рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реалистические очерки Бальзака

Работа сделанна в 2005 году

Реалистические очерки Бальзака - Контрольная Работа, раздел Искусство, - 2005 год - Тема: Бальзак и Флобер о художественном творчестве Реалистические Очерки Бальзака. Суммируя Опыт Долголетней Работы Над Осуществ...

Реалистические очерки Бальзака. Суммируя опыт долголетней работы над осуществлением своей грандиозной реалистической эпопеи («Человеческой комедии»), Бальзак в 1842 г. писал: «Я придаю фактам постоянным, повседневным а также проявлениям личной жизни, их причинам и побудительным началам столько же значения, сколько до сих пор придавали историки событиям общественной жизни народов». В философском и художественном применении этой творческой формулы Бальзак был чрезвычайно требовательным.

В ряде специальных статей 30—40-х годов автор «Человеческой комедии» резко критиковал плоскостное, описательное изображение нравов, злоупотребление бытовыми деталями и анекдотами, свойственное не только современным романистам, но и Огюстену Тьерри, а также другим крупнейшим авторитетам либеральной исторической школы.

Лозунг создания «истории нравов», изображения «истории в быту» позволял величайшему французскому реалисту XIX в. поставить в центре своих интересов человека, добиться эстетических прав на тончайшую психологическую индивидуализацию образов, на разнообразную и богатую фабульность, т. е. законных прав художественного мышления на передачу общего через частное. Изображая жизнь общества через жизнь человека, Бальзак никогда не забывал за бытовым планом показать определяющий его социально-политический план. Его неповторимые и никогда не повторявшиеся им самим характеры, нарисованные, по словам Белинского, «со всеми оттенками их индивидуальности», являлись вместе с тем подлинно типическими, выражали с наибольшей полнотой ведущие социально-исторические явления современности.

Столь привлекавшая творца «Человеческой комедии» «история человеческого сердца» неразрывно соединялась в его понимании с задачами изображения социальной жизни «различных слоев общества», ибо, по мнению Бальзака, «страсть» — «явление социальное». Цель художественной истории современных нравов, как ее понимал Бальзак, — не только в пассивном описании, но, прежде всего, в активной «критике общества», в «анализе его зол и обсуждении его основ», в поисках «социального двигателя всех событий». Крупнейшим достижением реалистического гения Бальзака являлось свойственное ему стремление проникнуть в объективные законы развития общества и природы и использовать эти законы как методологическую основу искусства.

Упорно стремясь к нахождению исторических связей, системы организации и развития общества. Бальзак, так же как другие передовые литераторы эпохи, обратился к современным биологическим теориям.

По его словам, сама идея «Человеческой комедии» родилась из сравнения человечества с животным миром. Живо интересуясь биологическими дискуссиями своего времени о единстве организмов, Бальзак присоединялся в конечном счете к прогрессивной эволюционной теории Жоффруа Сент-Илера. « Я понял писал Бальзак что общество подобно природе. Не создает ли общество из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире? Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом так же значительно как то, что отличает друг от друга волка, льва, осла и т. д. Стало быть, существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же как существуют они в животном царстве». Однако, избрав эволюционную теорию происхождения и развития видов в качестве методологической системы, которая призвана была связать громадный мир созданного им «скопища типов, страстей и событий» в целостный общественный организм, живущий сообразно своим внутренним законам, великий французский реалист уже в самом предисловии к «Человеческой комедии» подходил к пониманию невозможности отождествления жизни и взаимоотношений людей в обществе с существованием животных.

Монументальная реалистическая эпопея Бальзака не носит следов порочной биологизации. Заимствуя у передового естествознания теорию среды, т. е. учение о воздействии внешнего мира на развивающиеся в нем организмы, творец «Человеческой комедии» подразумевает под «средой» социальную и материальную среду человеческого общества, детерминирующую существование людей.

Как известно, Маркс в ряде высказываний отмечал удивительную осведомленность Бальзака, «вообще замечательного по глубокому пониманию реальных отношений», в сфере экономических явлений. Энгельс в письме к М. Гаркнесс прямо указывает на превосходство Бальзака над современной ему исторической, экономической и статистической наукой в понимании исторического процесса.

Во Франции 1840-х годов молодая эстетика реализма, не находившая опоры в современной отечественной философии, значительно теснее, чем в России, была связана с теориями прогрессивного естествознания.

Тем не менее и здесь, как это видно на примере Бальзака, биология использовалась преимущественно в поисках практической «социологии» и методики реалистического описания.

Название «физиология» утвердилось за нравоописательным очерком французской демократии 1840-х годов, по-видимому, прежде всего, как признак его реалистической и социально-обличительной направленности. Бальзак считал задачу художественной типизации основой своего литературного метода. К конечной цели — созданию грандиозной всеобъемлющей истории современных национальных нравов великий французский реалист, по его собственному определению, шел, «собирая важнейшие случаи проявления страстей выбирая главные события из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров». В «Человеческой комедии», по словам Бальзака, «не только люди, но и главнейшие события отливаются в типические образы». Прогрессивная действенная сила принципов бальзаковской типизации заключалась в передовой общественно- аналитической и социально-обличительной направленности его творчества.

Передовой физиологический очерк времен Бальзака не снижал общественно-эстетических принципов типизации, сформулированных в Предисловии к «Человеческой комедии», но видоизменял их в соответствии с масштабами и задачами жанра.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема: Бальзак и Флобер о художественном творчестве

Исторического человека, по словам Л.Февра, можно притянуть к делу за что угодно - за ногу, за руку, а то и за волосы, но едва начав тянуть, мы… Даже "осколочные" художественные памятники эпохи, будь то пейзаж, натюрморт… Искусство, таким образом, способно не только восходить к базовым для данной культуры категориям, но и продуцировать…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реалистические очерки Бальзака

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Неклассическая эстетика
Неклассическая эстетика. Весь узел проблем, завязавшихся в европейском художественном и общекультурном сознании, начиная с 30-х годов XIX века, можно обозначить как кризис классического рационализм

Бальзак и Флобер о художественном творчестве
Бальзак и Флобер о художественном творчестве. Картина художественного творчества, разворачивающаяся в послегегелевский период, калейдоскопична и многообразна. Кризис социальных идеалов высту

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги