рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек и искусство

Человек и искусство - Реферат, раздел Искусство, Реферат По Истории Философии «Человек И Искусство» Содержание: Введение 3 Ист...

РЕФЕРАТ по истории философии «ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО» СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ИСТОКИ ИСКУССТВА 4 ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА 5 ЕГИПЕТ 6 ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 6 ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО 6 СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО 7 НОВОЕ ЦАРСТВО 7 ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ 8 ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 8 ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ 9 АРХАИКА 10 КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ 11 РАННЯЯ КЛАССИКА (500-490-е гг. до нэ.) 12 ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (конец V — начало VI в. до н. э.) 13 ЭЛЛИНИЗМ 14 ДРЕВНИЙ РИМ 15 РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (конец VI — конец I в. до н. э.) 15 РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (конец I в. до н. э. — V в. н.э.) 16 ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ 16 ВИЗАНТИЯ 18 РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО 19 ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 19 ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 20 ИСКУССТВО XVII ВЕКА 21 ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 22 ИСКУССТВО XIX ВЕКА 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25 ВВЕДЕНИЕ "Искусство есть одно из средств общения между людьми", Г. В. Плеханов.

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры.

Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах.

Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Помощь в познании мира через эмоциональное вос¬приятие его, расширение кругозора, пробуждение творче¬ских сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к ху¬дожественному творчеству, быть может является величай¬шим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены.

Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержа¬нию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой. Советский психолог Л. С. Выготский писал: "Искусст¬во есть социальное в нас — есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовле¬кает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа". Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разга¬дав тайны бытия, с помощью системы художественных об¬разов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизу¬ющее к действию наши духовные силы. История искусства в истории человечества представляет собой сложную кар¬тину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благода¬ря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрически аске¬тичные линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью ви¬зантийского художника.

В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства и показать, как человек, изменяясь, творил новое, нечто отличное от прежнего, как его творения изменяли самого творца, как рождались и умирали цивилизации, и что осталось вечным напоминанием о их существовании.

ИСТОКИ ИСКУССТВА Истоки искусства уходят в глубокую древность.

Проб¬лема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы, но о художе¬ственной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось соз¬нательное представление человека о художественном творчестве.

Зарождение искусства восходит к первобыт¬ной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навы¬ков, возникновению еще одной формы общения между людьми. Согласно данным археологов уже в эпоху палео¬лита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. по¬явились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика). Надо отметить, что в первобытном обществе художест¬венная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материаль¬ной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.

Художественная, духовная культура существует в тесном единстве с материальной, образуя первобытный синкре¬тический, т. е. единый, культурный комплекс, который лишь спустя столетия распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, искусство (во всем разнообра¬зии его форм), спорт, науку.

Изображения, воспроизве¬денные рукой первобытного человека, являются звеном единой цепи художественно-религиозно-театрального ма¬гического действа, отражающего синтез материальной и духовной культуры человека той далекой эпохи. Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Более поздние изображения эпохи па¬леолита — это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер.

Древнейшие статуэтки животных отли¬чаются точным изображением, жизнь заставляла челове¬ка-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорцио¬нальными конечностями, гипертрофированными мате¬ринскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.

Живописные изображения мезолитической поры (среднекаменная эпоха) 10-6 тыс. до н. э. стали более красочны¬ми. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие зако¬номерности жизни.

Неолит (новокаменный век), 6-2 тыс. до н. э обогатил изобразительное искусство созданием произведений мо¬нументальной антропоморфной (человекообразной) скульптуры (например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья). Характерная черта культуры неолита — распростране¬ние мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству. В эпоху бронзы, около 2 тыс. лет до н. э. преобладающее значение получает архитектура, названная мегалитической (т. е. архитектура больших камней: от греческих корней "мег" — большой и "лит" — камень). К мегалитическим сооружениям относятся: менгиры, дольмены, кромлехи. Возникновение их связано с развитием религиозных представлений.

Каменные столбы — менгиры — высотой до 20 м (находящиеся в Бретани, Франции; Закавказье, Армении) несут в себе черты архитектуры и скульптуры.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Усложнение общественной жизни способствовало рас¬ширению образного диа... (Египет, государства Двуречья), определяется, главным образом, требова... э.) 3. Позднее время (11в-332г. э.) Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший...

ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

К этому же столетию относит¬ся и возведение известных пирамид фараонов... до н. до н. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО Многочисленные войны Древнего царст¬ва привели к ослаб... ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греческие племена населяли Балканский полуост...

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ

Наступает время первого расцвета греческого искусства. Храм, посвященный богу-покровителю города, стро¬ился на деньги города-... Шедевры греческого зодчества гордились своим полихромным (многоцветным... Наивысшее достижение архаической скульптуры — разработка образа челове... Условная "архаиче¬ская улыбка", глаза, живущие как бы сами по себе ино...

КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ

э. э. В сознании людей эпохи эллинизма складывается сложное отношение к дейс... э Париж, Лувр). Ее авторство приписывается скульптору Александру (Агесандру).

ДРЕВНИЙ РИМ

э. н. Идея величия Рима, его избранности, на¬шла свое отражение прежде всего... ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Тысячелетний период мировой истории с V по XV ... Расширяется сфера явлений, отображаемых в искусст¬ве.

ВИЗАНТИЯ

Во второй половине XI - XII вв. Воплощенное в зодчестве пре¬дыдущих веков средневековое представление ... Таковы, например, мозаики и фрески монастыря Хора (Константинополь, 13... Конфликт между иконоборцами, отвергав¬шими возможность изображения Бог... На смену искусству, обоготворявшему человека, побуждавшему преклонятьс...

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаю... В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени на¬блюдается усиление... . Высокая одухотворенность образов готики, свойствен¬ная им удивительная... Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образ¬ах рая и ада; во...

ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В это время были заложены основы современной на¬уки, высокого уровня д... Трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса поражающие глуби¬ной проникн... Идеалы гуманизма нашли свое отражение и в архи¬тектуре: сооружения при... Истинным основоположни¬ком в изобразительном искусстве Высокого Возрож... Караваджо, Бернини, Веласкес, Рибера, Сурбаран, Рембрандт, Рубенс, Хал...

ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

В XVIII столетии появляется переодиче¬ская печать, создаются политичес... Искусство, сфера которого значительно расширилась, становится общенаци... Искусству XVIII в. Декоративно-салонный стиль рококо требует от живо¬писных произведений ... Однако любое правило имеет исключение.

ИСКУССТВО XIX ВЕКА

ИСКУССТВО XIX ВЕКА. Деятели культуры XIX столетия ставят в своем творче¬стве сложные вопро... Развивается реалистическое искусство, утвер¬ждающее эстетические ценно... Реа¬листические тенденции прослеживаются в литературе и изобразительно... Высочайшего расцвета достигла литература (Гюго, Бальзак, Стендаль), му...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XX веке, веке потрясений, мировых войн и тоталитаризма, искусство переживало глубокий кризис. Попытки забить неугодных творцов, очернить и уничтожить памятники искусства, бросающие тень или просто неугодные властям порой напоминали вакханалии. Но, тем не менее, сами деспоты становились жертвами искусства. У Гитлера, например, были свои любимые композиторы и художники. К середине XX века обстановка мире изменилась, изменилось и мировоззрение вследствие резкого скачка вперед технического прогресса.

Появились новые формы искусств, остатки старины обратились же в бесценные реликвии. Таким образом, вся история человечества отражена в произведениях искусства. На искусство влияли государственный строй, проблемы эпохи, искусство было официальным лицом наций и империй. Все грани жизни от уродливого до прекрасного отража¬ет искусство в своем беспристрастном зеркале, оказывая сильное эмоциональное воздействие на человека.

Ведь и человек многообразен и многолик. Сегодня он вандал, завтра он Рафаэль, послезавтра… Не знаю, будущее покажет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Алексеева В. В. "Что такое искусство?" , М "Совет¬ский художник", 1991 г. 2. Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М "Рес¬публика", 1994 г. 3. Васильев А. А. "История средних веков", М "Рес¬публика", 1994 г. 4. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М.Т Мальцева Н. Л М "Изобразительное искусство", 1984 г. 5. Куманецкий К. "История культуры Древней Гре¬ции и Рима", М "Высшая школа", 1990 г. 6. Литература и искусство.

Универсальная энциклопе¬дия школьника. Сост. Воротников А. А Минск, "Валев", 1995 г. 7. Серия "Малая история искусств", М "Искусство" 8. "Античное искусство", Ривкин Б. И 1972 г. 9. "Первобытное и традиционное искусство", Мириамов В. Б 1973 г. 10. "Западноевропейское искусство XVII века", Прусс И. Е 1974 г. 11. "Искусство средних веков". Тяжелев Е. В Сапоцинский О 1975;.

– Конец работы –

Используемые теги: Человек, искусство0.047

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек и искусство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты
Обращаясь к классическому наследию философской и социологической мысли, мы еще раз убеждаемся, что основанием гуманитарных наук был и остается… И теперь, более чем 250 лет после написания Ж.Ж.Руссо Прогулок одинокого… Это - системное многообразие знаний о человеке, синергии процесса и результата его творческой активности в мире. Оно…

Искусство и человек
Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем… Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с помощью… В своей работе я хотела бы провести вас по основным вехам развития искусства и показать, как человек, изменяясь,…

Искусство в судьбе человека(По повести В.Г.Короленко “Слепой музыкант”)
Великийгуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, чтотакое счастье, какую роль играют в жизни… Его мать и дядя Максим.Этот мужчина, всвое времяизвестный забияка, уехал в… С волнением читаем мы о том, какзнакомился он с весенним миром, песнямиптиц. Малыш, не в силах понять…

Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека
Ткани это система клеток и межклеточного вещества имеющих одинаковое строение происхождение и функции... Межклеточное вещество продукт жизнедеятельности клеток Оно обеспечивает... Клетки ткани имеют различную форму которая определяет их функцию Ткани делятся на четыре типа...

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
На сайте allrefs.net читайте: "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В СИСТЕМЕ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ"

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам