рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История становления адыгейского языка

История становления адыгейского языка - раздел Искусство, Духовная культура адыгов История Становления Адыгейского Языка. Абхазо-Адыгская Группа Языков Подразде...

История становления адыгейского языка. Абхазо-адыгская группа языков подразделяется на 3 подгруппы адыгскую адыгейский и кабардино-черкесский языки абхазскую абхазский и абазинский и убыхскую убыхский язык. В настоящее время на Кавказе на абхазо-адыгских языках говорят 709 тыс. чел. В последнее время все большее признание получает гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с древним вымершим хаттским языком, на котором говорили 4-5 тыс. лет назад в Малой Азии. Тексты на этом языке, записанные клинописью на глиняных табличках, обнаружены при археологических раскопках в столице древней Хеттской империи г. Хаттуса близ современной Анкары.

Адыгская ветвь абхазе ко-адыгской группы языков распадается на два языка нижне-адыгский или кяхский верх-не-адыгский или кабардинский.

Близость между ними примерно такая же, как между русским и украинским. Нижне-адыгский или кяхский язык имеет большое количество наречий, из них основные бжедугское бжедуго-темиргоевское, темиргоевское на нем говорили также племена аде-мий. жанэ, махош, мамхег и др шапсугский диалект говоры черноморско-шапсугский, хаку-чинский и кубано-шапсугский, абадзехский диалект подвергается ассимиляции со стороны те-миргоевского. Краткий словник языка приморских абазин садаша, приведенный в трудах Э. Челеби 1666 г дает основание считать, что часть абазин говорила на убыхском языке.

Он же сообщает, что бжедуги были двуязычны - говорили по-абазински и по-адыгейски. Любопытно мнение Э. Челеби о языке черкесов Странный язык черкесов сложнее, чем 147 языков разных народов в 18-ти известных по путешествиям государствах. О трудностях изучения этого языка писал и Ф. Щербина 1913 Черкесский язык очень беден количеством слов и невероятно труден по выговору.

Это язык гортанный, шипящий, как бы приспособленный к передаче слов шепотом, к подражанию молчаливой величественной природе Кавказа. Среди северокавказских абазин был распространен и кабардинский язык. В 1748 г. кабардинские князья заявили, что абазины разговор имеют такой же, как и мы. Немного раньше, в 1743 они утверждали, что шапсуги имеют особливый язык. Это свидетельствует о том, что в то время шапсугский диалект имел большое разнообразие.

В свою очередь, кабардинский язык был впервые зафиксирован в словнике, составленном в 1688 г. Дрешером. Судя по некоторым фонетическим особенностям кабардинского языка того времени, он близок хакучинскому и особенно шапсугскому диалекту нашего времени. Поистине, наш язык - это также наша история, как писал в 1728 г. Я. Гримм. Проблема многоязычия характерна и для Карачаево-Черкесии.

Здесь представлены 4 коренных языка карачаево-балкарский, ногайский тюркский язык, абазинский и кабардино-черкесский иберийско-кавказские или кавказские языки. В 1638 г. А. Олеарий писал, что адыги в Терках низовья Терека почти все умеют говорить по-русски, а по словам Э. Челеби 1666 г в Малой Кабарде пользовались и грузинским языком. Д. Мотре в 1711 г. сообщал, что в адыгскую речь проникли некоторые русские, татарские и персидские слова.

По словам И. Гербера 1728 г адыги начали татарский и турецкий язык употреблять. Кроме обычного разговорного языка, народы Северного Кавказа употребляли местные жаргоны и условные языки. Адыгские феодалы, например, во время военных набегов разговаривали на особом жаргоне, непонятном для других, а во время охоты - на охотничьем языке шэк1уабзе, в целях обмана дичи и злых духов. О наличии такого тайного языка писали многие авторы. Я. Потоцкий 1761-1815 гг. утверждал, что охотничий язык является особым обрядовым языком представителей самого высшего сословия - князей.

В первые дни сентября писал он. каждый черкесский князь покидает свой дом, удаляется в горы или в лес, где строит шалаш из вековых деревьев. Его сопровождают преданные ему дворяне, но никто из его семьи не смеет приблизиться к шалашу. будь то даже его брат. Здесь все присутствующие пребывают замаскированными, т.е. они закрывают лицо и совершенно не говорят по-гречески все разговоры ведутся на некоем жаргоне, который они именуют шакобза. Ф. Дюбуа де Монпере. побывавший в Черкесии в 1833 г также отмечал наличие особого охотничьего языка у черкесских князей и дворян.

Он писал, что последние пользуются в разговорах между собой для конспирации совершенно особым языком, который они называют шакобза и который не имеет никакого сходства с черкесским. Простому народу говорить на этом языке не разрешается. На основании этого автор делает вывод, что черкесские князья и знать являются пришельцами.

Другие же авторы считают, что этим языком пользовались адыгские охотники, независимо от их социальной принадлежности. Помимо самих адыгов, адыгским языком владеют армяне черкесо-гаи г. Армавира и а. Бжеду-хабль, греки урым, татары тэтэрхэр и таты къурщ джутхэр, живущие постоянно в Адыгее, Черкесии и Кабарде. Ближайшими родственниками адыгов являются абхазы абхъаз, с которыми они составляют одну из абхазо-адыгских групп аборигенных кавказских языков.

С древнейших времен они живут бок о бок с адыгским племенем шапсугов-хакучинцев. По убеждению самих абхазов и адыгов, они происходят от одного народа-основы. Эту мысль облек в образную и удачную форму Ш. Инал-Ипа Абхазо-адыгская группа происходит из единого языка-основы, хотя этого языка-предка, давшего им начало, давно уже нет в живых он исчез, как зерно, из которого выросло ветвистое дерево. Ему вторит абхазский историк Г. Дзидзария Адыги и абхазы имеют общий корень происхождения. Близкое общение с русским народом вызвало у адыгов потребность в изучении русского языка. Еще в 1867 г. адыгский просветитель Кази Атажукин писал Адыги и теперь сильно ощущают необходимость знания русского языка, а будучи грамотными, они найдут средства к удовлетворению этой потребности. В самом начале XX в. В. Васильев также обращал внимание, что у черкесов велико стремление к русскому языку и русскому образованию. Он особо отметил, что почти нет такого взрослого темиргоевца, который не говорил бы, хотя и плохо, по-русски. Весьма образно подчеркнул эту мысль просветитель адыгского народа С. Сиюхов 1912 В практической жизни черкесы в сильной степени нуждаются в знании русского языка и грамоты, нуждаются до боли, до крика. Однако, когда русский язык власти попытались насаждать насильно, из-под палки народ сразу почувствовал это. Как отмечает И. Куценко, в начале XX в. среди народов потребовалось введение русского официального письмоводства. Но вводилось-то оно не нейтрально, для облегчения дружеского межнационального общения, а было ненавистной для горцев стороной насильственного, полицейского насаждения господства и потому вызывало резко отрицательное отношение. 3.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная культура адыгов

За годы, так называемой, дружбы народов и полного интернационализма , в каждом народе подавлялось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что… Национальное самосознание, подавляемое многие десятилетия, возрождаясь, стало… Это и понятно.Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История становления адыгейского языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие письменности
Развитие письменности. Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года составил адыгскую черкесскую азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги