рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Навыки подбора по слуху и импровизации

Работа сделанна в 2003 году

Навыки подбора по слуху и импровизации - Дипломная Работа, раздел Искусство, - 2003 год - Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств Навыки Подбора По Слуху И Импровизации. Специфика Работы Концертмейстера В Шк...

Навыки подбора по слуху и импровизации. Специфика работы концертмейстера в школе искусств предполагает желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими умениями, как подбор подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д. Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой классический вокальный репертуар исключает широкое использование импровизации. Концертмейстер ДШИ, как правило, участвует в многочисленных культурно-воспитательных мероприятиях школы праздничные огоньки, вечера, юбилеи школы и т.п где ему приходится аккомпанировать на слух мелодиям неклассического репертуара, играть импровизации к театрализованным сценкам.

Эта деятельность составляет часть профессиональных обязанностей концертмейстера и вписывается в план воспитательной работы учебного заведения.

Наконец, концертмейстеру хореографического класса умение играть по слуху, дает возможность освободить внимание оторвать глаза от нот для того, чтобы держать в поле зрения танцоров.

При наличии противоречия между игрой по нотам и необходимостью постоянного зрительного контроля за поющим и двигающимся коллективом на эстетическом отделении, в подготовительных группах концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху, частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту.

Умение импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения для моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д. в характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для успешного проведения занятий хореографии.

Автор дипломной работы не ставит в данном параграфе задачу подробного освещения методики овладения навыками импровизационного аккомпанирования на фортепиано по слуху и затрагивает лишь самые общие аспекты данной темы. Эта проблема до настоящего времени остается мало изученной и составляет тему отдельного исследования.

Частично вопросы практического обучения фортепианной импровизации рассматриваются в работах А. Маклыгина 21 и Г. Шатковского 37 , обратившись к которым интересующийся пианист может постичь основы творческого музицирования. Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ требует от концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре, умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой.

Способность подбирать сопровождение, аккомпанировать по слуху предполагает наличие у концертмейстера импровизационных умений - подчеркивает в своей статье И. Крюкова 14, с. 124 . Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально-творческих действий.

Гармонизация мелодий по слуху, в отличии гармонизации как способа решения задач по курсу гармонии практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Психологическими предпосылками формирования гармонизации по слуху являются внутреннеслуховые и мыслительно- аналитические процессы. Суть первых в произвольном оперировании гармоническими представлениями, в создании обобщенного гармонического образа вокальной или инструментальной мелодии.

Для успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень автоматизации внурреннеслуховых процессов сенсорные навыки. Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого сопровождения должно отражать два главных показателя содержания мелодии ее жанр и характер. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и т.п Неоспоримой основой сопровождения многих медленных протяжных, а также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, песен-полек традиционная формула бас-аккорд. При отсутствии в мелодиях легко определяемых признаков указанных жанров подвижных, шуточных, энергичных, с национальным колоритом, джазовых акцент должен быть сделан на выявлении их характера путем конкретного фактурного оформления сопровождения.

В этих случаях допускается большая вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления.

В выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация фактурных формул например, синкопированные ритмы в мелодиях джазового и эстрадного плана. Показателем художественного качества аранжировки является также умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде. Концертмейстер должен также в совершенстве овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией.

Этот требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на этапе разучивания песен и вокализов. Импровизация аккомпанемента по слуху, в отличие от аранжировки нотного оригинала, является одноразовым исполнительским процессом и осуществляется после обязательной мысленной подготовки. Творческие процессы в ходе мысленной подготовки протекают без опоры на исполнительские пробы реального звучания.

Согласно данным музыкальной педагогики, такого рода творческая работа в уме относится к высшим проявлениям внутреннеслуховых способностей. Поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха. Глава 2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств

Это глубоко ошибочная позиция. Солист и пианист аккомпаниатор в художественном смысле являются членами… Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем пианистам.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Навыки подбора по слуху и импровизации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Задачи и специфика работы концертмейстера
Задачи и специфика работы концертмейстера. Термины концертмейстер и аккомпаниатор не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор от франц. akk

Чтение с листа и транспонирование
Чтение с листа и транспонирование. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать с листа. Нельзя стать профессиональным концертмейстером. если не обладаешь

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. В вокальном классе В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования певцам на концертах, входит помощь

В ансамбле с солистами-инструменталистами
В ансамбле с солистами-инструменталистами. Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения слышать мельчайшие детали партии сол

В классе хореографии
В классе хореографии. Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии. Искусство танца без музыки существовать не может

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги