Религиозный мир готов

Религиозный мир готов. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ А. С. Токарев согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле». Тем не менее, говоря об архаических религиозных воззрениях готов, нам придется оперировать данными, общими для всех германских племен.

Распространенная в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии, наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К. Крывлева и др выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще раннепервобытной общине – прежде всего тотемизм.

Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.

Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы.

Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней. Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания.

К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» – ясене Иггдрасиле, мировом дереве (мировой дерево, ось мира – общая для многих индоарийских народов вертикальная мифологическая доминанта ). Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни. Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племен.

Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение – виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз. В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве – уже на том свете.

С другой стороны пиры воинов в обители бога войны – своеобразный милитаризированный рай – также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев. По отношению к готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Кессарийского, который указывает, что главными доблестями готов считались храбрость и смерть в бою. §2.