рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовная культура древних германцев

Духовная культура древних германцев - раздел Искусство, Содержание Введение 3 Глава I. Религиозные Воззрения Древних Германцев 8 §1. ...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава I. Религиозные воззрения древних германцев 8 §1. Картина мира 8 §2. Архаические пережитки в религии 11 §3. Пантеон богов 12 §4. Жреческая организация 15 Глава II. Культура древних германцев 17 §1. Устная и песенная культура 17 §2. Художественная культура 19 Заключение 24 Список источников и литературы 26 Примечания 28 Приложение ВВЕДЕНИЕ История древних германцев – история этноса, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы.

Однако некоторые аспекты его истории до сих пор исследованы недостаточно. Это, в частности, относится к духовной культуре древних германцев. Несмотря на наличие источников («Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита, «Естественная история» Плиния Старшего), духовная культура древнегерманских племен изучена недостаточно, чем и объясняется актуальность нашей темы. Главными источниками являются сочинения Тацита («Анналы» и, прежде всего, «О происхождении германцев и местоположении германцев» ), а также «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря.

Эти источники дают богатый материал о расселении, хозяйстве, занятиях, обычаях, верованиях древних германцев, однако необходимо заметить, что работа с этими источниками требует критического подхода, поскольку зачастую источники противоречат друг другу.

Так, противоречия находятся даже в сочинениях одного и того же автора – Тацит: он то идеализирует древних германцев, то акцентирует внимание на их «варварских» чертах. Иногда в одной работе он пишет о том, что такой-то факт имеет место, а другой – что ничего подобного нет (типичный пример – вопрос о серебряных рудниках в Германии, о чем будет детальнее сказано в третьей главе). Больше всего проблем с источниками возникает при изучении религиозных воззрений древних германцев.

Так, С. А. Токарев называет следующие источники изучения древнегерманской религии: 1) археологические памятники; 2) сообщения классических римских и греческих писателей; 3) данные средневековой христианской литературы – церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр.; 4) средневековые скандинавские сборники – Эдды: Старшая, или Поэтическая (X – XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или прозаическая (XII – XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат; 5) новейшие пережитки древней религии в виде народны поверий и обычаев, описанных в этнографической литературе.

Из источников, нам доступным и дающим сведения о религии древних германцев, мы использовали, помимо «Младшей Эдды» и «Старшей Эдды», «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, а также «Анналы» и «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита. Однако у этих источников есть свои недостатки.

Так, М. А. Коган, автор главы о древнегерманских племенах в «Очерках истории Германии с древнейших времен до 1918 года», считает, что и Цезарь, и Тацит пишут о религии германских племен неточно и неверно. Оба римлянина называют богов германцев римскими именами, «безнадежно преградив этим путь исследователям». На наш взгляд, Тацит, как и Гай Юлий Цезарь, называет германских богов латинскими именами для удобства читателей. Дело в том, что в Древнем Риме религия была достаточно толерантна, и, многочисленный пантеон богов постоянно пополнялся – то за счет обожествления каких-либо императоров (а то и их родственников, как, например, четырехмесячной дочери Нерона), то за счет «заимствования» богов из других пантеонов, как, например, азиатской Кибелы.

Некоторые боги, которым уже были аналоги в древнеримском пантеоне, не заимствовались, и в исторических или географических сочинениях «переводились», чтобы для римского читателя было ясно, о каком боге идет речь. Таким образом, исследователю, чтобы понять, о каком боге говорит Тацит и какое значение имел этот бог для древних германцев, необходимо знать античную мифологию и уметь находить мифологические параллели.

При этих условиях религиозные воззрения древних германцев предстают более четко. Что касается религии скандинавов, известных нам из Эдды и ряда других источников, то, по мнению М. А. Когана, она не совсем адекватна религии древних германцев, и отражает иные социальные отношения.

В Эдде божества скандинавов сведены в пантеон, в иерархическую систему, тогда как конкретные племена древних германцев имели своих локальных богов и свои племенные культы. А. С. Токарев согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле». Однако, в отличие от М. А. Когана, А. С. Токарев считает, что именно у скандинавов сохранилась дольше всего исконная, самобытная религия древнегерманских племен, поскольку они стояли в стороне от влияния кельтов и римлян, а позже – христиан, в отличие от южных и особенно юго-западных – прирейнских и придунайских – племен.

Таким образом, для того, чтобы проанализировать религиозные воззрения древних германцев, необходимо использовать широкий круг литературы по религиям других индоевропейских народов, чтобы иметь возможность обоснованно проводить соответствующие мифологические параллели. Именно этим объясняется внесение в список литературы таких названий, как «Греческая мифология» И. Г. Гусмана, «Легенды и мифы Древней Греции» А. Н. Куна, «Мифы древней Индии», «Религия древнего Рима», «Мифы народов мира». Особенно примечательна и может вызвать недоумение работа С. Щепановская (Семиры) и В. Веташа «Астрология и мифология»: конечно, очень многие положения этой книги с наукой имеют мало общего.

Тем не менее необходимо отдать ее авторам должное: научный аппарат работы находится на должном уровне, работа по обобщению мифологии народов мира и профеению мифологических параллелей проведена тщательная и глубокая; единственное, что вызывает сомнения – выводы, которые авторы строят на основе вполне серьезных научных выкладок, так как связаны с такой малоисследованной и полной домыслов и мифов областью, как астрономия.

Кроме того, необходимо упомянуть еще о двух работах, которые помогли в изучении устной и песенной культуры древних германцев: это «Эдда» и сага» А. Я. Гуревича и «Западноевропейский эпос». Книга А. Я. Гуревича вводит читателя в мир древнескандинавского мифа и эпоса; в центре внимания автора – трактовка героев в песнях «Эдды» и сагах. «Западноевропейский эпос» - работа более общего характера, она охватывает больший хронологический период и большее число проблем, в том числе и интересующую нас проблему устной и песенной культуры древних германцев.

Таким образом, видно, что по отдельным проблемам духовной культуры древних германцев существуют отдельные работы; однако не имеется в отечественной историографии обобщающего исследования по данной проблеме.

Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы – изучить духовную культуру древних германцев. Для реализации этой цели задачи поставлены следующие: 1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен; 2) исследовать религиозные воззрения древних германцев; 3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.

Работа построена по проблемному принципу и состоит из двух глав: первая посвящена краткому очерку общего развития древнегерманских племен (хотя это и не относится к непосредственной цели нашей работы, но без этого будет сложно оценить уровень духовной культуры германцев); вторая посвящена непосредственно духовной культуре древних германцев. ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ §1.

Картина мира

Убив одного из них – великана Имира – боги из тела его создали небо и ... Здесь мы видим очередную связь с общими индоарийскими корнями, которые... «Но поскольку старина пишет Тацит, всегда доставляет простор для всяче... Стенаний и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Таким образом, наряду с кремацией Тацит пишет и о могилах, обкладываем...

Архаические пережитки в религии

Ф. Пережитками тотемизма можно считать прежде всего названия некоторых пл... Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. В ка... Коган считает, что главными божествами германцев был Вотан, или Водан ... Фрэзер истолковывает этот миф более глубоко: как знак связи культа пло...

Жреческая организация

А. д. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ §1. Между отдельными песнями «Эдд» есть довольно значительные стилистическ... Свидетельства эти подтверждаются данными археологии, которые показываю...

Заключение

Заключение Характеризуя культуру древних германцев, еще раз подчеркнем ее историческую ценность: именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие народы Западной Европы. Народы современной Германии, Великобритании, Скандинавии обязаны своей культурой тому удивительному сплаву, который принесло взаимодействие латинской античной культуры и древнегерманской.

Несмотря на то, что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм. Прежде всего, религия древних германцев, несмотря на ряд архаичных форм (прежде всего тотемизм, человеческие жертвоприношения) представляет богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей.

Конечно, на этом поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается масса «белых пятен» в этом вопросе. Кроме того, возникает немало вопросов по поводу репрезентативности источников.

Следовательно, эта проблема нуждается в дальнейшей разработке. Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. До сих пор обе «Эдды» остаются одним из шедевров мировой литературы. Однако, как указывает А. Я. Гуревич, в отличие от литературы античного мира памятники древнесеверной литературы попали в круг интересов европейцев сравнительно поздно, только в конце XVIII – начале XIX в и поэтому также пестрят «белыми пятнами» - и в переводе, и в интерпретации текста. Кроме того, добавим, что проблема еще и в соответствии дошедших до нас текстов реальной культуре древних германцев – этот вопрос также нуждается в дальнейшем изучении.

Наконец, художественная культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т. д. Однако несомненно и то, что любой вопрос таит в себе безграничные возможности для его дальнейшего исследования; именно поэтому автор данной курсовой работы считает это сочинение далеко не последним шагом в изучении богатой и древней духовной культуры древних германцев.

Список источников и литературы

Т. 5. Т. Эпоха классообразования. Стеблин-Каменский М.

Примечания

Примечания.

– Конец работы –

Используемые теги: Духовная, Культура, древних, германцев0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовная культура древних германцев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция № 1. Духовная культура: понятие, проблемы, принципы. Религия в контексте духовной культуры
Лекция Духовная культура понятие проблемы принципы Религия в контексте духовной культуры... Происхождение и исторические формы классификация религии... Существует теологическая богословская и научная научно философская версии происхождения религии...

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным
Велесова книга • Велесова книга о происхождении славян • Религиозные понятия древних славян • Связь обычаев с природными силами • Символика славян… Я считаю, что эта тема заинтересовала меня в данном случае как человека,… Нельзя понять историю славянства без истории индоевропейцев. Славянство –ствол большого индоевропейского древа.Нам…

Культура поведения, культура общения и туризм
Поэтому, оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение. Культурный… Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько… На одном из пышных и изысканных примов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых…

Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества
Духовность сегодня — условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития… Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в… Духовная жизнь общества — область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

"Енеида" І Котляревского - ее место в украинской духовной культуре
О. Білецький слушно зауважив, що бурлескна (жартівлива) література стала перехідною ланкою від шкільно-церковної схоластики, що не відповідала вже… Приступаючи до опрацювання Вергілієвої “Енеїди”, І. Котляревський використав… Зважаючи на жанр поеми, І. Котляревський у зниженій яскраво гумористичній тональності, у дусі народної сміхової…

Духовная культура адыгов
За годы, так называемой, дружбы народов и полного интернационализма , в каждом народе подавлялось все национальное, все самое лучшее, мудрое, что… Национальное самосознание, подавляемое многие десятилетия, возрождаясь, стало… Это и понятно.Ведь человек, у которого нет ни своего дома, ни своей улицы, как поется в той песне, т. е. человек,…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Духовные предпосылки евразийской культуры Евразийство противопоставляет себя всем натуралистическим или биологическим теориям культуры, как экономический материализм, расизм и т.п. Но в то… Для евразийства всякая идеальность неотделима от некоторой связанной с нею… Определение духовной стороны евразийской культуры наталкивается на ту трудность, что "духовное" как порождение энергии…
  • Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой духовной культуры Ничто не может быть большей гарантией от умственной деградации и стимулом к развитию, чем изучение Библии. Как средство развития мышления Библия… Разум, соприкасающийся с мыслями Вечносущего, не может не расширяться и не… На ее страницах можно найти историю глубокой древности, рассказы о благородной жизни, принципы правления государством,…
  • Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...
  • Духовная и художественная культура Древней Греции КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ВСТУПЛЕНИЕ Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация… Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи. I. КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XIIВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200гг.…
  • Эволюция духовной культуры человека и происхождение исскусства 149 ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА Условия выделения искусства... Резюме... Таким образом искусство палеолита заключало в себе важнейшие факторы становления человека разумного создание первого...