рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Колыванская камнерезная фабрика

Работа сделанна в 2008 году

Колыванская камнерезная фабрика - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 2008 год - Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань Колыванская Камнерезная Фабрика. Культура Обработка Камня Возникла В России X...

Колыванская камнерезная фабрика. Культура обработка камня возникла в России XVIII века в связи с расширением дворцового строительства, на волне интереса к античности и увлечения минералогией.

Один за другим возникли три центра камнерезного дела: Петергоф (1723 г.), Екатеринбург (1725 г.), Локоть (1786 г.). Из Локтя шлифовальная фабрика в 1802 г. была переведена в Колывань. Колыванский камнерезный завод был основан в этом же году Ф.В. Стрижковым. Выбор Колывани в качестве места для строительства фабрики определялся близостью к крупным месторождениям цветных камней: Коргонского, Ревневского, Белорецкого.

Камни каждого месторождения отличаются разнообразием цветовой гаммы, структуры. Приводят в восторг и геологов, и камнерезов, и художников, и ценителей камня. До настоящего времени сохранился архитектурный ансамбль из 2-этажного здания Колыванской шлифовальной фабрики построенной по проекту Ф.В. Стрижкова, здание, пруд и плотина, построенные в 1728 году. В «золотом» для Колыванской шлифовальной фабрики XIX веке, было изготовлено около 900 значительных произведений.

В XX векефабрика имела и взлеты, и падения, но во все времена изделия по своему художественному решению и художественному уровню соответствовали лучшим традициям искусства художественных промыслов, исторически сложившихся на Алтае. В годы Великой Отечественной войны завод, входящий в состав треста «Русские самоцветы» г. Ленинграда, трудился над специальными заказами – доводочными брусками, медицинским оборудованием. В эти сложные годы открыли ювелирный цех, который на протяжении последующих лет то начинал производство, то прекращал. 70-80-е годы ознаменованы вазами, их много, но все они были выполнены к юбилеям городов и украшают скверы г. Барнаула, Змеиногорска, Киева, Рубцовска.

Много изделий – ваз, шкатулок, письменных приборов и др. – было выполнено специально на международные и всесоюзные выставки. В 1992 году на Всесоюзной выставке народно-художественных промыслов «Алтай 92» был вручен Диплом I степени. На международной выставке «Сибсамоцветы – 93 » (г. Новосибирск) завод неоднократно был удостоен дипломов I и II степени. 1 марта 1999 года завод зарегистрирован как государственное унитарное дочернее предприятие «Колыванский камнерезный завод им. И.И. Ползунова». Были разработаны мероприятия по развитию завода, в которых предусмотрены средства на реконструкцию производственных корпусов, приобретение и установку нового технологического оборудования, приобретение техники для добычи поделочного камня и проведение геологоразведочных работ. В настоящее время ГУДП «Колыванский камнерезный завод» - предприятие, которое выпускает продукцию для устройства дорог (бортовой камень), облицовочную плиту, художественные изделия – вазы, мозаичные панно, шкатулки, подсвечники, мозаичные столы и столешницы, и оказывает услуги по изготовлению надгробных памятников.

Осуществляет добычу гранита и других поделочных камней.

Спрос на художественную продукцию возрастает, и главная цель – сохранение и дальнейшее развитие камнерезного дела на Алтае, расширение производства уникальных художественных изделий из природных материалов, возрождение мастерства камнерезов Колывани.

Конец XX начало XXI веков ознаменованы новыми интересными работами. Колыванский камнерезный завод сможет выполнить любой заказ – от небольшого сувенира до огромного камина, вазы, чаши, картины из камня, сохраняя и продолжая традиции камнерезов XIX века и внося новые идеи современности. Художественные изделия из цветных камней Алтая, созданные мастерами Колыванского камнерезного завода, всегда будут радовать и удивлять нас своей красотой [2]. 2.2. Особенности колыванских изделий и их роль сегодня Культура камня на Алтае существует ни один век. Академик А.П. Окладников в исследованиях пишет, что человек на Алтае начал обрабатывать дикий камень около 70 тысяч лет назад. Впервые представленные императрице Екатерине II и ее придворному окружению в 1785 году алтайские порфиры и яшмы вызвали восторженные отзывы.

Алтайские самоцветы сравнивали с известными всему миру античными порфирами, с камнями древнего Египта, но ничего похожего в царских коллекциях не нашлось.

Алтайский камень был неповторим! Самодействительность, самоцветность алтайских камней была подтверждена в 1786 г. Разнообразие их подтвердила находка Риддером пятнистой розовой брекчии, она так и названа – риддерской. Непохожесть на все другие камни России показывали первые же образцы ревневской зеленоволнистой яшмы. Но не разноцветные камни стали тем материалом, из которого сделаны первые алтайские вазы. Они были сработаны из черного локтевского порфира.

Изделия предшественницы Колывани – Локтевской шлифовальной мельицы – были невелики по размерам. Его вазы высотой не более метра, мелкие настольные украшения, столовые доски, детали дарохранительниц, но в них отразилась настойчивость русских рабочих в овладении современно необычным для Сибири ремеслом. Вазы алтайских самоцветов вошли не только в историю русского декоративно-прикладного искусства.

Некоторые из них связаны с историей дипломатии. В этом смысле чрезвычайно любопытна судьба квадратной чаши из коргонского порфира. Чаша была закончена в 1806 г. В столицу ее сопровождал отдельщик Яков Протопопов. Везли чашу почти полгода, а когда она появилась в столице и была представлена Александру I, то он решил, что эта чаша может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы, подаренные ему Наполеоном после заключения Тильзицкого мира. История этой вещи интересна тем, что у чаши есть три сестры.

Две пропали без вести, след их потерян, но одна осталась в России и находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Там же хранятся и удивительные, не только по красоте, но и по размерам круглая чаша на химерах из коргонского порфира, работа 1810 г и чаша эллиптической формы из зелено-волнистой ревневской яшмы. Ее привезли в Петербург в 1819 г. Но самая крупная в мире чаша, которую называют «царицей ваз», вырезена из цельного монолита значительно позже.

Посетивший Колывань в 1828 году штаб-лекарь Брыкбь записал свои впечатления и опубликовал их в Петербурге через три года. Вот что он пишет: «Здесь (на фабрике) видели мы собрание разного сорта моделей с резьбою; между прочим, алебастровую модель овальной чаши, которая будет семь аршин в длинном своем диаметре, а камень, из коего она будет приготовляться, есть зелено-волнистая яшма, и имеет девять аршин длины…» [3]. Овальная чаша диаметром 504*322 см, высотой 257 см, весом около 20 тонн. Ее обрабатывали более 11 лет только на фабрике, не считая предварительной обтески глыбы на карьере.

В настоящее время ваза украшает один из залов Эрмитажа [2]. Колыванские изделия большие и малые, разошлись по белу свету. Несколько вещей подарены монаршими руками в XIX в. И теперь находятся в Турции, Японии, Швеции. Колыванские изделия из музеев Петербурга и его пригородов экспонируются на всемирных выставках в Париже, Чикаго, Лондоне и Вене [3]. Их не раз заслуженно отмечаль дипломами и медалями.

К сожалению, не все еще известно о тех изделиях алтайских камнерезов, что находятся у нас в стране, но по каким-то причинам не попали в музейные собрания. Долгое время небыло известно ни одной вещи, подписанной Михаилом Лаулиным. Так и считали искусствоведы, что этот последователь Ф.В. Стрижкова, умершего в 1811 г не оставил своего имени на камне. Но вот, в потоке вещей, поступавших в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке в Москве, появилась ваза из нежно-розового белорецкого кварцита.

Камнерезы прошлого века называли его агатом. Камень этот неповторим, его не спутаешь ни с кем другим – он именно алтайский. На плите вазы подпись: «Колыванская шлифовальная фабрика, 1825 год, мастер М. Лаулин». В п. Колывань действует Колыванский музей камнерезного дела на Алтае. Здесь в экспозициях, документах, изделиях, коллекциях камней представлена история Колывани камнерезной, всемирно прославившей Алтай неподражаемым искусством своих мастеров.

История Колывани, ее изделий, ее мастеров еще не предстала перед нами полностью. Она тем более интересна для изучения, так как в Колывани сейчас возрождаются камнерезные традиции. Есть камень, ждущий своего звездного часа. От этого может зависеть экономическое развитие целого региона – камень надо уметь преподнести, а это может только художник. Есть природа, призывающая эффективнее использовать ее недра. Есть камнерезные школы, которые не знают, как выжить в современных условиях.

Есть подрастающее поколение, чей интерес к камню необходимо поддерживать. Поэтому видится целесообразным создание информационного центра, способствующего решению этих проблем, пропагандирующего камнерезное искусство.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Камнерезное дело на Алтае. Горная Колывань

В основном это, конечно, строительный камень, используемый для облицовки.Великолепные мозаики, фонтаны, монументальные композиции, как для… Художественная обработка камня в России – своеобразная и интересная область… Это непосредственно связано с высокими достижениями всего русского искусства, в первую очередь, с расцветом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Колыванская камнерезная фабрика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сущность камнерезного искусства
Сущность камнерезного искусства. В словаре русского языка В.И. Даль пишет: «Камень – всякая твердая нековкая и нераспускающая в воде горная порода в виде сплошной массы и отдельных кусков». С тех п

Камнерезное дело в Колывани
Камнерезное дело в Колывани. Шлифовальная фабрика была третьим предприятием в России XVIII в. Здесь обрабатывались и обрабатываются камни с трех крупнейших алтайских месторождений поделочных камней

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги