рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Организация процессов восприятия учениками

Организация процессов восприятия учениками - Дипломная Работа, раздел Искусство, Творчество Нестерова на уроках Организация Процессов Восприятия Учениками. Творчества М.в. Нестерова Из Мног...

Организация процессов восприятия учениками. творчества М.В. Нестерова Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников 30, 32, 33 , следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы.

Так как, в 5 - 6-х классах на уроках искусства тема года единая - Изобразительное искусство как познание и утверждение человеческих ценностей. Произведения Нестерова, как и многих других талантливых художников, очень подходят к этой теме. Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных видах изобразительного искусства.

Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства.

Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно быть и на уроках искусства. Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы. По мнению Д.Б. Кабалевского 30, стр. 16 , следует, что урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника, слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие музыкальные и литературные произведения.

Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные, бесценные минуты урока. А.В. Луначарский писал 32, стр. 14 Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию.

Живой мир искусства С. 14 Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью, эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства.

Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских образов, вышедших из под кисти М. Нестерова и выстраданных в его сердце и душе, лучше, если зазвучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия - это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взором цариц И каждый ученик, непременно ощутит внутри своей души и своего сердца, сопричастность с возвышающими душу человека строками Н. Некрасова и с земной красотой пленительных женских образов, созданных замечательным русским художником М.В. Нестеровым.

Для того, чтобы учащиеся полнее представили образ нестеровской девушки необходимо продемонстрировать им несколько репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин и проанализировать их. Продемонстрировать ученикам цикл поэтических картин, написанных М. Нестеровым - Роман в картинках На горах , В лесах , За Волгой. Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника Великий постриг - четвертую часть Романа в картинках , Христова невеста , У креста , Равноапостольная княгиня Ольга , Царевна, портреты жены и дочерей Девушка у пруда , Амазонка. Учащимся будет интересно узнать, что до картины Христова невеста М. Нестеров не писал пейзажей.

Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Ученики должны теперь понять, что художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы.

Учащиеся, рассматривая эти картины, переживают за этих девушек и женщин, также они своими глазами видят как на этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве. С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, ученики глубже и полнее поймут и прочувствуют всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах, а потому детям будет легче их понимать.

Им будет более понятен не только смысл сюжетов картин М. Нестерова, но и замысел самого автора, и то, что он сам чувствовал, создавая женские облики на своих полотнах. Изучать творчество М.В. Нестерова нужно в 5 - 6-х классах еще и потому, что именно в этом возрасте учащиеся уже начинают глубже понимать и осмысливать материал, который им предлагается на уроке МХК, легче запоминают новые термины.

Способны выходить на некоторые обобщения. Это позволяет глубже раскрывать содержание урока. В 5 классе искусство рассматривается под иным углом зрения - как познание и утверждение человеческих ценностей. 5 класс - новая ступень познания. На уроках МХК учащиеся узнают об истории возникновения пейзажа, как результата потребности человека осмыслить свое отношение к природной среде.

Поэтому именно с этого возраста учителям МХК легче знакомить учеников с таким художником как М.В. Нестеров. Они уже знают, что такое натюрморт, портрет, пейзаж легенда, былина тоже им знакомы. В произведениях М. Нестерова насквозь сквозит святость и народная вера, чистота и возвышенность человеческой души. На примере анализа и сравнения двух картин М. Нестерова - Видение отроку Варфоломею 1889-1890 и Душа народа 1916 - можно показать ученикам, как художник сам понимал святость и веру русского народа и как правдиво он передал эту веру на своих полотнах.

Учащиеся 5-х классов уже могут понять, что происходит на подобных картинах, и они правильно их воспринимают. Все содержание занятия, обращенное к детям, и планируемая педагогом деятельность учащихся должны содержать возможность раскрытия чувств, опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления в виде звуков, красок, восприятия формы и пространства. Духовное напряжение, возвышение и уточнение духовных потребностей и интересов детей, детских переживаний и полихудожественного развития детей.

Эти общие мысли полихудожественного развития реализуются в содержании программ отдельных классов. А вот в 5 классе дети уже более осознанно все понимают и воспринимают, и уже немного больше знают об искусстве. Поэтому можно через искусство формировать нравственность, духовность в детях. Через искусство можно добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить школьников сопереживать, и тогда их духовная жизнь станет более полнокровной, они смогут более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и изобразительное искусство и многое другое.

Одним словом, они поднимутся еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Вот почему необходимо создавать на уроке условия, благоприятные для сопереживания. Например, некоторые картины Нестерова на нравственно-религиозную тему, наиболее удачно демонстрировать под музыку великого русского композитора С. Рахманинова.

Смотря на такое монументальное создание, картины Душа народа, учащиеся почувствуют поэтическую взволнованность, которая вместо звучания лирического здесь обретает подлинно трагическое звучание. Учащиеся глядя на такие картины М.В. Нестерова, как Видение отроку Варфоломею , Святая Русь , Душа народа и многие другие, могут сказать, что М. Нестерову очень нравилось тяготение к прекрасной старине, красоте, к народному искусству, к сказке. В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определеннее и устойчивее будут утверждаться нравственные начала. Все начинается с простого - с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным.

Затем появляются отношения более высокого порядка - к родной природе, дому, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, прошедшие через душу ребенка становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в единстве восприятия - это первые шаги в мире искусства.

Это всего лишь начальный этап вхождения в храм искусства. Ребенка, когда он делает свои первые шаги поддерживают родители, и с каждым новым движением он приобретает все большую уверенность. Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в прекрасный мир искусства. Также на примере портретов, написанных М. Нестеровым, можно показать ученикам насколько глубок интерес этого художника к конкретному человеку.

Портреты М. Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа - вглядываясь в человека, изучая его, открывая себя с ним, что очень важно для учащихся 5 - 6-х классов, открывать для себя богатство его души, сравнивая себя с ним, стремиться к совершенству.

На уроке, посвященном изучению творчества М.В. Нестерова широкая развернутая панорама портретных образов этого художника, помогает ребятам целостно воспринимать сущность этого жанра. Также важно, чтобы дети поняли, что художник, через искусство портрета дает представление о людях, которые как бы воплощают в себе дух своего времени Портрет И.П. Павлова. Изучение портретов кисти М. Нестерова, дает еще и прекрасную возможность пробудить интерес к человеку вообще, как одному из самых совершеннейших и прекраснейших созданий на земле, подчеркнуть, что уникальность человека должна как можно полнее выявляться во всех периодах человеческой жизни. Из всего этого можно сделать вывод, что задача учителя МХК - опираясь на представления детей, повысить уровень их восприятия, чтобы они могли воспринимать все это в окружающей действительности предметах, явлениях, поступках людей научить учащихся понимать истинную красоту, которая, не всегда может быть тихой и спокойной, скромной и собранной, или яркой и громкой.

См. Гавриловец Н. В Казимирская Н.И. Нравственно-этетическое воспитание школьников - Минск Педагогика , 1988. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца М. Искусство, 1984. Лобковская Г.С. Эстетическая культура - эстетическое воспитание.

М. Искусство, 1983. Неменский Б.М. Мудрость красоты М. Искусство, 1987. Прасова Е. Л. В союзе с красотой М. Искусство, 1987. Никонова И. М.В. Нестеров - М. Искусство, 1984. Николаев Д. Дуригин С. Тринадцать портретов - М. Советское искусство, 1935. 2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе общеобразовательной школы В этом параграфе описывается экспериментальный урок по предмету МХК в 5-м классе общеобразовательной школы на тему Творчество русского художника конца XIX начала XX в. М.В. Нестерова.

Урок разделен на 4 части 1. Общая характеристика живописи конца XIX начала XX в. Краткая биография художника М.В. Нестерова. 2. Женские образы в творчестве М.В. Нестерова. 3. Святость и вера в картинах М.В. Нестерова. 4. М.В. Нестеров - портретист.

Цель урока опираясь на личные впечатления учащихся, знания о живописи русских художников, сформировать умение читать и понимать произведение искусства - картину, портрет, составлять описание репродукции, развивать устную речь, мышление, фантазию, память, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, литературными произведениями.

Урок помогает воспитывать патриотизм, интерес к предмету, отечественной культуре, прививает любовь к искусству, развивает художественный вкус. К занятию готовится выставка репродукций картин М.В. Нестерова, книг по искусству о творчестве М.В. Нестерова, словари. На доске оформлена запись в две колонки словарь и эпиграфы. Словарь Эпиграфы Портрет Постоянный труд, без Автопортрет коего нет истинного великого, является Пейзаж необходимым условием художественного Лирика творчества А.С. Пушкин.

Акварель В искусстве все являются учениками Колорит друг друга, но каждый идет своим путем. Цвет М.М. Пришвин. Репродукция Реставрация Вернисаж Плеяда Легенда Былина Живопись Красота Истина Шедевр. На уроке звучит музыка великого русского композитора С. Рахманинова. Сначала одному из учеников предлагается прочитать эпиграфы на доске. Потом учитель читает словарь с доски, после каждого понятия ученики объясняют его значение, если слово для них новое, учитель объясняет сам его значение.

Следующим этапом идет слово учителя. Педагог рассказывает тему урока, показывает учащимся репродукции картин М.В. Нестерова, вместе с учениками анализирует их, сравнивает. Картины М.В. Нестерова очень лиричны, музыкальны, сказочны, поэтичны, эмоциональны, красивы. А ведь воспитание чувств ребенка начинается именно с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Только на эмоциональной основе устанавливаются самые прочные связи ребенка с окружающим миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, человечна, всегда несет в себе добро. Красота для ребенка это то, что ярко, броско, привлекательно, а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки, любимого животного и т.д. И от картин, написанных таким замечательным художником, как М.В. Нестеров, веет именно добротой.

И пятиклассники уже понимают, что красивым может быть не только красивый яркий цветок, но и красивой может быть душа человека, его внутреннее состояние, а не только внешнее. После просмотра репродукций и их анализа рекомендуется провести с учащимися творческие задания по изучению творчества русского художника М.В. Нестерова. Например такие, как викторины. 1. Викторина на тему Женские образы в творчестве М.В. Нестерова 1 На какой картине М.В. Нестерова изображена девушка с гроздью рябины в руках? На горах . 2 В какой картине М.В. Нестерова звучит драматический диалог между мужчиной и женщиной? За Волгой . 3 Как называется написанная художником 3-я часть его романа в картинках ? В лесах . 4 На каком своем полотне М.В. Нестеров изобразил реальную сцену из старообрядческого скита? Великий постриг . 5 Какой рисунок М.В. Нестерова приблизил его к написанию картины Христова невеста ? У креста . 6 Когда художник писал эту картину, ему казалось, что он музыкант.

Это картина - элегия.

Какое это произведение? Христова невеста . 7 В какой картине М.В. Нестеров впервые проявил себя как пейзажист? Христова невеста . 8 В каком этюде художник как бы по-новому заглянул в глубину человеческой души? Небольшая картина . 9 Как называется цикл поэтических картин, написанных М.В. Нестеровым о женской судьбе? Роман в картинках . 2. Викторина на тему - Святость и вера в картинах М.В. Нестерова 1 На какой картине М.В. Нестерова старец как бы предстает из дуба перед мальчиком, мнится ему? Видение отроку Варфоломею . 2 Какая картина М.В. Нестерова осталась его любимым произведением на всю жизнь? Видение отроку Варфоломею . 3 Какие еще картины М.В. Нестерова наглядно показывают святость и веру русского народа? Святая Русь , Христиане , Путь ко Христу , Душа народа . 4 Каким картинам этого автора можно приписать высказывание из Евангелия Не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное ? Видение отроку Варфоломею , Святая Русь , Душа народа . 5 Какую картину М.В. Нестерова можно сравнить по схожести замысла с произведением русского художника Иванова Явление Христа народу ? Святая Русь . 6 Как можно по-другому назвать произведение Святая Русь ? Явление Христа русскому народу . 7 Что является главным на картинах М.В. Нестерова Святая Русь , Путь ко Христу , Душа народа ? Толпа, идущая к Христу, толпа молящихся людей . 8 Что общего между картинами Видение отроку Варфоломею и Душа народа ? Изображение мальчика, верящего в Христа . 3. Викторина на тему М.В. Нестеров - портретист 1 Портреты какой женщины, написанные М.В. Нестеровым, больше всего удивляют своей мягкостью, женственностью, внутренним изяществом? Е.П. Нестеровой, жены художника . 2 Как называется портрет дочери художника, который считается наиболее удачным и значительным в его портретном творчестве? Амазонка . 3 Как называется портрет двух людей, написанный М.В. Нестеровым, до которого он еще не писал двойного портрета? Философы . 4 Кто изображен на картине Философы ? Булгаков и Флоренский . 5 В каком портрете более всего выражается характеристика человека с помощью изображения его лица и рук? Архиепископ . 6 На каком портрете изображен философ-идеалист И.А. Ильин Мыслитель. Также рекомендуется дать творческие задания, как выполнение домашней работы 1. Выступление-справка о художнике М.В. Нестерове. 2. Выступление-анализ картины Христова невеста. Устно отзыв об ответе.

Как ученик понял содержание и замысел художника? 3. Выступление-анализ картины Видение отроку Варфоломею. Также устно. 4. Личные впечатления о картине Пустынник . 5. Личные впечатления о картине Душа народа. В конце каждой четверти проводятся уроки-обобщения.

Формы их проведения могут быть самыми разнообразными.

Урок - состязание на тему Творчество русского художника М.В. Нестерова.

Ученики делятся на две команды.

Каждая команда придумала себе название, связанное с искусством, выбрала себе капитанов. Одна стала называться Пейзажисты, другая - Акварель. Командам сообщаются правила состязания 1. Каждая команда может получить очко и за высокую активность в игре. Первый этап игры - состязание команд.

По всему курсу МХК 5-го класса составлены вопросы, на каждый из них должны найти ответ команды. Но можно выбрать для игры отдельную тему, одну, как например Творчество М.В. Нестерова Игра является на таких уроках эффективным средством активизации памяти детей. В классе лес рук. Второй этап игры - конкурс знатоков. Отгадывают кроссворд. Если ответы на вопросы будут правильными, то по стволу дерева-кроссворда сверху вниз можно будет прочитать фамилию русского художника конца XIX начала XX в. Нестеров . вер н исаж п е йзаж кра с очность пор т рет аквар е ль натю р морт ик о на жи в опись Третий этап - учимся читать произведение искусства.

Предметом разговора дети должны стать две картины М.В. Нестерова - Видение отроку Варфоломею и Душа народа. Вопросы Что общего между этими картинами и чем они друг от друга отличаются? Что вы почувствовали за образами героев каждой из этих картин? Изучение истории искусства на уроках МХК, составляет столь важный предмет для развития в детях способности наблюдать и размышлять, что ему должно быть отведено в школе одинаковое место с другими предметами.

Так учащиеся будут шире и многосторонней знакомиться с реальной действительностью, изучать ее и в то же время привыкать к правильному восприятию искусства. См. Библиотека программ по искусству и эстетическому воспитанию. Живой мир искусства М. 1999 3 выпуск.

Теоретический и научно-методический журнал Воспитание школьников - М. Школа - пресс 2. 2000. 2.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творчество Нестерова на уроках

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. М.В. Нестеров создавал не только картины - сказки, картины - легенды, картины … Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова.Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Организация процессов восприятия учениками

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика Российского искусства эпохи
Общая характеристика Российского искусства эпохи. Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятил

Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества
Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества. Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как целеосознанно и последовательно он осуществлял

Специфика структуры уроков по МХК
Специфика структуры уроков по МХК. Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу

Методические рекомендации учителям
Методические рекомендации учителям. В зависимости от содержания образования изменяются и цели преподавания курса МХК. Целями курса МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы является Формирова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги