Армяне Крыма

План. 1. История армян в Крыму. 2. Трудовая деятельность. 3. Национальная одежда. 4. Религия и церковные праздники. 5. Семья, брак и семейные обряды. 6. Похоронная обрядность. 7. Праздники и обряды. 8. Литература. ИСТОРИЯ. Первые связи армян с Крымским полуостровом известны со времён армянского царя Тиграна Великого Митридата Понтийского (II-I вв. до н.э.). К XI в. н.э. относятся первые поселения армян в Крыму, преимущественно из Амшена и Ани (Малая Азия). Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках, что было связано с монгольскими нашествиями на Армению.

С начала XIV века армянские поселенцы развёртывают в Крыму активную деятельность (возводят постройки, занимаются ремёслами, сельским хозяйством, включаются в оживлённые торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории). Армянские купцы принимали активное участие в черноморской торговле, о чём свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев.

Они играли значительную роль в торговле самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозных товаров на Север и Восток. Большую роль сыграли они в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Каффы, Сурхата, Судака, Карасубазара. В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именовалось «Приморской Арменией». Большим испытанием в жизни армянской колонии Крыма явился захват полуострова в конце XV века объединёнными татаро-турецкими силами.

Генуэзская колония прекратила своё существование. Из-за кровопролитий 1475 года и последующих жесточайших гонений христиан, сильно сократилась численность армянских поселений Крыма. Обстановка изменилась лишь в начале XVII века. Появились условия для мирной культурной жизни. Оживились ремесленное производство торговля, обновлялись старинные рукописи, открылись учебные заведения, из которых особенно славилась духовная школа монастыря Сурб Хач, где преподавали выдающиеся личности своего времени.

В 1778 году в числе других христианских народов Крыма, было выселено более 12 тысяч армян. Им выделили пустынные земли у берегов Дона. В Крыму осталось лишь несколько сот армян, которым, по тем или иным причинам, было разрешено остаться. Важным фактом является то, что крымские армяне вывезли с собой многие, созданные ими в Крыму материальные ценности, в том числе и рукописи.

После вхождения полуострова в состав Российской империи часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность в Крыму умножилась за счёт переселенцев из Восточной и Западной Армении. Для возрождения колонии правительством были созданы привилегированные условия: возвращены храмы, земли, городские кварталы, в Старом Крыму и Карасубазаре были созданы национальные городские самоуправляемые общины.

В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. Оказавшись на полуострове, некоторые из них приняли российское гражданство, другая часть имела подданство других стран. Причиной переселения в Крым значительной части армян послужили, прежде всего, опустошительные нашествия турок на Армению. В такой ситуации определённое число армянского народа вынуждено было покинуть свою родину и искать пристанище в чужих для себя краях, и некоторые из них, как, например, Крым, впоследствии становятся для армянских переселенцев второй родиной.

Практически по всей территории полуострова отмечаются поселения армян: Феодосии, Старый Крым, Судак, Белогорск, Балаклава, Перекоп, Евпатория и др. Приобретая постоянное место жительства, армянское население капитально обосновывается в Крыму. Развёртывается строительство жилья, школ, торговых домов, церквей, бань, ремесленных цехов и др. Доказательство этому сохранившиеся до наших дней древние армянские церкви и другие архитектурные сооружения и предметы быта. Исторические материалы с достаточной долей достоверности восстанавливают этапы развития армян в Крыму, определяют свойственные им в прошлом характерные особенности.

Восстановление прошлого осуществляется, во-первых, на базе изучения памятников письменности, которые сохранились с XI века. Во-вторых, путём изучения материальной культуры в результате археологических исследований. На протяжении всего исторического пути армянская культура во всех её проявлениях (архитектура, школа, миниатюрная живопись, литературные и художественные ремёсла, рукописное дело и многое другое) продолжала и развивала лучшие традиции своей многовековой культуры.

Армянские колонии в Крыму оставили нам своеобразное наследие. Численный состав армянского населения на полуострове в конце XIX века насчитывал 9 тыс. человек; в 1913-14 гг. по неполным данным – 14-15 тыс. чел. Большинство населения (около 70%) составляли городские жители и более 30% проживали в сельской местности со смешанным населением.

Армяне не создавали крупных сельскохозяйственных общин. Армянские переселенцы какое-то время сохраняли этнокультурные традиции той группы армянского этноса, к которой принадлежали, но постепенно культура их подвергалась существенному нивелированию, чему способствовала дисперсность расселения в Крыму, высокий процент смешанных браков, а также общая специфика общей этнокультурной ситуации региона.

В последнее время заметно возрождение национальных традиций.

Трудовая деятельность

В начале XIX века, в перечне товаров крымской торговли преобладали в о... Из Крыма вывозились шерсть, кожа, мука, пшеница, рыба и другие продукт... Строительство железной дороги, связывающей полуостров с материковыми г... Среди таких производств выделялись рыбные заводы в Феодосии, черепичны... Долго ещё в сёлах можно было видеть на замужних женщинах традиционный ...

Религия и церковные праздники

Армяне сами зовут себя «hай», в память своего героического предка Айка... Богом науки, образования, искусства и письменности были Тир. Новым для армянской семьи является тот факт, что старшие члены семьи в... О принципиально новом характере внутрисемейных взаимоотношений свидете... Сейчас обычно свадьба начинается в субботу вечером и заканчивается в п...

Похоронная обрядность

Стол, накрытый по случаю поминок, бывает очень обильным, однако в ряде... Если умерший был мужчина, то на поминки приносят обычно вино или водку... Так по приходе с кладбища устраиваются поминки (horehaц). . Похоронная обрядность.

Праздники и обряды

Праздники и обряды. Но вот родился храбрец по имени Вардан и спас находившихся в плену дев... Люди в этот день приносят в церковь злаки, прося Господа уберечь поля ... Истоки этого ритуала теряются в глубокой древности. Но особенно весело было, когда обливались водой. Во второй половине пр...

ЛИТЕРАТУРА: 1. Домбровский О.И Сидоренко В.А. Солхат и Сурб-Хач Симферополь, 1978 128 с ил (Археологические памятники Крыма). 2. Крым. Соцветие национальных культур.

Традиции, обычаи, праздники, обряды. /Сост. Н.В.Малышева, Н.Н.Волощук.  Симферополь: Бизнес-информ, 2003. 392 с. 3. Финогеев Б.Л. Крымские татары, немцы, греки, армяне, болгары: Национальное мастерство и её влияние на экономическое развитие Крыма Симферополь, 1997 208 с. 4. Финогеев Б.Л Неклюдов Е.В. Расселение и трудоиспользование немцев, греков, армян, болгар в Крыму: Прошлое и настоящее Симферополь, 1997 80 с. 5. Якобсон А.Л Таманян Ю.А. Армянская архитектура в Крыму Ереван, 1990 60 с.