рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ - раздел Искусство, Театр в мировой литературе Эпоха Возрождения. Вильям Шекспир 1564-1616 Имя Великого Английского, Драмату...

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Вильям ШЕКСПИР 1564-1616 Имя великого английского, драматурга в переводе с английского означает потрясающий копьем. Именно так, победно, навеки, вошел о мировую литературу Шекспир - создатель нового европейского театра, до сих пор не имеющий соперников.

Он был сыном эпохи удивительной и особенно благотворной для творческих дерзаний, которая недаром была названа эпохой Возрождения. Каждая европейская страна переживала Возрождение по-своему и преподнесла миру свои собственные дары. Шекспировская Англия не знала лучезарного утра, осенившего великих итальянских гениев - Данте, Петрарку, Боккаччо она сразу вступила в яркий полдень ренессанской культуры, который еще сияет в комедиях Шекспира и его Ромео и Джульетте, но быстро отступает перед багрово-красными вечерними тенями Гамлета и Короля Лира. Расцвет английского Возрождения связан с блестящей елизаветинской эпохой, когда на престол Англии вступила Елизавета I, завершившая правление династии Тюдоров.

Англия, незадолго до этого пережившая столетие кровавой феодальной смуты, нуждалась в сильной власти и стабильности. Елизавета I поистине железной рукой подавляла феодальную оппозицию, отправив на эшафот свою соперницу, шотландскую королеву Марию Стюарт, а впоследствии своего любимца лорда Эссекса, уличенного в заговоре.

Время это безоблачным не было, Англия мужала, завоевывала мир, победно прокладывала новые морские пути и приобретала новые колонии. Она поразила Европу разгромом испанской Непобедимой Армады в 1588 году, положив конец властвованию испанских мореплавателей над мировыми океанами, И при этом будущее представало тревожным.

По дорогам Англии брели бездомные и обездоленные, то и дело вспыхивали бунты. При этом страна жила тревожным ожиданием новой династической войны, потому что Елизавета I, королева-девственница, не дала отечеству желанного наследника. Резкие контрасты, драматизм поистине театральных исторических сюжетов чего стоил хотя бы отец Елизаветы I Генрих VII, за короткое время сменивший шесть жен, две из которых были казнены по его приказанию, нарастающее ощущение неизбежной катастрофы, ропот пуритан, который разразится революционным взрывом в середине следующего столетия таким было время Шекспира.

Таким был и его театр. Гений всегда окружен атмосферой тайны. Вокруг Шекспира тайн особенно много, и разгадывать их не перестают и доныне. Как всегда волновал ученых гомеровский вопрос, так до сих пор неразрешенным остается пресловутый шекспировский вопрос. Реальная биография Вильяма Шекспира событиями не богата и довольно прозаична. Он родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стрэдфорде-на-Эвоне, расположенном в красивой холмистой местности, в чудесном уголке зеленой Англии. Предки Шекспира были крестьянами, а его отцу, Джону Шекспиру, удалось вырасти до типичного провинциального горожанина, зарабатывавшего на хлеб насущный торговлей.

Он сумел даже дослужиться до должности бургомистра, хотя позже попал в весьма стесненные обстоятельства и практически разорился. Хоть и считается, что в жизни гениев особая роль принадлежит матери, давшей им жизнь, о матери Шекспира практически ничего не известно. Он был третьим ребенком в семье, семи лет его отправили в местную Грамматическую школу, где учили чтению, письму и начаткам древних языков.

Но отец вскоре забрал сына и из этой школы, нуждаясь в его помощи. На этом, по существу, образование Шекспира, закончилась. Отсюда непреходящее изумление потомков откуда у недоучившегося школьника поистине безграничные познания? Существует легенда, что, разделывая в отцовской лавке мясные туши, Шекспир сочинял им поэтические эпитафии.

Вряд ли она достоверна. Известно, что в восемнадцатилетнем возрасте Вильям Шекспир женится на некоей Анне Хетуэй из соседней деревни. Невеста была старше его на восемь лет, а их первый ребенок родился через шесть месяцев после свадьбы, что явственно указывает на вынужденный характер этого скоропалительного брачного союза. Вскоре в семье даются еще и близнецы, но этот ранний брак вряд ли заполнил сердце Шекспира. По крайней мере, примерно в 1585 году он покидает Стрэдфорд-на-Эвоне и вплоть до 1612 года бывает в нем лишь краткими наездами.

О первых годах Шекспира в Лондоне 1585-1592 мы ровным счетом ничего не знаем исследователи считают их потерянными. Существует легенда, что Шекспиру оказал протекцию его земляк Ричард Бербедж, великий трагический актер английского театра. Может быть, он и сманил Шекспира в столицу? Лондон к моменту появления в нем Шекспира представлял собой город с населением 300 тысяч, т. е. по средневековым масштабам огромный.

Центральные улицы были только что вымощены, на них царило оживление, река Темза была запружена тысячами судов и лодок, прокладывавших себе путь среди плавающих свободно лебедей. Через Темзу был уже выстроен большой Лондонский мост, на котором шла бойкая торговля. Королева Елизавета I разъезжала по столице в громоздкой придворной карете, а иногда плавала по Темзе в разукрашенной гондоле. Это был чисто ренессансный город, где обожали зрелища, праздники, пышные церемонии, все, что сулило утеху взору и слуху, и особенно - театр. Театр оказался тем искусством, к которому особенно тянулась душа англичанина эпохи Возрождения, жаждущего зрелищности, динамизма, праздничности и накала страстей.

В Англии в XVI веке еще были живы традиции средневекового театра. Самые ранние театральные представления устраивались в средневековых городах в дни церковных празднеств. В мистериях, мираклях, моралите, написанных на религиозно-этические темы, основные роли исполняли священники и представители городских цехов гильдий. В карнавальных смеховых представлениях, разыгрываемых на городских площадях и ярмарках, участвовали бродячие фокусники, дававшие попеременно акробатические и театральные постановки.

Профессиональные театры и актеры начинают возникать в Англии только во второй половине XVI века. В 1560 году Елизавета I установила особые правила театральных представлений, подчинив их строгой цензуре. В частности, актерам предписывалось состоять на службе у какого-нибудь вельможи, иначе они признавались обыкновенными бродягами.

С этих пор знатнейшие люди государства стали содержать собственные придворные театры, в частности, лорд Лейстер. Другим театрам не позволялось устраивать представления в черте города. Тогда лондонские театры обосновались на особой территории, на южном берегу Темзы, в Ист-Энде, подальше от строгих взоров пуритан. Здесь были выстроены театры с красивыми названиями Надежда , Лебедь , Розах. Здесь же в 1599 году был построен знаменитый театр Глобус, которому суждена была особая роль и мировая известность, оправдывающая его название.

В частные придворные театры вход был открыт только по приглашениям, в них имелись исключительно сидячие места, а представления происходили в залах, подобных залам ратуши. Городские общественные театры создавались для широкого зрителя, поэтому они были устроены по образцу трактирных дворов, где прежде разыгрывались любимые толпой театральные представления. Крыша устанавливалась только над сценой, зрители же находились под открытым небом, поэтому спектакли можно было играть только при дневном свете.

Партер отводился самой бедной и грубой части публики, которая смотрела представление стоя, вела себя весьма вольно, реагировала непосредственно и бурно, бросая при случае в актеров остатки еды и даже камни в знак недовольства. Здесь же ели, пили пиво, курили, перебранивались, а порой и вступали в потасовки. Самые лучшие место находились прямо на сцене там обычно сидели богатые покровители театра и знатоки, в том числе и коллеги-драматурги.

Сюда проникали и подосланные книгопродавцами стенографисты, которые пытались тайком записать текст исполняемой пьесы, которая, по нормам того времени, являлась исключительной собственностью данного театра и не могла печататься без его разрешения. Эта монополия на продукцию во многом объясняет факт отсутствия рукописей Шекспира. Театральный реквизит был очень примитивным. Декорации практически отсутствовали. Когда играли комедию, потолок сцены затягивали голубой тканью, при исполнении трагедии - черной.

На дверях, находящихся прямо на сцене и ведущих в уборные актеров, наклеивались записки, на которых крупными буксами писали ПАРИЖ, или ВЕНЕЦИЯ, или АФИНЫ. Зрителям, наделенным живым воображением и детской непосредственностью, этого было достаточно, чтобы перенестись в любой уголок мира. Применялись и простейшие машины, с помощью которых можно было опускать и поднимать актеров. Женские роли исполнялись в ту пору только мужчинами, в них выступали юные актеры. При этом на актерские костюмы денег не жалели, иногда какие-нибудь панталоны для королевского костюма стоили больше, чем весь авторский гонорар за пьесу.

Число актеров в театральной труппе эпохи Шекспира обычно было невелико от 8 до 12 человек. Актеры сами решали, какие пьесы им ставить, сами распределяли роли и делили доходы. В этот мир попал Вильям Шекспир и сравнительно быстро достиг благополучия, потому что одновременно выступил как актер, драматург, а вскоре стал пайщиком своего театра Глобус. О Шекспире-актере известно немного.

По-видимому, он в основном играл роли второстепенные - людей пожилых и серьезных. Достоверно известно, что он исполнял роль призрака в своей трагедии Гамлет. Зато из года в год он писал свои пьесы, все более совершенные, работая, очевидно, в напряженнейшем ритме. О двадцати годах его лондонской творческой жизни, о буднях этого загадочного гения мы знаем поразительно мало. Известно, что у него были высокопоставленные друзья и покровители - лорд Саутгэмптон, лорд Эссекс, общение с которыми должно было оказаться для него благотворным.

Быть может, мелькнула в его жизни и некая безымянная смуглая леди - героиня его сонетов. Поэтому странным и необъяснимым многим исследователям представляется его внезапный уход в 1613 году, когда он вдруг покинул свой любимый театр и отправился в родной Стрэдфорд-на-Эвоне доживать век в довольстве разбогатевшего мещанина, где и умер, как гласит легенда, в день своего рождения - 23 апреля 1616 года, в один год с великим Сервантесом.

Знали ли его земляки, что провожают в последний путь величайшего драматурга мира? Особенно поражало исследователей сохранившееся завещание Шекспира, в котором расписано все имущество, вплоть до посуды жене завешена только вторая по качеству кровати, что в комментариях не нуждается, но нет ни слова о рукописях, творческом наследии и каких-либо книгах, словно в доме их не было. Так возник шекспировский вопрос, который начал волновать исследователей еще в XIX веке и окончательного ответа на который до сих пор нет. Возник нескончаемый спор мог ли провинциал из Стрэдфорд-на-Эвоне, не имевший никакого систематического образования, не повидавший мира и людей, создать шедевры, демонстрирующие, кроме ослепительного его дарования, еще и энциклопедическую эрудицию? Написано множество книг, суммирующих знания Шекспира в какой-то определенной области истории, мифологии, натурфилософии, медицине, в том числе психиатрии, астрологии, ботанике, орнитологии, юриспруденции и так далее.

И всегда его познания оказывались ошеломляюще универсальными, Хотя он допускал неточности и ошибки, в чем-то он порой опережал свое время. Так возникла версия, согласно которой реальный Шекспир был только ширмой, за которой скрывался истинный автор великих творений - человек высочайшей культуры и образованности, воплощающий ренессансный универсализм.

На роль этого загадочного автора выдвигали многих известных деятелей английского Возрождения, в том числе выдающегося философа Фрэнсиса Бэкона, графа Ретленда, графа Пембрука, графа Дарби и других. Вероятно, духовный аристократизм, в высшей степени присущий гению Шекспира, не получил а глазах исследователей личностного подтверждения в фигуре странного обывателя из провинциального английского городка, приехавшего в Лондон скорее всего на заработки и случайно написавшего несколько десятков драматических шедевров, чтобы обеспечить себе спокойную старость.

Ни одна из выдвинутых версий не признана пока абсолютно достоверной, споры продолжаются, то замирая, то вспыхивая вновь с яростной силой.

Мы слишком любим Шекспира и потому испытываем потребность творить его идеальный, гармоничный, художественно совершенный образ чуть ли не по законам его собственного театра. Мы знаем о нем ничтожно мало. Кому под силу проникнуть в тайну гения? Будь этот гений простолюдином из Стрэдфорда или утонченным лондонским аристократом, не пожелавшим снять маски это уже никак не может повлиять на созданный Шекспиром мир, который живет и будет жить независимо от воли его создателя.

Первое собрание сочинений Шекспира было выпущено уже после смерти автора в 1623 году двумя актерами его труппы Хемипгом и Конделлом, которые утверждали, что в основу издания положены подлинные рукописи Шекспира. С тех пор проведена огромная текстологическая работа, которая не завершена и доныне, и в установленный шекспировский канон были включены 37 пьес, 2 поэмы и сборник сонетов.

Творчество Шекспира принято делить на три периода. К первому периоду 1591-1601 относятся преимущественно комедии Сон в Иванову ночь , Двенадцатая ночь , Укрощение строптивой , Веселые Виндзорские кумушки , Венецианский купец , Как вам это понравится , Много шума попусту , Бесплодные усилия любви, трагедии Ромео и Джульетта и Юлий Цезарь и целый ряд исторических хроник Генрих VI , Ричард III , Король Иоанн , Ричард II , Генрих IV , Шекспиру не пришлось изобретать заново азбуки театрального искусства к моменту появления в Лондоне будущего великого драматурга оно уже возмужало и сложилось, создав благодатную почву для гения. Изящно-пасторальный мир Джона Лили 1554-1606 , трагический титанизм Кристофера Марло 1564-1593 , увлекательная сюжетность Роберта Грина 1558-1592 , острый драматизм Томаса Кида 1558-1594 - все это соединилось в шекспировском театре, демонстрирующем разнообразие драматургических жанров и виртуозность стилистических приемов.

К самым ранним произведениям Шекспира обычно относят его исторические хроники. Этот жанр возник в английском театре независимо от античной традиции и особенно полно отвечал национальным запросам.

Прозаические хроники были популярным жанром английской средневековой литературы, именно из них черпал впоследствии Шекспир сюжеты своих великих северных трагедий, особый интерес имела для него хроника Холиншеда 1577 , где рассказывалась, в частности, и печальная история принца Датского.

Жанр исторической хроники формировался на основе традиций средневекового театра. Но если в религиозных мистериях, популярных у европейского зрителя позднего средневековья, были представлены в аллегорическом воплощении судьбы мира, то исторические хроники ориентированы на национально-государственную проблематику и в центре их - судьбы отечества. Проблемы законопорядка, престолонаследия и гражданского мира живо волновали шекспировских современников, еще хранивших в памяти историю феодальных кровавых смут. Поэтому магистральным сюжетом шекспировских хроник является становление английской государственности, что определило их проблематику и жанровое своеобразие.

Лучезарность мироощущений Шекспира выразилась в комедиях. Античная комедия была преимущественно сатирической и нравоописательной. В европейском средневековом театре комедия заведомо была отнесена к жанрам низким, и в ней господствовал фарсовый площадной юмор. Самый популярный тип такой комедии - фарс, где действовали персонажи, представляющие своеобразные социальные маски пройдоха-адвокат, развратник-священник, крестьянин-плут и т. д Материалом комедии обычно служил быт средневекового города, и столкновения персонажей определялись их меркантильными интересами.

Шекспир открыл новые возможности комедии, сделав ее лирической и даже, как порой говорят, романтической. Комедия его выросла на новой, уже окультуренной почве европейского Ренессанса, создавшего свое представление об эстетической норме и видевшего в искусстве не грубую копию реальности, а воплощение идеальной природы.

Поэтому традиционный сатирический элемент перестает играть в комедиях Шекспира решающую роль, а зачастую и вообще отсутствует. Для него меняются сами источники комического. Над чем же смеется Шекспир и его благодарный зритель, не утративший вкуса к комедиям, возраст которых - четыре столетия? Смешное стареет быстрее всего, и порой то, что веселило двадцать лет назад, становится скучным и непонятным для нового поколения.

Чтобы комедия выжила в течение четырех веков, она должна обладать необходимой универсальностью в самой трактовке комического. И именно это составило новаторство Шекспира. Основой комедийного сюжета у него становятся превратности любви, во все времена повторяющиеся. А истоки их - или в необычном стечении жизненных обстоятельств или в прихотях страстей. Отсюда два основных жанра шекспировской комедии - комедия положений и комедия характеров. Сюжетная канва шекспировских комедий редко бывала собственным вымыслом драматурга он пользовался сюжетами античными, историческими, перерабатывал популярные новеллы, прежде всего итальянские, пьесы своих предшественников и современников.

К первому периоду творчества Шекспира относится и его единственная трагедия - Ромео и Джульетта. Ромео и Джульетта были хорошо известны в эпоху Возрождения и до Шекспира не раз подвергалась литературным обработкам. О враждующих итальянских семьях Монтекки и Капулетти упомянул еще Данте в своей Божественной комедии Чистилище , VI, 106 . Мотив семейной вражды, препятствующей соединению влюбленных, был достаточно популярен в средневековой литературе, но приобрел особый смысл в эпоху Возрождения, провозгласившую право человека на счастье и на свободный выбор жизненного призвания.

Сюжет этот недаром привлек Шекспира. В Ромео и Джульетта он выразил истинно ренессансное представление о любви как о мощной гармонизирующей силе, объемлющей собой плотское и духовное и составляющей части космического универсума.

Недаром любовный диалог Ромео и Джульетты в сцене ночного свидания изобилует астральными образами и сравнениями. Чувство это вспыхивает стихийно и мощно, сметая на пути все препятствия. Не случайно действие в шекспировской трагедии охватывает всего 5 суток, на протяжении которых влюбленные проживают историю своей юной страсти от первой встречи до трагической развязки. Они обретают о своем союзе искомую гармонию. И это гармонизирующее начало, побеждающее вражду и смерть, определило оптимистический финал шекспировской трагедии.

Семьи Монтекки и Капулетти, примирившись над телами погибших детей, решают воздвигнуть золотые статуи Ромео и Джульетте. Второй период творчества Шекспира принято называть трагическим. Это связано не только с тем, что основным его жанром становится трагедия, но и с общими особенностями мировоззрения зрелого Шекспира, для которого лучезарный полдень как будто сменился резкими вечерними тенями. Перелом в настроениях Шекспира может показаться слишком резким.

Перелом этот явно связан с актуальными политическими событиями в Англии, имевшими к Шекспиру самое непосредственное отношение. Как известно, он был дружен с группой молодых и влиятельных аристократов, завсегдатаев театра Глобус. В 1601 году выносится судебный приговор лорду Эссексу, обвиненному в государственной измене, после чего Эссекса казнили. К заговору был причислен и лорд Саутгэмптон, который подвергся тюремному заключению. Незадолго до этого Шекспир пишет трагедию Юлий Цезарь, в центре которой история политического заговора и трагическая судьба Брута, совершившего убийство тирана из самых благородных побуждений, но не сумевшего уничтожить тиранию.

Нравственное поражение Брута составляет самостоятельную психологическую линию этой великой трагедии. Именно в это время рождается у Шекспира замысел Гамлета, появление которого ознаменовало начало нового периода его творчества. Легенда о датском принце Амлете впервые была представлена в хронике Саксона Грамматика История датчан 1200 г которой впоследствии воспользовался Холиншед.

Гамлет явился своеобразным прологом ко всем великим трагедиям Шекспира. Исходя из особенностей конфликта, можно выделить два типа трагедий Шекспира субъективные, сосредоточенные на героях, рабах страстей, и объективные, в центре которых проблема состояния мира. Особенность Гамлета состоит в том, что он сочетает оба эти аспекта и потому остается одной из самых сложных трагедии Шекспира, подвергавшейся самым противоречивым трактовкам.

Природа конфликта, определяющая жанровую специфику трагедии, связана с определенными обязательными условиями. Трагедия требует масштаба - философского, эпохального, вселенского. Герой трагедии не может решать узколичные задачи, судьба его включена в движение времени или рока, и его свободная воля сталкивается с неподвластными силами бытия, что обрекает его на поражение и гибель. Кроме того, необходима определенная эстетическая и временная дистанция между героем трагедии и зрителем, что является необходимым условием катарсиса.

Поэтому давно отмечено, что трагедия очень редкий гость в мировом искусстве. Для зрелых трагедий Шекспира, начиная с Гамлета, характерны новые особенности, составляющие их контраст с произведениями первого периода. Во-первых, резко меняется сам фон действия. Гамлет , Макбет , Король Лир недаром называют северными трагедиями. Здесь царит колорит сумрачный, ночной, холодный. Как воздух щиплется большой мороз! Акт І, сцена 4 - замечает Гамлет, томясь на крепостных стенах в ожидании призрака.

Жестокий и кусающий воздух , Акт І, сцена 4 - вторит ему Горацио. Гром и ледяной дождь обрушиваются на несчастного короля Лира. Во-вторых, в трагедиях Шекспира принципиально меняется схема конфликта, наметившаяся, к примеру, в его ранней трагедии Ромео и Джульетта. Любовная коллизия перестает быть сюжетным центром, она включается в новый магистральный сюжет - судьба человека на фоне кризисного состояния мира. И в-третьих, трагическому герою Шекспира предстоит решать проблемы внеличные, затрагивающие самые основы бытия, что неотвратимо ведет его судьбу к трагической развязке. Шекспировский Гамлет, благодаря универсальности своего замысла, становится своеобразным прологом к зрелым трагедиям Шекспира.

Последний период творчества Шекспира 1609 - 1613 связан с новым для его творчества жанром - трагикомедией. Трагикомедия становится популярным жанром европейского театра эпохи барокко, формально само звание подразумевает некий синтез двух прежде противостоящих по художественным признакам жанрам - трагедии и комедии.

Позднему Шекспиру жанр оказывается близким. Он позволяет ему снять трагическое напряжение второго периода и открывает возможности создание некоей утопии, что особенно чувствуется в лучшей пьесе последнего периода - Буре. Жан-Батист Мольер В ряду гениев мировой литературы Жан-Батист Мольер занимает одно из видных мест. Высокий литературный престиж Мольера поддерживали главный авторитеты трех последующих столетий Вольтер в XVIII веке, Бальзак в XIX, Ромен Роллан в XX. Комедиографы почти всех стран издавна признают Мольера своим старейшиной.

Комедии Мольера переведены почти на все языки мира. Имя Мольера блистает во всех трудах по истории мировой литературы. Девиз Мольера цель комедии состоит в изображении человеческих недостатков, и в особенности недостатков современных нам людей Буало. Поэтическое искусство, Гослитиздат, М. 1937, с. 77 - во многом определил эстетику реалистической драматургии нового времени.

Так писательский труд Мольера обрел самую высокую историческую оценку и в известном смысле был возведен в норму и образец. Правда, творчество гениального комедиографа получало иногда и иные оценки. Полемизируя со сторонниками академической мольеристики, навязывавшими порой Мольеру чуждую ему роль докучного моралиста и плоского бытописателя, некоторые современники придерживались того мнения, что он думал лишь о том, чтобы рассмешить зрителя.

Жак-Батист Поклен настоящая фамилия Мольера родился в январе 1622 года, в семье королевского обойщика Жана Поклена. Потеряв в детстве мать, он остался на попечении деда Луи Крессе, а затем его определили в Клормонский коллеж. То было лучшее учебное заведение страны, а Жан-Батист Поклен - одним на его лучших учеников. Склонность к занятиям литературой и философией обнаружилась у Мольера очень рано, Прилежный юноша с любовью переводил стихами философскую пойму Лукреция Кара О природе пищей, эту знаменитую энциклопедию материализма древности. С молодых лет направление мысли Мольера было предуказано учением французского философа-материалиста Пьера Гассенди.

Характерен и круг людей, с которыми был дружен Мольер. Еще молодым человеком он сближается с лицами, склонными к занятиям философией и литературой. Это Клод Шапель, обладатель живого иронического ума, ставший впоследствии писателем-памфлетистом это Франсуа Бернье-в будущем автор смелого политического трактата это драматург и философ Сирано де Бержерак.

В провинции Мольер сближается с веселым поэтом-эпикурийцем д Ассуси, с братьями Пьером и Тома Корнель. В Париже Мольер дружит с молодым Депрео Буало, с философом-гассендистом Ла Мот ле Вайе, с вольнодумной женщиной Нинон де Ланкло, с просвещенной дамой г-жой Саблиер, с юным Жаном Расином и, наконец, Лафонтеном, сказавшим как бы от имени всех собеседников и единомышленников Мольера Это мой человек. Единство литературного и актерского творчества - действительно характернейшая черта гения Мольера.

Величайший драматург Франции начал свое вхождение в театр как актер и оставался актером всю свою жизнь. Это обстоятельство имеет огромное значение, и дело не только в том, что пребывание на сцене способствует лучшему знанию законов театра. Главное в том, что, находясь тридцать лет на подмостках, Мольер собственной сценической практикой продолжал непрерывную французскую театральную традицию, развивая и согласовывая ее с требованиями жанра высокой комедии.

Не только на самой сцене театра Мольера, но во всем внутреннем строе его комедий была сохранена стихия вольной площадной игры, открытая форма лицедейства, яркие краски масок, динамика внешнего построения действия - при том, что на подмостки были возведены современные типы и были показаны нравы и быт живой действительности. Вступив на театральную стезю в юные годы и для этого отказавшись от должности королевского обойщика и от карьеры адвоката Мольер был полон светлых надежд.

Он сдружился с семейством Бежаров, увлеченных театральным любительством. Старшая в семье дочь, Мадлена, была уже профессиональной актрисой. Влюбленный в театр, Жан-Батист влюбился и в Мадлену. Естественно, что он мечтал выступать со своей подругой в героическом репертуаре. Будущее рисовалось заманчиво, но познал он пока что лишь тернии актерского ремесла. И беда была не только в ошибочном выборе героического амплуа. Любительская труппа, в которую вошел Мольер, не могла, конечно, со своим малооригинальным репертуаром и слабой актерской техникой, соперничать с двумя стабильными парижскими труппами - Бургундским отелем и театром Маре. С трудом протянув сезон 1644 года, театр оказался кругом в долгах, и Мольеру, взявшему на себя финансовую ответственность, даже пришлось отсидеть в долговой тюрьме.

Но юные энтузиасты не пали духом. Бросив неприветливую столицу, они отправились в провинцию и пробыли там долгие двенадцать лет. Годы пребывания Мольера в провинции совпали с грозным временем Фронды 1648-1653 , когда бунты, возглавляемые принцами крови, перемежались с народными восстаниями, а иногда оба антиправительственных движения сливались в единый поток.

Города, которые посещала труппа Мольера, не раз соседствовали с теми местами, где пылала гражданская война. И хоть такой путь лавров не сулил, но хохота и аплодисментов было предостаточно. Пройдут годы, и Мольер в серьезном споре скажет На мой взгляд, самое важное правило - нравиться.

Пьеса, которая достигла этой цели хорошая пьеса. Этому правилу Мольера научили, конечно, не книги, не ученые поэтики, а сцена, его собственный артистический успех. Фарсы Мольера вроде Ревности Барбулье или Летящего доктора были чистыми безделками, но они имели немалый смысл для формирования новой комедии, ибо были, по словам французского литературоведа Г. Лансона, той народной почвой, которую она уходит своими корнями. В анналах истории мирового театра пять лет-с 1664 по 1669, за которые были написаны Тартюф , Дон Жуан , Мизантроп , Жорж Данден и Скупой сопоставимы только с пятилетием создания Гамлета , Отелло и Короля Лира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Театр в мировой литературе

Из столетия в столетие миллионы людей наслаждаются изображениями прекрасных человеческих тел на полотнах Рафаэля. Но изображение Христа, распятого и страдающего, не предназначено для… Конечно, это во многом верно нередко точность, узнаваемость того, что изобразил художник, поразительна.Но вряд ли…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение древнегреческой драмы и театра
Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика Илиада , Од

Театр демократических Афин
Театр демократических Афин. Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве великих трагиков V в. до н. э Эсхила и Софокла. Творчество Эсхила связано с эпохой

Римский театр эпохи республики
Римский театр эпохи республики. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам. После первой Пунической войны, на пр

Литургическая и полулитургическая драма
Литургическая и полулитургическая драма. Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь ст

Светская драматургия
Светская драматургия. Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трубадура Адама де Ла-Аль около 1238-1287 из французского города Арраса. Де Ла-Аль был страстно ув

Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов. Он родился в провинциальном Таганроге, в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца. В детстве и юности - обычные гимназические и студенческие будни.

Бернард Шоу - драматург ХХ века
Бернард Шоу - драматург ХХ века. Бернард Шоу 1856-1950 родился в Дублине, столице Ирландии -не менее других ирландцев он был влюблен в неповторимую красоту родного края. Нигде нет таких красок в не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги