рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ориентиры ценностей

Работа сделанна в 2005 году

Ориентиры ценностей - раздел Искусство, - 2005 год - История города Владимира Ориентиры Ценностей. Золотые Ворота. Золотые Ворота Принадлежат К Числ...

Ориентиры ценностей.

Золотые ворота. Золотые Ворота принадлежат к числу уникальных исто-рико-архитектурных и военно-инженерных памятников Руси. Они построены в 1164 году в качестве главных ворот столицы могучего Владимиро-Суздальского княжества. Если вспомнить, что Золотыми назывались главные ворота столичных городов Древней Руси - Киева, равно как и Византии - Константинополя, то идея их сооружения во Владимире становится понятной. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский говорил о назначении Владимира Да будет сей град великое княжение и глава всем. Это означало, что Золотые ворота сооружаются как символ новой столицы Руси. Назначение памятника превосходно выражено в его формах огромная арка - символ гостеприимства и торжества, мощные и высокие стены - признак неприступного бастиона.

Возле Золотых ворот владимирцы встречали свои славные полки, возвращавшиеся из походов на врага. Через них проходила боевая дружина, участвовавшая в знаменитом Ледовом побоище в 1242 году. У ворот Александр Ярославич Невский, пришедший в 1252 году, чтобы стать владимирским великим князем, целовал крест на верность владимирцам. Через них проходил владимирский полк, участвовавший в легендарной Куликовской битве 1380 года, а также воины Владимирской дивизии, которой командовал Суворов.

Многочисленные осады, особенно татаро-монголами в 1238 году, причинили памятнику серьезные повреждения. В середине XV века московский зодчий Василий Ермолин произвел ремонт церкви над воротами.

Но в начале XVII столетия они вновь пострадали уже от пушечных ядер польских интервентов. В середине XVII столетия московский зодчий Константинов составил обстоятельную смету ремонтных работ, однако из-за недостатка средств провести их удалось только в 1687-1691 гг. В конце XVIII - начале XIX веков на воротах были произведены значительные ремонтно-реконструктивные работы по проекту архитектора Чистякова. Они оказались застроенными притворами с южной и северной сторон, к углам памятника были подведены подпорные стенки, скрытые в четырех круглых башнях с ложными бойницами.

Все эти пристройки возникли на месте срытых земляных валов XII века. При этих работах была перестроена верхняя часть Золотых ворот и надвратная церковь. Золотые ворота имеют вид огромного куба, прорезанного аркой и увенчанного златоглавой церковью. В древности арка защищалась бревенчатыми массивными створами. 11 В XII столетии они были украшены листами кованой золоченой меди. Эти створы висели на четырех петлях, выкованных из трех полос стали.

Две верхние петли сохранились возле арочной перемычки, а нижняя пара заросла землей, закрывшей нижнюю цокольную часть ворот почти на два метра. Створы имели распространенное на Руси запорное устройство в виде массивного бруса, который одним концом задвигался в углубленное гнездо, а другим - в желоб. Гнездо и желоб для запорного бруса сохранились под арочной перемычкой, ограничивавшей высоту створов. В южной стене Золотых ворот, обращенной к сохранившемуся земляному валу, находится лестница. 64 ступеньки, устроенные в шестиметровой толще стены, ведут в надвратную церковь.

На высоте около 9 метров виден древний дверной проем ныне окно, выводивший на боевую площадку. Слева у проема сохранились надписи XII-XIII веков. Выделяются крест сложной конфигурации и слово Гюргичь, начертанные острием боевого ножа. Можно думать, что это знак скорби и памяти о Владимире Георгиевиче, молодом московском князе, плененном монголо-татара-ми и убитом на глазах у своих братьев перед Золотыми воротами.

Около лестничной площадки можно увидеть обнаженную кладку южной стены. Хорошо просматриваются облицовочные белокаменные блоки и внутренняя основа стены забутовка из необработанного мягкого ноздреватого известняка и валуна дикого камня, скрепленных прочным известковым раствором. В настоящее время в надвратной Ризоположенской церкви размещена военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Она отображает важнейшие страницы местной военной истории, показывает выдающихся полководцев и флотоводцев-владимирцев, рассказывает о подвигах земляков Героев Советского Союза. Макет осады Владимира монголо-татарами восстанавливает древний западный Новый город и Золотые ворота во время штурма хана Батыя 1238 г В центре зала экспонируются боевые знамена 9-го гренадерского Сибирского и 10-го гренадерского Малороссийского полков, которые были расквартированы во Владимире.

Знамена овеяны славой замечательных побед наших солдат в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. На южной стене размещены материалы о генерале Николае Григорьевиче Столетове, организаторе болгарского народного ополчения, лично возглавлявшем оборону легендарной Шипки в самые тяжелые дни боев. Здесь же размещена экспозиция, посвященная русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. В 1780-х годах 12 он командовал Владимирской дивизией и жил в своем ундольском имении в 30 километрах от Владимира.

Особую ценность представляют боевой штандарт первой половины XVIII века и портрет Александра Васильевича в чине генерал-поручика работы крепостного художника. Рядом находится экспозиция, отображающая участие владимирцев в Отечественной войне 1812 года. Экспонирован гравированный портрет русского полководца П. И. Багратиона. После ранения в Бородинском сражении он лечился в селе Симе под Юрьев-Польском, где и умер. Здесь же представлено русское и трофейное оружие ХП-XIX веков, На западной стене можно видеть материалы о русском флотоводце Михаиле Петровиче Лазареве, родившемся во Владимире.

В галерее Золотых ворот, где в древние времена защитники города несли сторожевую вахту, размещена экспозиция, отображающая боевые подвиги Героев Советского Союза - уроженцев и жителей Владимирской области, Экспонируются портреты героев, их фронтовые реликвии и оружие периода Великой Отечественной войны, мемориальные вещи и документы. Среди материалов выставлен шлем Н. П. Каманина, первого уроженца области, удостоенного звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев 1934 г Ценной реликвией является секстант - прибор, с помощью которого чкаловский экипаж определял местоположение самолета во время знаменитого перелета в Америку 1937 г Этим прибором, снятым с легендарного самолета, пользовался штурман перелета А. В. Беляков, имеющий прочные связи с Владимирщиной.

Посетитель сможет здесь также познакомиться с боевыми подвигами Николая Гастелло, Алексея Лопатина, Евгения Пичугина, Николая Молева и других героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Успенский собор. ул. III Интернационала, 56 800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры.

Он был заложен 8 апреля 1158 года. Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Влади-миро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами монголо-татарских захватчиков. Он видел прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных русских земель. В нем восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания.

У его алтаря возводились на княжение легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской и все другие владимирские и 13 московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века храм был главным собором Руси. Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен, от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII-XVIII веков.

Владимирский князь Андрей Боголюбский видел в православной церкви активнейшего помощника в проведении политики объединения разрозненных русских земель. Он понимал, что церковь будет рьяным защитником его княжеского аторитета, а потому не пожалел средств на пышное убранство собора. Князь выделил собору лучшие села и слободы, десятую часть в своих обширных стадах, хлебах, доходах от торговли.

Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава первоначально он был одноглавым, торжественные порталы входы, устроенные с трех сторон, а также арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были окованы листами золоченой меди, двери храма украшены жемчугом великим и драгоценными камнями, а стены и своды яркой фресковой росписью. Свет хоросов - люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с сочными красками росписи, архитектурными деталями и украшениями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, превосходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. Так было и позднее, в конце XV века, когда во Владимир приезжал известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, внимательно изучавший Успенский храм и построивший по его образцу одноименный собор Московского Кремля.

В 1185-1189 годах собор был расширен с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, он оказался как бы в футляре между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась. Он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года монголо-татарские захватчики, которым удалось сломить оборону города, разграбили храм и подожгли его. В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим отрядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные ценности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню. 14 В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение.

С начала XVIII столетия предпринимались попытки его восстановить.

В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной крестьянин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей, В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор подвергся капитальной реставрации, в результате которой было восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески XII и XV веков, установлено квалифицированное наблюдение за состоянием памятника, неоднократно проводились укрепительные, профилактические и реставрационные работы.

В последние годы в соборе укреплена и промыта фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, позолочен центральный купол.

Архитектурный облик памятника своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, которые на западном фасаде соответствуют пяти нефам - продольным частям храма, направленным с запада на восток. Три средних деления западного фасада соответствуют ширине храма 1158- 1160 гг а два крайних обозначают ширину галерей, пристроенных в 1185-1189 гг. Центральная часть собора вместе с огромной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древнерусского храма.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине северного, западного и южного фасадов и поднятый на алтарных полуцилиндрах. Внутри собора, в его центральной части, сохраняются фрески гениального русского художника Андрея Рублева и его старшего товарища Даниила Черного.

Эти фрески написаны на тему традиционного Страшного суда. Однако Андрей Рублев отказался от функции устрашения. Его образы лишены аскетизма. И это понятно, если вспомнить, что Русь в ту пору была горда замечательной победой, которую ее сынам удалось одержать над монголо-татарами и на поле Куликовом, Лаконизм и ясность композиции, виртуозный рисунок, совершенный колорит, достигнутые Андреем Рублевым в фресках Успенского собора, являются свидетельствами огромного таланта выдающегося художника.

Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья Андрей Боголюбский, его брат 15 Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а также древнерусские писатели - епископ Симон, один из авторов Киево-Печерского патерика, и Серапион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он призывал русских людей к единению. Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем 1810 г. стоит на месте старой, пострадавшей в 1806 г. во время грозы.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, выстроен в 1862 г. по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена. Дмитриевский собор. ул. III Интернационала, 58 Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архитектуры как одно из интереснейших творений владимирских зодчих. Строительством собора в 1194-1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложилась.

Вместе с зодчими выросли замечательные мастера каменотесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы. Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к началу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы.

Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли. Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Николая I 1834 год, привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фигуры святых грубой работы встали на месте древних рельефов.

Эта варварская реставрация длилась 13 лет. Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделяется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрационные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, устранили серьезные деформации сводов, парусов, 16 светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ровные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особенностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного.

На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифических грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла. Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором сидит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изображениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший законченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества - Рождественского собора в Суздале и Георгиевского - в Юрьев-Польском. Успенский собор Княгинина монастыря. пос. Воровского Успенский собор расположен в северо-западной части Владимира.

Он заложен 15 июля 1200 года и закончен в сентябре 1202 года. Собор был сооружен как главный храм монастыря, постройку которого летописи связывают с именем первой супруги владимирского князя Всеволода III - Марии, дочери чешского князя Шварна. Мария Шварновна была матерью восьми сыновей и четырех дочерей Всеволода. Тяжело заболев, она решила постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получил имя Княгинина. В отличие от белокаменных построек, этот памятник был сложен из тонкого плиткообразного кирпича - плинфы.

Другим его отличием явилось значительное расширение центральной подкупольной части и сужение боковых. Можно думать, что это обстоятельство и недостаточное заглубление фундаментов послужили причиной разрушения собора. В начале XVI века на укрепленном старом фундаменте был сложен новый собор. Видимо, понимая причины разрушения древнего храма, мастера несколько 17 раздвинули стены нового собора и укрепили все четыре угла двойными сводами.

Верх собора был сложен в новых московских традициях, в виде двух ярусов килевидных кокошников, возвышающихся над закомарами, которые венчают стены. Как и древний храм, собор начала XVI века был окружен узкими галереями. Успенский собор неоднократно реставрировался. В 1924- 25 гг. под руководством архитектора П. Д. Барановского восстановлена глава, освобожденная от поздних надстроек. Затем памятник реставрировался в 1949 году, и, наконец, в 1959-60 гг. были проведены значительные реставрационные работы, вернувшие ему изначальные формы завершения.

Работы проведены под руководством и по проекту архитектора И. А. Столетова. Три расписанных перспективных портала ведут во внутрь собора, где сохранилась фресковая роспись 1647-1648 гг. работы московских художников с Марком Матвеевым во главе. Фрески написаны по каноническим сюжетам и отличаются интересными многофигурными композициями, декоративностью, красивым колоритом. На западной стене размещена композиция Страшного суда. Обычно в этом сюжете художник изображает две противоположные группы - праведников и грешников.

В группе праведников - она направляется в рай - вместе со святителями, пророками, мучениками изображаются князья и цари. Для представителей простого народа недостает места. Зато в числе грешников всегда изображаются простолюдины. В фресках Успенского собора все грешники представлены иностранцами. Фрески XVII века были записаны в 1867-69 гг. мастерами Мазуриным и Кузнецовым. Расчистка от записей фресок была предпринята после окончания Великой Отечественной войны и продолжалась в течение 1945 - 46 гг. Ее осуществляли реставраторы Е. А. Домбровская, И. В. Овчинников и другие.

Успенский собор был местом захоронения владимирских княгинь и княжен. В XIII веке здесь были погребены обе супруги Всеволода III - Мария Шварновна и Анна Васильевна, жена Александра Ярославича Невского - Александра Брячеславовна - и их дочь смоленская княгиня Евдокия. Княгинин монастырь принадлежал в XVI-XVII вв. к числу крупных феодалов.

Его владения славились богатством, а эксплуатация жестокостью. Рождественский монастырь. ул. III Интернационала, 70 К востоку от Дмитриевского собора высится мощная кирпичная стена с бойницами 1729 г Рождественский монастырь, созданный в 90-х годах XII века и считавшийся 18 монастыря ставились местные епископы. Отсюда сел на владимирскую епископию Симон - один из авторов известного памятника древнерусской литературы начала XIII века Киево-Печерского патерика. Рождественскому монастырю принадлежала древнейшая рукописная летопись, известная под названием Лаврентиевской. 23 ноября 1263 года в главном монастырском храме он перестроен в середине XIX века был похоронен выдающийся полководец Александр Ярославич Невский.

В течение последних одиннадцати лет жизни он был Великим владимирским князем. При нем в 1262 году во Владимире, Суздале и других городах вспыхнули народные восстания. Горожане избили и изгнали татарских численцев и баскаков, собиравших дань и нещадно грабивших народ.

Надо было ждать от монголо-татар жестокой расправы. Чтобы предотвратить новое разорение Владимира, Александр Ярославич отправился в Золотую Орду на поклон к хану. Цель была достигнута, но сам Александр Ярославич на пути во Владимир заболел и умер в Городце на Волге. Полагают, что именно при Рождественском монастыре была создана первая во Владимире цифирная школа, открытая в феврале 1722 года. Единственным учителем в ней был Алексей Маметьев, присланный во Владимир из Морской академии, а учащимися - семь мальчиков. В 1744 году с учреждением Владимирской епархии Рождественский монастырь был упразднен и превращен в архиерейский дом. АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК XVIII ВЕКА Здание бывших губернских присутственных мест ул. III Интернационала, 58 За сквером Липки возвышается трехэтажное каменное здание - памятник архитектуры XVIII века - бывшие присутственные места.

Это вытянутое в плане сооружение, фасад которого украшен в центре и по флангам портиками пилястр.

Своеобразны его интерьеры. Все три этажа имеют длинные коридоры, перекрытые сводами. Присутственные места были построены в 1783-1785 гг. после учреждения губернии и превращения города в ее административный центр. В здании сосредоточивался губернский управленческий аппарат. 19 В 1886 году здесь проходил суд над участниками знаменитой Морозовской стачки, вспыхнувшей в Покровском уезде. Стачка впервые в истории русского рабочего движения закончилась победой текстильщиков царское правительство вынуждено было принять закон о штрафах, ограничивавший произвол фабрикантов.

В настоящее время в здании находятся отделы и управления исполкома областного Совета. АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК НАЧАЛА XIX ВЕКА Здание бывшего дворянского собрания ул. III Интернационала, 33 Здание бывшего дворянского собрания находится на площади Свободы. Оно построено в классическом стиле в 1826 году и отличается красивыми пропорциями, стройным портиком из классических парных колонн ионического стиля, завершенных легким фронтоном.

Роскошный вестибюль с колоннадой и расходящимися маршами лестниц ведет на второй этаж здания. В октябре 1905 года в этом здании на митинге выступал социал-демократ, известный потом публицист П. И. Лебедев-Полянский. 25 июня 1927 года в здании бывшего дворянского собрания выступал В. Маяковский. В настоящее время здание отдано под Дом офицеров. ЗДАНИЕ ШКОЛЫ 23 Бывшая мужская гимназия К бывшему дворянскому собранию примыкает, продолжая его, здание бывшей мужской гимназии с шестиколонным портиком, построенное в 1841 году. Здесь учились выдающийся ученый-физик А. Г. Столетов, его брат генерал Н. Г. Столетов, коммунист, комиссар Чапаевской дивизии П. С. Батурин, академики Ф. П. Саваренский и А. А. Благонравов.

Сейчас в здании размещена средняя школа 23. 20

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История города Владимира

Старый Владимир в этом отношении не исключение. Есть свои раритеты и у него. Это, конечно же, земляной вал с Золотыми… Но сегодня эти приметы былого величия выглядят лишь небольшими островками среди застройки последующих восьми столетий.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ориентиры ценностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возведение нового града
Возведение нового града. Выбор места и начало строительства Выбор Владимиром Мономахом в 1108 году места для закладки нового города был сделан очень удачно. Из гряды холмов, почти вплотную п

Приобретения и утраты
Приобретения и утраты. Мрачные события Самая страшная страница истории города связана с мрачными временами татарского нашествия. Владимир не выдержал осады и пал. Взятие Владимира татарами замедлил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги