италия. Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-Сергиевого Посада - у Черниговской. Там он написал картину Под благовест. Вскоре он отправляется в поездку по старым русским городам Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич. В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников.

Пишет картину На горах - это первая часть его романа в картинках. В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину Великий постриг. В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - Дмитрий царевич убиенный. Потом он выставляет картины Чудо , Под благовест на художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком живописи по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова. В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме Александра Невского в Абастумане.

В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким в Ялте и началась их дружба. В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине Святая Русь. Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет портретный этюд М. Горького. Знакомиться с художественным театром, сближается с Ф. Шаляпиным. В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной Святая Русь. В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой. В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это время он пишет картину За Волгой - третью часть романа в картинках. Также он пишет в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а также портреты своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.

В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М. Нестеровой Амазонка. Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в Ясную Поляну. В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в Петербурге и Москве. Были выставлены картины Святая Русь , Дмитрий царевич убиенный. Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для зрителя - Свирель , Два лада. Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и пишет там портрет Л. Толстого.

В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию Неаполь, Капри. В этом же году он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств. В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве. В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке в Мюнхене.

Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе она составила основу Музея, открытого в 1920 г В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был избран в том же году действительным членом Академии художеств. В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он участвует в Международной художественной выставке в Риме. В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах. В 1914 году пишет картину Лисичка и портрет Н.М. Нестеровой. В 1914 - 1916 гг. он пишет картину На Руси, задумывает картины Христиане , Душа народа. В это же время пишет такие свои произведения, как Философы , Архиерей , В лесах , Соловей поет. В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет.

В этот же период едет на Кавказ, пребывает в Армавире с семьей. В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им написана картина Мыслитель. В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М. Нестеровой Девушка у пруда. В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина, В.М. Васнецова.

А также женский портрет. В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В. Нестерова в Государственной академии художественных наук. В этом году он начал писать воспоминания Давние дни. В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых. В 1928 году он пишет автопортрет два варианта. Совершает поездки в Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, Большая девушка , Элегия. В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных.

Первый портрет И.П. Павлова. В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова. В 1933 - 1934-х гг первый портрет С.С. Юдина. В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет А.И. Северцова. В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве. Также он написал портреты В.Г. Черткова 1935 , второй портрет С.С. Юдина 1935 , второй портрет И.П. Павлова 1935 , Е.П. Разуновой 1936 , Е.И. Таль 1936 , К.Г. Держинского 1936-37 , О.Ю. Шмидта 1937 , Е.С. Кругликовой 1939 , В.И. Мухиной 1939-1940 . В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В. Нестерова.

В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за портрет И.П. Павлова 1935 . В этом же году портрет А.В. Щусева. В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова Давние дни. Чествование М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом же 1942 году, и в это же время его наградили орденом Трудового Красного Знамени и присвоили ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж Осень в деревне. М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни. Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и действительности, русской культуры, русской живописи его времени.

И речь здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров, художник и человек, а о том, какое место, какая ячейка была ему отведена, что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же диалектически целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX в. Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об излитии любыми приемами накопившегося в сердце и в совести.

Нестеров был одним из самых взыскательных художников в истории не только русского искусства, но и мирового.

Для него не могло быть все равно как, а надо было хорошо, особенно. И не все равно, что, а тоже - нечто большое и важное, народное и русское. То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, внутренним, не внешним, и не историей на этот путь встали художники В.И. Суриков и А.П. Рябушкин, и не иконой или былиной как В.М. Васнецов, а поэзией и легендой, или, как это выразил исследователь С. Дурылин 9 , легендой, и песней, и сказкой. См. Алтаева Алатева М.В. Памятные встречи - М. Искусство, 1962. Очерк Под грохот войны. Булгаков В. Из встреч с М.В. Нестеровым М. Искусство, 1962. Бучкин П. Встречи с М.В. Нестеровым - М. Художник, 1962. Дурылин С. Жизнь замечательных людей М. Творчество, 1976. Энциклопедия искусства XX - М. Олма-Пресс, 2003. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество Нестерова на уроках

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. М.В. Нестеров создавал не только картины - сказки, картины - легенды, картины … Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова.Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика Российского искусства эпохи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества
Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества. Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял

Специфика структуры уроков по МХК
Специфика структуры уроков по МХК. Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу

Организация процессов восприятия учениками
Организация процессов восприятия учениками. творчества М.В. Нестерова Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников 30, 32, 33 , следует, что изучать творчество такого талантливо

Методические рекомендации учителям
Методические рекомендации учителям. В зависимости от содержания образования изменяются и цели преподавания курса МХК. Целями курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы является Формирова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги