рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса

Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса - раздел Искусство, Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса Место И Значение Народных Знаний В Развитии Ногайского Этноса. На Протяжении ...

Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса. На протяжении веков народ вырабатывал эмпирические знания в различных областях жизни. Среди них на первом месте стоят знания в области народной медицины и ветеринарии.

Многие наблюдатели отмечали, что в уходе за скотом и лечении его ногайцы не уступали ветеринарам. Специалисты по лечению вывихов и переломов назывались суьек уста, или яракшы знаток костей. При вывихе или смещении поломанной кости ее приводили к нормальному положению путем вытягивания, вправления и массажа. На перелом накладывали дощечки-лубки и бинтовали тряпкой. Чтобы повязка затвердела, ее предварительно обмазывали тестом или намыливали. Известны были и другие способы фиксации кости.

Поврежденный участок обматывали бинтом, смазанным яичным белком. В других случаях накладывали свежесодранную шкуру барана, которая ссыхалась и образовывала тугую повязку. Последний способ был известен и соседним народам, например, карачаевцам. При лечении желудочных и легочных заболеваний народные лекари применяли настои различных трав, молоко, масло. Как уже отмечалось, широко распространено было кумысолечение. Легочные заболевания лечили также барсучьим жиром, кислым молоком с толченым чесноком. 27, С. 117 В период военной службы на Кавказе помощью ногайских знатоков народной медицины пользовался Л. Н. Толстой.

Он писал Ногаец лечил мое горло порошком чернильного ореха. Он уверяет, что гладкий орех полезен для мужчин, а шишковый для женщин . 14, С. 59 Для лечения открытых ран изготовляли мазь из топленого масла, яичного желтка, меда, пчелиного воска, муки. Нарывы и раны обкладывали подорожником каратаспа, который вытягивал гной. Известны были более двадцати болезней животных и способов борьбы. Маска ряженого теке бы с ними. Некоторые из них кажутся странными, другие вполне рациональны.

Так при легочном заболевании животное заставляли утром проглотить кусок соленого мяса ежа. Для лечения легких использовали тюлений жир. При поносе теленку давали выпить теплую баланду из прожаренных отрубей, а затем хвост у корня завязывали красной материей. При поносе у коровы, помимо отмеченного способа, использовали следующий толкли древесный уголь, сыпали его в теплую воду и вливали корове в рот. От той же болезни кормили верблюжьей колючкой янтакъ. Если загнаивалась рана и заводились черви, ее очищали палочкой и посыпали порошком из сушеной на солнце молодой полыни ювсан, а затем завязывали. 4, С. 66 Народный опыт накопил знания и о пользе грязей.

На рану животному иногда накладывали озерную грязь. Рядом со станицей Железноводской были источники минеральной воды. Ногайцы издавна знали их целебные свойства. Эта вода излечивала их от многих болезней, они опытом дошли, что она весьма значительно останавливала падеж их скота. Средством лечения были и кровопускания.

Для этого с помощью специального инструмента из рога къартыкъ высасывали кровь. Если конь растягивал сухожилия, ногу ему выше колена туго завязывали. Овец после стрижки купали в воде с табаком. Глаза им лечили сахарным песком. 5, С. 39 Большим бедствием для скотоводов являлись постоянные эпизоотии. От ящура силекей скот лечили вырезанием и прижиганием язв, давали нюхать горящую серу, разводили в воде и давали пить квасцы ашув тас. Но тысячи голов скота погибали от сибирской язвы карасан, оспы шешек, чумы оьлет, талав, против которых рационального лечения не было. Только в конце XIX в. был установлен карантинный контроль на дорогах в Закавказье, а также улучшена ветеринарная служба.

Эти меры до некоторой степени способствовали уменьшению эпизоотии. О религиозно-магических способах лечения людей уже говорилось выше. Сходными способами лечили и животных.

В условиях кочевого скотоводческого быта у ногайцев не могли не получить развитие знания в области народной зоотехнии. Наблюдатели и путешественники не раз отмечали, что ногайцы - искусные животноводы. 7, С. 96 В ногайском языке богато представлены названия всех видов, по мастям и полу, домашних животных. Общетюркские наименования крупного рогатого скота, коней, верблюдов, овец сохранились у ногайцев до настоящего времени. Длительный опыт дал скотоводам знания о различных качествах коней, крупного рогатого скота, овец. Опытный конник атшы мог предугадать в жеребенке его будущие наклонности ходить под седлом, участвовать на скачках, быть умелым вожаком косяка. По различным признакам могли предсказать, много ли даст корова молока и какого оно качества.

Так, считалось, что если у коровы, несмотря на отличный корм, отвислый живот, выступают ребра, хвост длинный, то она должна давать много молока. Слой перхоти кайызгак на хвосте и в ушах коровы указывал на жирность молока. 49, С. 78 В скотоводческой практике народа встречались случаи, когда верблюдица не подпускала к вымени собственного верблюжонка.

Тогда на помощь приходили музыканты-домбристы. Они подходили к верблюдице и играли специальный мотив оьрелетейим, который имитировал жалобное мычание верблюжонка. В случае гибели окотившейся овцы ягненка приучали к другой овце. Если она не подпускала приемыша, прибегали к следующему способу. Чабан ладонью тер вымя овцы, а затем этой же ладонью - голову и спину ягненка.

Принюхавшись после этого к собственному запаху, овца принимала чужого ягненка. Если отмеченные приемы не давали желаемого результата, прибегали к мере, считавшейся крайней. Жеребенка, теленка или ягненка привязывали к столбу, подводили собаку и заставляли ее лаять. Кобыла, корова или овца бросались на защиту, а затем уже подпускали к себе спасенного . 11, С. 287 Прогнозы погоды у ногайцев делались как на ближайшие дни, так и на целые месяцы и времена года. Например, если утренняя заря красная - день будет плохим, вечерняя заря красная - день ожидается хороший, весной стоят туманы - к богатому урожаю, месяц при появлении смотрит вниз - к дождю, вверх или месяц прямой - к засухе.

Поведение птиц и животных помогало людям предугадывать изменения в природе. Ласточки летают низко над водой - к дождю, вороны скапливаются на одном месте и летают стаями - к резкой перемене погоды, скот много ест - к непогоде и т.д. С включением ногайцев в состав Российской империи среди них распространился также и юлианский календарь. Точное время его распространения указать трудно.

Интересно то, что ногайцы название каждого месяца по юлианскому календарю переделывали и осмысливали по-своему январь - яны бар дух есть, февраль - бери бар есть здесь, март - мырат мечта, апрель-этер эл сделает страну, май-май масло, июнь уьйин собирай и складывай, июль-ийин нагибайся, август-авыс меняйся, сентябрь-сенде бар у тебя есть, октябрь-окта бар есть на стреле, ноябрь - ная бар ная есть, декабрь - теке бар козёл есть . 28, С. 159 Дни летнего и зимнего равноденствия ногайцы называли куьнделим. Год делился на четыре части кыс зима, язлык весна, яз лето, куьз осень. Возможно, что в древности год делился только на две части - зиму и лето. Об этом говорят бытующие ныне поговорки язы алтыай шесть месяцев лета и кысы алты ай шесть месяцев зимы. Отрезок времени с 13 июля по 22 августа назывался яз шилле. Это было время сильной жары, когда выгорала в степи трава, и не хватало воды. 28, С. 159 Сосуществование в быт ногайцев нескольких календарей свидетельствует о различных этапах исторического развития народа и разнообразных этнокультурных влияниях.

Все же наиболее стойко сохранялся древний двенадцатилетний животный цикл, по которому ногайцы старшего поколения и в настоящее время указывают дату своего рождения. Степные кочевники не могли не иметь начатков астрономических знаний.

Небо их время, по небу они определяют точное время - писал Д. Шлаттер.

Ночью время определяли по положению луны и звезд, а днем по солнцу. Знание звезд и их положения на небосводе позволяло определять стороны света. Народная метрология ногайцев имела много сходного с метрологиями других народов. Большие расстояния - дороги, пашни, сенокос, пастбища - измеряли мерой шакъырым 1км - от слова шакъыр, т.е. позови, расстояние, на котором можно услышать человеческий крик. В основе большинства мер длины лежали размеры частей человеческого тела. Небольшие участки земли измерялись шагами абыт. Длину дома, бревен и т. д. измеряли размахом рук къулаш. В плотничьем и портняжном деле часто употребляли меру ярым къулаш - пол кулака. Со временем эти меры были заменены саженью, аршином и метром, но и в настоящее время в портняжном деле широко пользуются такими старыми мерами, как къарыс расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при растянутых пальцах суьем пядь эли толщина пальца доьрт эли толщина четырех пальцев. В основу большинства народных знаний лег многовековой опыт ведения хозяйства.

Именно он позволил возникнуть различным знаниям по народной ветеринарии, зоотехнии, метеорологии, народному календарю, метрологии и т. д. Часть из них выдержала испытание временем и находит применение в наши дни. 11, С. 45 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая обусловленность современных тенденций развития ногайского этноса

Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским образует… Северный Кавказ - многонациональный регион России. Среди народов проживающих… Историко-культурный аспект , рассмотренная на примере этногенеза ногайского народа является актуальной. Целью…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги