рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Программа обучения игре на балалайке

Работа сделанна в 2001 году

Программа обучения игре на балалайке - раздел Искусство, - 2001 год - Управление Образования Г. Новороссийска Муниципальное Внешкольное Учреждение ...

Управление образования г. Новороссийска Муниципальное внешкольное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества г. Новороссийска» Программа обучения игре на народных инструментах (балалайка) Автор : Лычева Н.В. Согласовано : Утверждаю : Научно-методический решение педсовета совет МВУДО Протокол № 1 «Дворец творчества» от « » 2001г. Протокол № 1 « » 2001г. В. Г. Федотова Н. И. Давтян Содержание . 1.Пояснительная записка … 2 с. 2.Условия реализации программы … 7с. 3.Контроль и учет успеваемости. …8 с. 4.Годовые требования. … 9 с. 5.Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на академических концертах … 11 с. 6.Рекомендуемые сборники. … 13 с. 7.Тематическое планирование. … 14 с. 8.Рекомендуемая методическая литература. ……….14 с. 9.Список использованной литературы … 15 с. …Балалайка – инструмент любительский : таким он и должен быть , в этом сила балалайки и её значение ; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания … В. В. Андреев Пояснительная записка Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений ) по классу балалайки Москва 1962г. и Москва 1988г. От прежних программ она отличается вводным разделом, включающим в себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, новым разделом : «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания.

Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения.

Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание.

Она строится на принцципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого, кто класс этот составляет, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.1 Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей.

Он говорил : «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано.

Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное тврчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности не разделимы.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания.

И тут искусство заменить ничем нельзя». Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский. Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.

Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства. В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство. Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог, дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.

В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.

Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой. «Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…» «Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив таким образом исполнительские возможности балалаечников.

Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…»2 Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте.

Среди его воспитанников ( их свыше пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты : З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на балалайке и его рост, чему в значительной степени способствует включение балалайки в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение балалайки в сфере художественной самодеятельности. В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ, Дтв-ва) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на балалайке. Классы балалайки призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища.

Педагог класса балалайки должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки. В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 прjграмма для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего.

Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д. Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепьяно). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса: 1.Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; 2.Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее; 3.Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры. 4.Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, муз. литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения.

Так, педагог сообщает учащемуся знания по муз. литеретуре (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др. Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие). Основная практическая задача коллективного музицирования – формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.

Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей.

Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые годы обучения (подготовительной группе, 1,2 годах обучения) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. 3 Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером. Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.

Условия реализации программы

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, во... Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 9-10 летнего возраст... Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, инт... Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог долже... Воспитывая бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пульта...

Контроль и учет успеваемости

Контроль и учет успеваемости. Успеваемость учащихся в игре на инструме... На Выпускные экзамены четыре произведения различные по жанру и форме. Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза ... Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Оценка на акад...

Годовые требования

Закрепляется посадка и постановка рук. Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показ... 1-й год обучения: Тамарин И. Этюд Глейхман В. Этюд Андреев В.

Рекомендуемые сборники

ДМШ/Сост. Вып. Вып. Вып.18.М 1983 27. Изд.2-е.

Тематическое планирование

Социальная практика 12 12 12 12 12 12 ИТОГО: Часов в год 120 120 84 84... Повторение концертного репертуара - 8 16 16 16 16 9. Тематическое планирование. Примерное распределение учебных часов по го... Ансамбль 36 36 - - - - 10. Теоретические сведения 16 5 4 4 4 4 3.

Рекомендуемая методическая литература

М 1991 3.Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре. М 1975 4.Методика обучения игре на народных инструментах. Л 1970 7.Соколов Ф. М 1962 8.Васильев Ю Широков А.

Список использованной литературы

Список использованной литературы : 1.Халабузарь П Попов В Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990 2.Пересада А. Справочник балалаечника. М 1977 3.Панин В. Павел Нечепоренко : исполнитель, педагог, дирижер. М 1986 4.Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8 5.Андреев В. Статьи.

Интервью. Воспоминания./Сост текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского. М 1986 6.Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 7.Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : книга для учителя./Сост. В. Викторов М:Просвещение,1981 Статьи: «С мыслью о Сухомлинском» « О творческом начале» «Композитор и музыка для детей» «Большой резерв в педагогическом арсенале» 8.Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.(из опыта работы) М 1990 9.Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л 1983 10.Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства/ред сост. А. Алексеев.

М 1985 11.Очерки по методике обучения игре на скрипке – сборник статей/общая ред. М. Блока. М 1960.

– Конец работы –

Используемые теги: программа, обучения, игре, балалайке0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Программа обучения игре на балалайке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Обучение игре на фортепиано по ускоренной программе
Методика является уникальной и рекомендована Министерством культуры Российской Федерации. Под учащихся подбирается индивидуальная программа… Занятия могут стать увлечением, приятным времяпрепровождением, помогут… Дело в том, что многие преподаватели понимают, что именно это доставляет наибольшее удовольствие от игры на…

Применение программы "BAND in-a-BOX" на уроках обучения игре на синтезаторе
И аранжировка созданная на нем уже не будет актуальна. Это касается, прежде всего, банков звуков и стилей.Изначально – автоаранжировщики создавались… Создатель программы – компания PG Music Inc. Год создания 1991 (в версии для… Также появилась возможность создания собственных пользовательских стилей и функция автоматической гармонизации. 7-я…

Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано
Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо.… Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику,… Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры…

ДОКЛАД по дисциплине Теория игр и исследование операций На тему: Теория игр, графический метод в теории игр
МИНОБРНАУКИ РОССИИ... ФГБОУ ВПО ВОСТОЧНО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙИ УПРАВЛЕНИЯ...

Цифровая схемотехника 4-й и 5-й семестры обучения. Организация ЭВМ и систем 5 семестр обучения 3. Микропроцессорные системы 6-й семестр обучения
Отладочный модуль используется для выполнения лабораторных работ по курсам... Цифровая схемотехника й и й семестры обучения... Организация ЭВМ и систем семестр обучения...

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения
Актуальность и социальная значимость темы. Особое внимание к проблеме развивающего обучения школьников вызвано тем огромным значением, которое… Я. А. Ко¬менский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только… Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571—1635) для обо¬значения искусства…

Структура программы на языке Си. Этапы выполнения программы
Лексемы... Из символов алфавита формируются лексемы языка минимальные значимые единицы... идентификаторы...

Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «Социология»
Утверждаю... Ректор университета...

Игра как фактор социализации личности (психологический аспект). Философия игры
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо… Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью… Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание…

В свою очередь, программа дотирования предпринимателей предусматривает софи-нансирование расходов на их обучение навыкам экспортной деятельности
на примере Польши... Поддержк экспорта предусмотрена программой Евросоюза до г ФАРЕ... Использование различных форм техпомощи позволяет создавать институциона льнальные структуры необходимые для...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам