рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова - раздел Искусство, Визбор Александра Пахмутова. По Праву Значительное Место В Песенном Творчестве Занял...

Александра Пахмутова. По праву значительное место в песенном творчестве заняли сочинения о родном городе. Напомню, как быстро обрели популярность продолжившая славную плеяду песен о Москве "Я вас люблю, столица" Аедоницкого (Имеется ввиду песня на стихи Ю.Визбора Прим. сост.) (Доклад на Пленуме Союза композиторов СССР // Песни и время М.:1976 С. 19) Алексей Иванченков, летчик-космонавт Главный успех книги Юрия Визбора "Я сердце оставил в синих горах", мне кажется, заключается в том, что она представляет нам настоящую личность.

Мы смотрим на фотографии из фильмов, в которых он снимался, и вспоминаем старые, уже забытые, но такие прекрасные киноленты.

Мы читаем его стихи И вдруг на одной из страниц встречаешь свою любимую студенческую песню И вспоминаешь, как все начиналось. (Кн. обозрение 1987 20 нояб С. 4) Анатолий Адамишин, дипломат То, что мне хотелось бы выделить в Юрии Визборе, это чувство гражданственности. Знаете, есть такое плохое русское выражение: "Оглянешься вокруг - Боже ты мой! А потом посмотришь - ну и Бог с ним!" Так вот Юре не было "Бог с ним". Я бы привел некоторую аналогию с Высоцким.

Одно время, мне представляется, и в Высоцком мы не видели той глубины социального содержания, социального протеста, социального утверждения, которое сейчас обнаруживается. Я думаю, не зря говорят, что такие люди, как Высоцкий, Визбор, Окуджава спасли честь целого поколения. Мы как-то с ним говорили о том, что интеллигенция подобна тонкому озоновому слою, спасающему Земной шар от ультрафиолетовых лучей.

Так вот тонкий слой интеллигенции спасает Землю от полного духовного одичания. Это ее миссия - в людях взывать к наиболее добрым, светлым, общечеловеческим ценностям. И эту свою миссию Юра выполнял. (Вершина Визбора М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988 VHS Д04-004) Борис Савченко, искусствовед Юрий Визбор (1934-1984) - один из наиболее ярких и одаренных представителей старшего поколения бардов, стоявших у истоков авторской песни.

Тем людям, чья молодость пришлась на 50-е годы, имя Визбора было тогда более близким, чем имя Булата Окуджавы. Окуджава требовал определенного настроения, его поняли не сразу. Визбор был демократичнее. Его песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени года. Примечательная деталь: в песнях Визбора почти не встречается местоимение "я", зато "мы" можно найти сплошь и рядом. Герой Визбора как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке слушателей, не падких на пустую развлекательность, жаждущих духовной сплоченности и тепла авторские песни обладают некоторой стойкостью по отношению ко времени, моде, конъюнктуре спроса. Они - долгожители, почти не стареющие с годами и не утрачивающие своей привлекательности.

По-прежнему поются или слушаются песни Окуджавы, Визбора, Высоцкого, написанные еще в 50-60-х годах (Авторская песня М.: Знание, 1987 С. 4-18 Булат Окуджава Юрий Визбор - личность в искусстве яркая, многогранная. Я уж не говорю о первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях - всегда маленьких открытиях человеческих характеров; о его прозе, пока неопубликованной, но, на мой взгляд, незаурядной и точной.

Все это всегда было визборовским, органичным. Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является. Он умер в самом разгаре своей работы, подогреваемый новыми планами и надеждами. Жизнеутверждающий, мужественный, обаятельный его талант находил и имел многочисленную и благодарную аудиторию.

Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Его лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке слушателей, потребности в натуральном, слушателей, не падких на пустую развлекательность, жаждущих духовной сплоченности и тепла.

Юрий Визбор был незаурядным выступальщиком. Мне случалось, и не раз, участвовать с ним в выступлениях, и я хорошо помню, какой прекрасный союз возникал в переполненных залах, едва он касался струн и начинал свое негромкое и откровенное повествование. (С конверта диска-гиганта Ю.Визбора "Наполним музыкой сердца" М.: Мелодия,1985) Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра.

Для меня же это понятие имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин. Нас родило время - время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожи друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк. (Авторская песня: кризис жанра: Беседу с Булатом Окуджавой вел И.Медовой. - Сов. культура 1987 28 апр.) Визбор - человек очень одаренный, яркий, но мне сдается, что он был талантливей, чем его свершения.

Что-то ему мешало: то ли он сам себе мешал, то ли ему кто-то мешал раскрыться полностью. О его роли в нашей жизни я не буду говорить потому что вы, очевидно, ощутили на себе его влияние, воздействие его искусства. Скончался, к сожалению, трагически и не вовремя.

Человек он был интересный, полный обаяния, талантливый. Ну не все у него одинаково, может быть, и получалось. Но, в общем, он оставил яркий след, особенно в движении поющих поэтов. Он один из создателей этого жанра. И - вечная ему память. Я не могу назвать кого-то конкретного, кто замечательно исполняет мои песни Некоторые вещи хорошо исполняет Валентин Никулин. Покойный Визбор очень хорошо пел мои песни. (Окуджава Б. "Я никому ничего не навязывал " - М.: Вагант, 1997 С. 162, 223, 235) Владимир Высоцкий И все-таки как ни ослаб интерес к авторской песне, но продолжает работать Булат, который уже больше двадцати лет работает с авторской песней.

И Визбор, я слышал, возобновил свои выступления, понемножечку стал работать. Я отношусь к нему с симпатией, мне нравилась его песня про Серегу Санина. (Четыре четверти пути М.: МПИ, 1988 С. 132. Цитата, вероятно, датируется концом семидесятых годов) Владимир Кавуненко, альпинист Профессиональная точность всего, о чем пишет Визбор, заставляет считать его своим.

Он свой для летчиков, полярников, моряков, артистов Но я точно знаю, что он наш: альпинист-спартаковец. Он безумно любил горы, они были его второй жизнью. В горах он преображался, становился центром всех событий, настраивал нас на восхождения, много ходил сам и все время работал. Как он говорил, "Ни дня без песни". Сегодня невозможно представить современный альпинизм без соответствующего снаряжения и экипировки спортсменов. Невозможно представить его и без песен Юрия Визбора.

Многие чувства охватывают нас в горах, но не всегда мы можем их выразить, тем более в такой высокой форме, как поэзия, музыка, песня. За нас это сделал Юрий Визбор - он голос нашей души. Его песни - не только поэзия альпинизма, но и средство, с помощью которого люди могут глубже понять себя, открыть, утвердить, одержать победу не только над вершиной, но и над самим собой. Творчество Визбора - это гимн борющемуся и побеждающему Человеку. (Из интервью. ЯСО3, 154) Газета "Вечерняя Москва" Юрию Визбору сегодня исполнилось бы 60 лет. За этим неизбывным "бы" наверняка стоят несыгранные роли, неспетые песни, невстреченные друзья.

Но - поставим пластинку: "Не верь разлукам, старина!" - пел Юрий Иосифович. Он был обаятельным и общительным человеком, имел огромный круг знакомых, и все же многие, разумеется, знали его как бы издалека - по фильмам, по необыкновенно жизнеспособным песням, передаваемым из уст в уста, от гитары к гитаре, поэтому можно считать, что никакой разлуки не было и нет. Ведь песни Визбора почти тридцать лет, начиная с освежающих шестидесятых и до сих пор, любят, слушают и поют самые разные люди. Впрочем, разного в этих людях мало, общего - много: чистота души, вера в дружбу, жажда романтики, ностальгия по искренности.

То есть песни Визбора - это своего рода и пароль, и отзыв для людей надежных и светлых. А свет этот возник и укрепился в сердцах под звуки визборовских песен. И "Домбайский вальс", и "Серега Санин", и "Милая моя", и другие - целая палитра самых пронзительных чувств и ослепительных жизненных ситуаций.

Поставим пластинку: "Я вас люблю, я в это тоже верю " - пел Визбор. И мы вас любим, Юрий Иосифович. С днем рождения! (Д. О. Веч. Москва 1994 20 июня) Газета Коммерсант-DAILI 20 июня Юрию Визбору исполнилось бы шестьдесят. Почти десять лет как он умер, но до сих пор остается самой культовой фигурой в авторской песне. Его время было временем "путешествий дилетантов" - песни создавались в дороге и для дороги, а лучше всех пели те, у кого не было голоса.

Его песни ("Домбайский вальс", "Одинокий гитарист", " Милая моя") поют до сих пор, но никто из профессионалов эстрады не смог или не пожелал их присвоить. Слушать их хотят только в исполнении автора. Он был журналистом, певцом и актером, и несмотря на то, что был хорошим актером, всегда играл самого себя. В фильме "Июльский дождь" Визбор сыграл рефлексирующего интеллигента, близкого именно негероичностью своей внешности. От него веяло недовольством собой и, главное, огромной усталостью. Как ни странно, похожим был и его Борман в "Семнадцати мгновениях весны". А потом от этой усталости не выдержало сердце у самого автора.

Юбилеи без юбиляров (Коммерсант-DAILI 1994 21 июня) Геннадий Воронцов, комсомольский работник В песнях других авторов - в некоторых песнях Визбора, например звучит нарочитая разухабистость. Вероятно, можно и звезду приспособить под коммунальную кухню. Но стоит ли? Есть вещи и события, о которых нельзя говорить в залихватском тоне. Война, например.

Переживший войну солдат не станет говорить о ней залихватски, даже если и остроумно. (По видимому автор намекает на песню "Базука" - Прим. сост.) (Мол. коммунист 1965 № 2 С. 36) Г.Юрьев, журналист Эти песни не изданы. Их поют в пригородных электричках, чаще всего не зная, кто написал слова, кто подобрал мелодию. Между тем авторы наиболее распространенных песен известны. Это москвич Юрий Визбор, написавший веселую маршевую балладу о слаломистах, балладу "Любовь моя, Россия". Его песни отличаются запоминающейся мелодией, крепким, образным стихом.

Есть в них живое чувство романтики, чувство молодости и простора. (Смена Л.:1964 11 нояб С. 4) Дмитрий Курилов, литературовед Когда первое поколение бардов окончило вузы, на смену "студенческой песне" пришла так называемая "самодеятельная песня", понимаемая как своеобразная форма "фольклора городской интеллигенции". Ключевой фигурой "самодеятельной песни" являлся Юрий Визбор, выработавший на выступлениях стиль живого, непосредственного контакта со слушателями. Именно песни Визбора определили лицо жанра; однако, при всей его популярности, авторская песня заслужила немало упрёков в поверхностности и непрофессионализме именно из-за текстов Визбора.

Его песни написаны в лирико-романтическом или шуточном ключе; они описывают туристские подвиги, путешествия; для лирики Визбора характерен жанр своеобразной "мужской исповеди". Если подходить к песням Визбора как к поэтическим произведениям, сразу же бросается в глаза набор необязательных фраз, схематичность сюжета, банальные эпитеты ("лето жаркое", "дожди тоскливые", "вёрсты длинные"), нехитрые метафоры ("Ты у меня одна, словно в ночи луна "), небрежная рифмовка, вторичная образность.

Однако простота и доходчивость изложения вкупе с искренностью чувства содействовали популярности песен Визбора. В них звучал апофеоз дружбы, любви, интересной жизни. Неугасимый оптимист Визбор, призывавший уйти "в иную даль", в мир туристической романтики, искусства, в сущности, должен был устраивать официальные круги, служа примером жизненной активности, которая не входила в конфликт с официальной моделью общественного поведения.

Самодеятельная песня на данном этапе не была политически оппозиционной, но и конформизм, впоследствии ей нередко приписываемый, вряд ли был ей свойственен. Именно лирика Окуджавы и баллады Галича и Высоцкого определили лицо жанра и его деление на два направления: 1) лирико-романтическое, представленное, наряду с Б. Окуджавой, именами Н. Матвеевой, Ю. Кима, А. Городницкого, Ю. Визбора, М. Анчарова и - частично - лирикой Высоцкого; 2) эпико-повествовательное, к которому, кроме баллад Галича и Высоцкого, принадлежат также некоторые песни Ю. Кима и М. Анчарова. (Диссетрация М.: Ин-т им. М.Горького, 1999 С. 9-24) Журнал "Работница" Чтобы понять, каким он был, как жил, надо слушать его песни.

Он весь в них. Веселый, неунывающий Визбор: " Приходи ко мне, Бригитта, как стемнеет, приходи ", "Не хочу я каши манной, Мама, я хочу домой!", "Слезайте, граждане, приехали, конец - Охотный ряд, Охотный ряд!". А вот прячущий подальше от чужих глаз свою грусть Визбор: "Никак к разлукам я не привыкаю", " Я плыву от порта к порту, Я иду от горя к горю", но который всегда и при любых обстоятельствах делает вид, что "прекрасно живет". Он ничего не придумывал, не изобретал острых сюжетов.

Писал о том, что знал, любил, пережил. О людях, "чья профессия - отвага, призванье - высота". Маршруты, по которым он прошел, дали название многим песням - они и сейчас звучат там. Несложные по форме, без претензий и потуг на нечто значительное, но глубокие по сути. Они были любимы молодежью тогда, когда создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра. (Журнал "Работница" 1988 № 10 С. 35-36) Журнал "Крестьянка": Юрий Визбор прожил отмеренные ему судьбой пятьдесят лет ярко и талантливо.

Он был удачлив во всем, за что брался, будь то журналистика, альпинизм, актерская работа в кино или живопись.

А главное - песни, которые поют с 60-х годов, сегодня, возможно, уже и не зная имени их автора. Но как раз сегодня они необходимы душе, как никогда прежде. Для Визбора, романтика по натуре, честь, мужество, любовь, отвага, дружба не пустые слова. Своими песнями он поддерживает тех, кому во всех жизненных передрягах хочется оставаться людьми. (Журнал "Крестьянка" 1992 № 7-8 С. 8). Игорь Шкляревский, критик С моим Серегой мы шагаем по Петровке, По самой бровке, по самой бровке. Жуем мороженое мы без остановки - В тайге мороженого нам не подают.

Не будем обращать внимание на такие мелочи, как "жуем мороженое", "без остановки", "не подают". В песне Серега погибает. Он - летчик разбился. Друзья нашли капот и крылья. Что же скажет автор после такого трагического сообщения? А ничего, разбился - и песня кончилась: Уходишь - счастливо! Приходишь - привет! Погиб человек. Погорюй хотя бы немного. Где уж там! Надо писать новую песню. (Речь идет о песне Юрия Визбора "Серега Санин" Прим. сост.) (Лит. газета 1973 № 23 (6 июня) С. 5) Лев Аннинский, литературовед Постепенно стало ясно - что именно является содержанием его феномена: воздух свободы.

Юрий Визбор показывал: человеком можно быть в любых условиях. Не выбирают эпоху, но внутри эпохи выбираешь манеру поведения. Он выбрал манеру, которая не каждому по силам. Он выбрал и он ее подкрепил. И сейчас этому воздуху свободы у него можно только удивляться и заимствовать, потому что, простите меня, эпоха застоя имеет своих дураков или догматиков, и эпоха перестройки родит своих дураков и догматиков.

И также понадобится вот такой солнечный зайчик, каким был Визбор всю жизнь. Всегда нужен свободный человек, который показывает, что можно и чего нельзя на самом-то деле. Если всего нельзя, то - что можно. Если все можно - чего нельзя. Это и есть воздух свободы. (Вершина Визбора М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988 VHS Д04-004) Лев Ошанин, поэт По-другому работает, скажем, Визбор, сотрудничающий в журнале "Кругозор". Он пишет песни-корреспонденции.

Их бывает приятно слушать. Есть у него удачные песни, где лирика сочетается с юмором. Вот, например, стала популярной туристская песенка "Мама, я хочу домой". Но нередко его песни, как газетные заметки, существуют один день. А могли бы и вообще не быть песнями. Так, например, получилось с его корреспонденцией по поводу поездки на Дальний Восток. Я слушал, и мне было грустно. Невольно думалось: ну, а дальше что? Сама по себе география еще не тема для песни. (Лит. газета 1965 29 апр С. 3) Лиана Генина, музыковед Мера ответственности за тему особенно высока, когда высока сама тема. Например, война.

Вот во втором номере "Кругозора" за этот год показательная пластинка: Юрий Визбор поет военную "Баксанскую". В августе 1942 г. егерь из дивизии " Эдельвейс" укрепил на Эльбрусе фашистский флаг. Через полгода бойцы сорвали его и нашли на площадке гранату с вложенной вместо чеки запиской. То был след советских разведчиков.

Так родилась песня: Помнишь гранату и записку в ней На скалистом гребне для грядущих дней? Визбор поет эти слова на мотив довоенной лирической песни Б.Терентьева (к сожалению, его авторство в данном номере "Кругозора" не оговорено). (Автором этой песни Ю.Визбор не является, он выступил только в качестве исполнителя Прим. сост.) Может быть, именно так ее пели героические наши ребята 26 лет назад. Может быть, не нашлось среди них человека который придумал бы новую мелодию, а скорей всего - было им просто не до того. Да и какое это тогда имело значение! Но вот что интересно: до чего же сейчас "образ звучания", трактовка старого танго, сама манера пения и преподнесения словесных комментариев - в духе современных, 68-го года, ремесленников, "оригинальных нумизматов"! Сильный, мужественный текст с грозной аллитерацией ("гранату", "гребне", " грядущих") - и, как видно, совсем не подходящее музыкально-исполнительское "оформление". А Визбор наслаждается и поет отлично: он - в своей среде. (Сов. музыка 1968 № 11 С. ) Марк Захаров, режиссер Мне хочется сказать нечто печальное: я очень благодарен Юре, он очень много сделал для меня, а я его не проводил.

Я, как многие люди, не понимающие, что иногда от суеты надо отрешиться, погруженный в бурный водоворот театральных событий, в последние трагические моменты его жизни мало с ним виделся, потом совсем не виделся, и дата его смерти выпала из моей жизни.

Я не сумел его проводить. Оказывается, этот грех остается. (Вершина Визбора М.: Киностудия им. А.Довженко, 1988 VHS Д04-004)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Визбор

Однако было бы неверным считать, что в период с 1951 по 1982 год центральная печать совсем не замечала творчества Юрия Визбора: в разного рода… Ниже приводятся цитаты из такого рода материалов, расположенные… Эта "коллекция" фрагментов продолжена до сегодняшних дней, включая диссертационные работы по авторской песне.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александра Пахмутова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ада Якушева
Ада Якушева. Не так давно газета "Советская Россия" объявила фотоконкурс под девизом "Любовь моя, Россия! ". Так же называлась программа выступления мастеров эстрады в Колонном зале. Но вряд ли сос

Михаил Анчаров
Михаил Анчаров. Юрку Визбора я знал совсем молодым, а вот недавно на магнитофоне услышал запись одной из последних его песен, которая меня потрясла. Я "вкатал" ее в свой роман "Сотворение ми

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги